Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_6211.html


03 сентября 2003

Александр Петров

Обзор СМИ. Основные информационные поводы прошедшего месяца

Последний месяц лета традиционно не был насыщен событиями религиозной жизни, однако, те немногие события, которые имели место в августе, можно с полной уверенностью назвать "долгоиграющими проектами", так как не приходится сомневаться в их дальнейшем развитии и в содержательной дискуссии, которая им последует.

Возможное скорое вступление России в Организацию Исламская Конференция (ОИК), актуализация темы разгрома православными активистами выставки "Осторожно, религия!", скандальная ситуация с балетом "Благовещение", обращение Межрегионального союза национально–культурных объединений кряшен к патриарху Алексию II и президенту Владимиру Путину и предстоящий визит Далай–ламы в Россию – вот, пожалуй, основные информационные поводы прошедшего месяца, послужившие причиной целого ряда публикаций в центральных СМИ.

Инициатива президента о вступлении России в Организацию Исламская Конференция – центральная тема, которую не обошли своим вниманием большинство российских изданий

Во время своего официального визита в Малайзию, 5 августа, президент Российской Федерации заявил о желании России вступить в члены Организации Исламская Конференция (ОИК), на первом этапе, возможно, в качестве наблюдателя. Целью организации является борьба за единство и солидарность исламских стран и сотрудничество их в экономической, культурной и духовной областях.

Российский президент напомнил, что число российских мусульман (20 млн. человек) больше, чем во многих мусульманских стран, входящих в члены этой крупнейшей мусульманской международной организации.

Идею вступления России в Организацию Исламская конференция (ОИК) поддержали председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов и министр РФ, курирующий вопросы национальной политики, Владимир Зорин. На пресс–конференции в Москве министр отметил, что "усиление взаимодействия с организациями исламского мира очень перспективно не только с точки зрения геополитики государства, но и внутренней политики".

Перспективы вступления России в Организацию Исламская конференция президент обсудил с послом РФ по связям с международными исламскими организациями Вениамином Поповым, как сообщил Первый канал. По словам Вениамина Попова, в исламском мире этот шаг России восприняли весьма положительно: "Отклики уже идут – и весьма позитивные – в исламском мире. Это, на наш взгляд, естественно".

По сообщениям информационно–аналитических сайтов Страна.Ru и Финансовые Известия, стало известно, что во время этой встречи президент отметил также, что Россия готова взять на себя обязательства финансового характера, необходимые при вступлении в Организацию Исламская конференция.

Центральное духовное управление мусульман России поддержало предложение президента. "Вступление России в ОИК, на наш взгляд, станет историческим шагом на пути утверждения нашей страны в качестве ведущей мировой державы в современных условиях и несомненно явится самым своевременным ответом вызову глобальной угрозы терроризма и распространения экстремизма на планете", – говорится в сообщении Департамента внешней связей ЦДУМ России, сообщило инфомационное агенство "Интерфакс".

В этой же связи РИА "Новости" публикует интервью с секретарем по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священником Михаилом Дудко. В нем он заявил, что Московский Патриархат считает возможным участие России в деятельности международных исламских организаций. "Безусловно, этот вопрос не находится в компетенции Русской Православной Церкви. Но мы считаем возможным, чтобы Россия принимала участие в деятельности международных исламских организаций, в том числе и Исламской конференции". В то же время, он не исключил возможности проявлений негативной реакции со стороны представителей православного сообщества.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, прокомментировал на сайте "Седмица.Ру" предложение Владимира Путина о вступлении России в Организацию Исламская конференция: "Россия – это страна, расположенная как в Европе, так и в Азии; страна, в которой живут люди, принадлежащие как к христианской, так и исламской традиции". По его мнению, "вполне логично, чтобы Россия была членом организаций как общеевропейской, так и восточной традиции, в том числе и Организации Исламская конференция".

Нецелесообразность вступления России в ОИК отметил замдиректора Института востоковедения РАН Владимир Исаев, в своем интервью "Интерфаксу": "даже будучи полноправным членом Организации, Россия не сможет диктовать ей свои условия, потому что Исламская конференция – это большой клуб интересов, где обсуждаются общие вопросы мусульманского движения". По прогнозу Владимира Исаева вступление России в Исламскую конференцию не даст и особых экономических выгод государству.

Директор Института прав человека Камилжан Каландаров назвал заявление президента России Владимира Путина о готовности России вступить в Организацию Исламская Конференция большим политическим событием года, сообщило "Regions.Ru". "Данное заявление свидетельствует о том, что Владимир Путин сделал еще один шаг в укрепление межнациональных отношений на территории России". Правозащитник отмечает, что решение Путина о вступлении в ОИК, несомненно, является стратегическими и выверенным решением, которое говорит о том, что культура межнациональных и межконфессиональных отношений в России выходит на принципиально новый, более высокий уровень.

"Застолбить… Стремясь вступить в Организацию Исламская Конференция, Россия признает факт своей "геополитической деградации"? – под таким заголовком portal–credo.ru, опубликовал свой комментарий на инициативу президента о вступлении России в Организацию Исламская Конференция.

"Скорее всего, внешнеполитический ход, который хотел сделать Путин, был довольно прост. Он хотел бы застолбить за Россией еще одну политическую площадку, еще одну арену для выступлений и сбора голосов поддержки в тех или иных сложных случаях". В целом автор статьи негативно оценивает эту инициативу, называя ее еще одной головной болью для российской внешней политики и неудачной идеей с точки зрения внешнеполитического статуса России. "Сближение с ОИК могло бы интересовать Россию, прежде всего, как способ нейтрализовать негативное воздействие фактора исламской солидарности на ситуацию на Северном Кавказе и, прежде всего, в Чечне"–отмечает автор комментария.

Скептически оценивается этот внешнеполитический шаг и в статье Ильи Васюнина "Путин захотел в ислам, а хочет ли ислам Путина?", опубликованной в "Новой газете". Автор отмечает, что до недавнего времени внешнеполитические устремления России расходились с политикой, проводимой ОИК. Кроме того, в статье приводятся необходимые критерии, согласно которым государство может быть принято в Организацию исламской конференции, и которым Россия не соответствует.

Анализу сложившейся ситуации в связи с вступлением России в ОИК посвящена статья, в "Независимой газете" под заголовком "Москва учла "исламский опыт" США. Присоединение России к ОИК будет работать на ограничение влияния радикалов". "Реальный смысл недавней заявки на вступление в Организацию исламской конференции не в том, что Россия решила "постоять на исламских позициях" в рамках одной из самых противоречивых по своей репутации всемирных исламских структур, а в том, что российское руководство переходит к проведению "политики опережения и участия" в исламских вопросах"– полагает автор статьи, доктор политических наук, Алексей Богатуров. В возможном вступлении России в ОИК автор усматривает косвенное влияние США: "...Москва учитывает провалы политики взаимодействия американских администраций с "внутренним" исламом в США и стремится избежать повторения чужих ошибок". Выгодно или опасно для США сближение России с ОИК? Автор публикации полагает, что скорее выгодно, так как участие России в международном исламском движении будет работать на ограничение влияния в нем радикалов. "В общем, проект вырисовывается интересный и обнадеживающий. Непонятно – насколько реальный. Захотят или не захотят сами исламские страны де–юре признать "частично исламский" статус России?"– заключает статью Алексей Богатуров.

Алексей Малашенко, дистанцируясь от позиции большинства аналитиков, в своем материале, опубликованном в предыдущем номере НГ–Религии под заголовком "Ответный ход – за исламом. Вступление в Организацию Исламская Конференция может зафиксировать принадлежность России к мировому мусульманству" обращает внимание на еще один возможный аспект данной проблематики: "Похоже, что малайзийский демарш Путина есть не что иное, как стремление приобщиться к процессу христиано–мусульманской перестройки. И с этой точки зрения его слова уже не выглядят экстравагантными. Напротив, именно РФ с ее 20–миллионным мусульманским сообществом вполне располагает возможностями для начала подобной реконструкции". Возможное вступление России в ОИК, по мнению автора, есть ни что иное как попытка наведения моста с мировым мусульманством, кроме того, "находясь в статусе наблюдателя (а на иное страны с мусульманским меньшинством не могут рассчитывать по Уставу ОИК), Россия оказывается в гуще "исламских событий"". Автор настаивает на том, что своим вступлением в ОИК Россия может повысить свою значимость и подтвердить свое особое место в мировой политике, а также создать необходимый прецедент для целого ряда европейских стран, где проживают миллионы мусульман.

Несмотря на то, что вступление России в ОИК на сегодняшний день является достаточно проблематичным в силу целого ряда причин, реализацию же этой инициативы, как полагает автор статьи, можно рассматривать в контексте поиска Россией ее геокультурной идентичности. "Задача выглядит более конкретно: политически зафиксировать частичную принадлежность России к мировому мусульманству" – подытоживает Алексей Малашенко.

Актуализация темы разгрома православными активистами выставки "Осторожно религия"

Другая не менее захватывающая тема, которую не обошли своим вниманием российские СМИ, связана со злополучной выставкой "Осторожно религия", проходившей в январе этого года в музее имени А.Сахарова и разгромленной группой молодых людей, которые сочли, что экспозиция оскорбляет религиозные чувства православных верующих. В тандеме с этим скандалом, следует скандальная ситуация, предшествующая показу балета Анжелена Прельжокажа "Благовещение" в Малом театре.

По сообщению сайта NEWSru.com, 25 августа на пресс–конференции член Московской городской палаты адвокатов Михаил Кузнецов заявил, что "Православная общественность России будет добиваться привлечения к уголовной ответственности организаторов разгромленной выставки "Осторожно, религия!". Напомним, что за две недели до этого Замоскворецкий суд Москвы прекратил уголовное дело в отношении самих погромщиков выставки. По словам адвоката, организаторы экспозиции должны понести уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих. По его мнению, "для достижения преступной цели экспонаты выставки умышленно были выполнены так, чтобы в наглядно–демонстративной форме вызвать у людей недоверие и отчуждение по отношению к православию, переходящие в устойчивую враждебность". Незадолго до этого на сайте Государство и религия в России были опубликованы открытые заявления по ситуации вокруг выставки "Осторожно, религия", направленные от Центрального духовного управления мусульман России и Российского объединенного союза христиан веры евангельской. В этих заявлениях организаторы выставки были обвинены в ксенофобии и оскорблении религиозных чувств верующих.

21 августа Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" направил Юрию Лужкову и главному режиссеру Малого театра Юрию Соломину письмо с требованием не допустить показ балета Анжелена Прельжокажа "Благовещение". Поводом к выступлению комитета стало то, что в балете Архангела Гавриила и Деву Марию изображают две танцовщицы, что, по мнению, о. Александра Шаргунова носит явно выраженный сексуальный оттенок, пропагандирует однополую любовь, и что Комитет квалифицирует постановку как "возбуждающую религиозную рознь". "Такие провокации,– говорится в обращении Общественного Комитета,– представляют опасность для всего нашего общества и конституционного строя нашего государства. На этот раз готовящееся кощунство проходит под эгидой Правительства Москвы, и это делает городские власти и, прежде всего, мэра столицы ответственными за преступление и его последствия",– приводит цитаты из этого обращения Информационно–аналитический центр "Сова".

Генеральный директор Большого театра России Анатолий Иксанов в своем интервью агентству "Интерфакс" назвал надуманными обвинения в безнравственности балета "Благовещение", поставленного культовым французским хореографом Анжеленом Прельжокажем. "Что касается конкретно этого балета, мне он показался не только не оскорбляющим чьи–то чувства или чью–то нравственность, но просто произведением искусства, трактующим евангельскую притчу своеобразно, но ничуть не оскорбительно и не кощунственно", – сказал А. Иксанов.

"Независимая Газета" незамедлительно отреагировала на эту ситуацию статьей Майи Крыловой и Григория Заславского "Благовещение" со скандалом. Кажется, православная Церковь претендует на роль нравственного цензора, но предпочитает действовать чужими руками". Авторы статьи напоминают, что в России уже были подобные ситуации, когда Церковь или представители православной общественности выражали решительный протест против "неканонического" искусства. Наиболее яркие примера: в 1997 году выступление РПЦ против показа по НТВ фильма Скорсезе "Последнее искушение Христа", и в начале этого года погром выставки "актуального искусства" в центре Сахарова.

Рассуждая о сложившейся ситуации, авторы приходят к выводу, что: "РПЦ давно претендует если не на ведущую, то во всяком случае – на заметную роль в обществе (претензии вряд ли исчерпываются одной нравственной цензурой, но для начала РПЦ, похоже, готова ограничиться и ею). В одних случаях руководство РПЦ соглашается выступить с открытым забралом, то есть – с заявлением кого–либо из высших иерархов, как это было в случае с лентой Скорсезе. В других, когда победа не кажется очевидной, вперед выдвигаются рядовые прихожане, чей возмущенный разум кипит и кого остановить никто не в силах".

В скандальных историях, связанных с показом фильма Скорсезе, открытием выставки "Осторожно, религия!" и теперь представлением балета "Благовещение" авторы усматривают определенную и давно избранную политическую линию РПЦ, в соответствии с которой Церковь все настойчивей пытается играть роль нравственного цензора.

Тему продолжила "Российская Газета" двумя материалами: Марии Александровой "Давайте сначала посмотрим" и Валерия Кичина "Идущие вместе–2". В своей статье Мария Александрова приводит комментарий на сложившуюся ситуацию народной артистки России, в прошлом солистки Большого театра, а ныне знаменитого балетмейстера, организатора и главы Государственного театра классического балета Натальи Касаткиной: "Никто не должен вмешиваться в искусство. Нельзя ничего запрещать. Мы пережили советское время, когда запрещали все. Запрещали балет "Сотворение мира", потому что мы, наоборот, пропагандировали божественное происхождение человека. А сейчас идет обратный процесс. И очень легко вернуться к тому, что было во времена советской власти, когда искусство уходило в подполье, но все равно все делалось, только становилось запретным плодом, и от этого всем было только хуже".

В попытках запретить показ фильма Скорсезе, погроме антирелигиозной выставки в Москве и антибалетной акции Валерий Кичин, автор статьи "Идущие вместе–2", видит стремление церковных деятелей и их духовных собратьев "Идущих вместе" ввести свою цензуру на территории государства, которое, по Конституции, отделено от Церкви. "Увы, нас, кажется, хотят постричь всех поголовно: религиозная пропаганда цветет. Церкви уже мало ее бесчисленных храмов, возникающих там и сям по всей стране, – она рвется, к изумлению образованного мира, устанавливать свои законы и в храмах искусства",– подытоживает автор.

Несмотря на все протесты Комитета "За нравственное возрождение Отечества" постановку "Благовещение" – этого "запредельного богохульства", по словам протоиерея Владимира Переслегина, отменять не стали, более того, как стало известно "Комсомольской Правде", после того, как скандалу была придана огласка, билеты на балет стали активно разбирать.

Предстоящий визит Далай–ламы в Россию

Другой, не менее важной темой, уже заслужившей внимания "Независимой Газеты" и, безусловно, требующей своего развития другими СМИ, стало известие о возможном скором визите Далай–ламы в Россию.

"Независимая Газета" сообщила о том, что в конце прошлой недели в Москву прибыл видный представитель тибетского буддизма, один из наиболее приближенный к Далай–ламе людей – Богдо–гэгэн Халха Джецун–дамба Римпоче IX. Автор статьи, Олег Недумов, основываясь на недавнем заявлении президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, не исключает, что помимо совершения религиозных ритуалов Богдо–гэгэну предстоит также провести с российскими властями переговоры по довольно острому политическому вопросу, а именно о получении Далай–ламой въездной визы в Россию. По словам Илюмжинова, в этом году у Далай–ламы есть реальные шансы посетить Россию. По просьбе верующих и заручившись при этом поддержкой президента Путина, Президент Калмыкии лично занимается подготовкой визита Далай–ламы.

Интервью с Президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиноым о возможном визите Далай–ламы в Калмыкию опубликовано в свежем номере НГ–Религии под заголовком Калмыкия ждет Далай–ламу. В нем Президент Калмыкии, как известно, активно лоббирующий интересы российских буддистов и поддерживающий развитие всех традиционных религий на территории Калмыки, отвечает на вопросы корреспондента "НГР" Даниила Щипкова. Как следует из интервью, посещение России духовным лидером тибетского буддизма Далай–ламой XIV является главной "религиозной" задачей, которую пытается решить Илюмжинов: "Сегодня я не вижу причин, по которым лауреат Нобелевской премии мира и человек, награжденный орденом "Дружбы народов" в 1990 году правительством СССР, не может посетить нашу страну, ведь в ней он был уже неоднократно".

Обращение Межрегионального союза национально–культурных объединений кряшен к патриарху Алексию II и президенту Владимиру Путину

Другую не менее важную тему поднимает "Время Новостей" в материале Кирилла Василенко "Младшие братья по вере. Патриархия просит признать кряшен отдельным народом". В статье автор приводит достаточно большой этнографический материал о кряшенах и о самой сути давнего конфликта, который, как полагает автор, казался практически разрешенным, если бы не жесткая позиция по отношению к этому вопросу президента Татарстана Ментимера Шаймиева.

Как известно, Межрегиональный Союз национально–культурных объединений кряшен, борющийся за этническое самоопределение этого небольшого народа, проживающего в Татарстане, обратился к президенту России и Патриарху Алексию II, (напомним, что по вероисповеданию кряшены являются православными) с просьбой содействовать в получении кряшенами статуса отдельного народа. В обращение к Патриарху, переданному в "Интерфаксе", сообщалось об открытых призывах в адрес кряшен отвергать православие и принимать ислам. В этой связи кряшены выражают надежду на то, что молитвы Патриарха, а также его мнение и голос "в защиту святого права выбора веры позволят окончательно восстановить статус кряшен как самостоятельного народа в семье других братских народов России". Такая ситуация, свидетельствуют авторы письма, не изменилась даже после заявления Алексия II, в котором он "обратил внимание на далекий от нормы уровень межнациональных и межрелигиозных отношений в республике Татарстан", сообщается на сайте NEWSru.com.

Служба коммуникации Московской патриархии заявила, что поддерживает желание кряшен обрести независимый национальный статус, а также и о том, что промедление властей в этом вопросе является ошибкой. Весьма вероятно, что вмешательство в этот конфликт РПЦ, приведет к дальнейшему обострению конфликта.

РЕКЛАМА