поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 января 2009  распечатать

Георгий Дудченко

Так было

Источник: День за днем

Исполнилось 90 лет со дня мученической смерти в 1918 году протоиерея Сергия Флоринского, полкового священника русской армии, волею судьбы попавшего на чужбину, в город Везенберг (ныне Раквере), и не имевшего возможности выехать оттуда к семье, которая жила близ Петрограда. В 2002-м году о. Сергий был канонизирован Русской Православной Церковью и причислен к лику священномучеников для церковного почитания. В 2003 году состоялось общецерковное прославление святого новомученика, а также особое церковное торжество – обретение его честных мощей. Теперь ежегодно 30-го декабря прихожане раквереского храма Рождества Пресвятой Богородицы и паломники из Нарвы, Таллинна, Силламяэ и иных мест совершают крестный ход к месту расстрела священника и многих жителей Везенберга Эстляндской трудовой коммуной.

Ведали, что творили

В конце 1918 года власть в Везенберге перешла в руки Эстляндской трудовой коммуны. Начались аресты и расстрелы "классово-чуждых элементов", среди которых в то время особо выделяли духовенство. Взбудораженные революционной пропагандой люди вдруг возомнили себя освободителями и избавителями трудового народа от эксплуатации, имеющими право казнить. И где бы ни появлялись эти люди с ружьями, несущими смерть не только противникам в боях, но и беззащитным мирным жителям, у них нередко находились помощники.

16 января 1919 года в газете "Ревельское слово" появилась заметка о злодеяниях, совершенных большевиками в Везенберге. Статья называлась "Везенбергский кошмар". В ней сообщалось:

"Приехавшие вчера из Везенберга беженцы рассказывают ужасы о том, что творилось в Везенберге при большевиках, а особенно – при их отступлении. Было арестовано очень много народу, не исключая женщин и детей. Арестовывали всех, кто только навлекал на себя подозрение в контрреволюционности: крестьян-собственников, домовладельцев, бывших чиновников, учителей, священников (православных и лютеранских). Начались расстрелы. Приговоренных к смерти выводили из тюрьмы, заставляли рыть могилы, устанавливали на краю их и затем стреляли в упор. Всего вырыто было три могилы, в которых нашли себе место десятки трупов. Засыпали могилы кое-как: руки, ноги и головы высовывались из-под тонкого слоя песку, точно взывая к небесам об отмщении..."

В числе немногих названных в той заметке жертв расстрелов были православный военный священник о. Сергий Флоринский и лютеранский пастор Вальтер Паукер. Всего же, как выяснилось впоследствии, в лесу Палермо близ Везенберга тогда было расстреляно более 80 человек. После отступления красных их, кого смогли, опознали и передали родственникам для достойного захоронения на кладбище. Тело же о. Сергия, поскольку родственников у него в Везенберге не было, похоронили родные по духу прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы. Похоронили на городском кладбище рядом с приходской часовней, облачив, согласно его сану, во все подобающие священнику одежды. На могиле был поставлен деревянный крест с надписью: "Протоиерей Сергий Флоринский".

В январе 1919-го года редакция "Ревельского слова" поместила на своих страницах краткий некролог об убиенном протоиерее Сергии Флоринском, составленный врачом того полка, в котором служил пострадавший пастырь.

"Меня, – писал доктор, – служившего вместе с о. Сергием в 151 пехотном Пятигорском полку, особенно поразило это известие. Далекий от партийных воззрений, знавший только свой долг пастыря, глубоко уважаемый и любимый всеми, о. Сергий явился одной из невинных жертв.., он принял мученическую кончину не в открытом бою, а из-за угла, и только потому, что он – священник... Не могу не отметить той любви, которой он, добрый, отзывчивый, заслуженно пользовался у всех солдат и сослуживцев без различия национальностей. Для нас, знавших о. Сергия, его имя останется незабвенным. Спи мирно, чистый человек, ты – искупительная жертва наших ужасных дней".

Видимо, доктор тогда и не подозревал, что убийство протоиерея Сергия в практике красного террора не было событием необычным. Тысячи и тысячи священнослужителей были в те годы замучены по городам и весям бывшей Российской империи. И для этого не потребовалось даже каких-то поводов. Чтобы принять мучения, человеку было достаточно остаться верным священническому долгу или монашескому обету – и не отречься от Христа. Какие уж там следствие, суд, доказательства вины... Отец Сергий понимал, с кем имеет дело, и его заявление на единственном и кратком допросе было немногословным: "Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь". Смысл этих скупых и мужественных слов, по мнению иеромонаха Нестора (Кумыша), написавшего брошюру о новомучениках, пострадавших в Эстонии, исполнен иерейского достоинства. Перед лицом бесчеловечной расправы его слова означали: "Я священник, и, если Богу угодно, готов принять за это смерть". По сути, также отвечали мученики первых веков христианства на предложения карательных органов отречься от Христа.

На месте массовых расстрелов в лесу Палермо был установлен памятник с лаконичной надписью :

ТАК БЫЛО

1 9 1 9

При советской власти памятник был уничтожен, чтобы новые поколения жителей Раквере не задавали вопросов: "А как – так?" – и не ведали, какие преступления творили здесь, прикрываясь заботой "о счастье трудового народа".

В 90-х годах памятник восстановлен по чудом сохранившимся фотографиям.

Небесный покровитель

Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Александр Лебедев заметил, что даже погода 30-го декабря, в день проведения традиционного ежегодного крестного хода, обычно бывает тихой, пасмурной, настраивающей на воспоминания о печальных событиях. Да и как, отойдя от раки с мощами священномученика Сергия, стоящей в храме, не вспомнить, как не пережить события 90-летней давности. Ведь крестный ход повторяет последний земной путь священномученика и с ним убиенных.

Совсем недалеко от храма Рождества Пресвятой Богородицы, арестантский дом, где содержались обреченные на смерть. Сейчас в том доме городской музей. От него – прямая дорога к лесу Палермо. Туда, где расстреливали. Улица называется Пикк, длинная. Но какой же короткой казалась она идущим в свой последний путь – к месту страдания!

Крестный ход проходит мимо лютеранской кирхи. В незабываемом 1919-м только что ставший здесь настоятелем пастор Вальтер Паукер и некоторые прихожане тоже были расстреляны Эстляндской трудовой коммуной. А от кирхи уже не так далеко и до кладбища, где у православной часовни 84 года покоились останки протоиерея Сергия. Остается пройти еще немного – и вот он, лес Палермо. Вот он, скромный памятник на месте расстрелов. Здесь духовенство отслужило молебн. А после молебна участники крестного хода сфотографировались на память.

Пока ждали автобус, на котором предстояло вернуться к храму, священник Александр Лебедев рассказал историю хоругви с изображением Владимирской иконы Божией матери, которую несли во главе крестного хода.

Одна молодая женщина по болезни не могла иметь детей. Но она долго и усердно молилась перед Владимирской иконой Божией матери, перед ракой с мощами священномученика Сергия – и была услышана. У нее родился ребенок. Выполняя обет, она вышила хоругвь, и принесла ее в храм, как знаменье, как подтверждение исполнения ее молитвенной просьбы.

Этот случай – как и перемены к лучшему в самом храме после появления в нем мощей священномученика Сергия – свидетельствуют о том, что у наших прихожан, да и у всех жителей Раквере, даже и не верующих, есть хороший небесный покровитель и защитник, – считает о. Александр.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты