поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
26 декабря 2008  распечатать

София Кишковски

Возрождение православных СМИ в России

Материал газеты New York Times

Источник: Нескучный сад

К началу революции в России выходило более 600 православных газет и журналов. Все они были закрыты совестким режимом уже в 1918 году.

Сегодня, в стране, которая провозглашала атеизм своим кредо еще 20 лет назад, снова выходят сотни газет, журналов и новостных бюллетеней, посвященных жизни самой большой православной церкви мира. Работают более 3500 православных сайтов, а некоторые священники ведут блоги.

Кончина Святейшего Патриарха Алексия II в декабре всколыхнула всю Россию, и его похороны подробно освещались на государственном телевидении. Документальные программы, посвященные его жизни, были показаны по многим каналам.

Редактор официальной газеты Русской Православной Церкви "Церковный вестник" Сергей Чапнин, рассказывает о том, как во время подготовки к первому фестивалю православных СМИ в 2004 году, ему позвонил правительственный чиновник, пожелавший узнать подробности об этом событии.

"Я понял, что он думал, что у нас будет человек пятьдесят участников", – говорит Чапнин о фестивале, в котором приняли участие 400 журналистов. "Когда я сказал, что у нас представлено 500 изданий, с которыми в свою очередь связано более 10000 журналистов на другом конце провода воцарилось молчание".

Православные СМИ, как и сама церковь, не всегда следуют кремлевской линии. Так во время августовского конфликта в Южной Осетии Московский Патриархат и православные издания говорили о войне как о трагическом недоразумении между двумя странами с общим христианским наследием.

Владимир Легойда, редактор самого влиятельного из православных глянцевых журналов "Фома", говорит, что газета "Коммерсант" забросала его телефонными звонками после смерти Патриарха.

"То, что они пришли к нам, и обратили такое пристальное внимание на это событие, это, конечно, перемена", – говорит Легойда, но добавляет: "Я – реалист. Я понимаю, что общество не меняется так легко и так быстро".

Тема возрождения православия все чаще освещается в светских СМИ. Чисто православные издания также уделяют ей огромное внимание, вовлекая в дискуссию, как новообращенных, так и людей нецерковных.

После всех перипетий последних 90 лет истории страны, русские все чаще обращаются к своим православным корням.

Газета "Коммерсант" послужила школой журналистского мастерства для Юлии Даниловой, главного редактора еще одного православного глянцевого журнала "Нескучный Сад". Редакция журнала располагается в храме, находящемся на территории Первой Градской больницы, и известна своей благотворительной деятельностью. Коллега из "Коммерсанта", который работает с Юлией, носит сан дьякона. Еще один редактор работала в "Московском Комсомольце" и светских глянцевых изданиях, но перешла в "Нескучный Сад", когда содержание этих изданий вошло в конфликт с ее углубляющейся верой.

Журнал "Фома" назван в честь апостола Фомы, который поверил в воскресение Христа только когда коснулся его ребер. Большая икона, посвященная этому евангельскому сюжету, висит в конференц-зале журнала, который напоминает редакцию новостного отдела успешной западной газеты.

В журнале работает около 30 сотрудников, а его бюджет составляет около 100 тысяч долларов. Этой суммы хватает на покрытие расходов всех проектов "Фомы", включая веб-сайт и радио программу. Главным источником финансирования журнала являются спонсоры, часть расходов покрывается доходами от рекламы и подписки.

"Фома" – самый успешный православный глянцевый журнал с тиражом в 30 тысяч экземпляров. По сравнению со светскими изданиями это небольшой тираж. По словам Чапнина, "Церковный Вестник" выходит тиражом около 20 тысяч экземпляров, таким же как у ноябрьского выпуска Нескучного Сада.

Успешные центральные издания выходят тиражом в 10 тысяч экземпляров, в то время как средние тиражи в провинции составляет около 3 тысяч экземпляров.

Большинство церковных журналов и газет можно найти в церковных лавках и магазинах религиозной литературы, но "Фома" хорошо продается в обычных киосках, рядом со светскими изданиями.

Православные журналы финансируются с помощью рекламы, которая в основном состоит из предложений икон и религиозной литературы. Финансовый кризис затронул и православные издания, требуя потуже затянуть пояса.

Легойда является заведующий кафедрой международной журналистики в МГИМО, месте подготовки будущих дипломатов.

Он начал ходить в церковь еще студентом в Москве в начале 90-х, а в годы стажировки в Калифорнии Легойда познакомился бывшими панк-рокерами, ставшими православными монахами, и помог им с изданием журнала под названием "Смерть Миру", который использовал эстетику панка для дискуссий на православные темы.

Вернувшись в Россию, Легойда попытался дотянуться до внецерковной молодежи и опубликовал книгу под названием "Мешают ли джинсы спасению?".

По мере того как православие в России стало чувствовать себя более уверенно, "Фома" стал обращаться к различным уровням религиозного скептицизма.

"Мы никогда не были фанатиками, – говорит Легойда. – Мы всегда признавали, что и у нас есть сомнения. Но если раньше кто-то мог сказать, что сомневается, есть ли Бог, то теперь люди размышляют о том, стоит ли ходить в церковь".

Популярность православия породила новые проблемы.

"Сегодня люди легко называют себя православными, но не меняют своего образа жизни, – говорит Легойда. – Православие, как и любая другая религия, означает перемену в жизни".

Особенно большую проблему представляет освещение жизни знаменитостей, как в православных, так и в светских СМИ. Начались дебаты об опасностях "православного глянца/гламура" и появились примеры глупых недоразумений возникающих, когда светские СМИ рассуждают о православии.

После смерти Патриарха Алексия II религиозные и светские СМИ посвятили ему множество публикаций

"Фома" часто берет интервью у знаменитостей, в которых они открыто говорят, о том, какое важное место занимает вера в их жизни.

Юлия Данилова, редактор "Нескучного Сада", беспокоится о том, что глянцевые православные журналы могут способствовать низведению религии до уровня привлекательного жизненного стиля.

"Существуeт угроза, что люди остановятся на стадии организации православного быта, – говорит Данилова. – Пеки пироги по старинным рецептам и заплетай косу как в старину. Но это значит, что мы избегаем проблем современной жизни".

"Нескучный Сад" публикует множество статей о милосердии, но также обращается и к другим темам духовной и общественной жизни с точки зрения православного богословия. В недавних выпусках были опубликованы, например, такие статьи: "Как выглядят ангелы?" и "Нужно ли судить коммунистов?".

Православие оказывается в самых неожиданных местах. На стене кабинета Николая Ускова, редактора русского издания мужского журнала "GQ", среди обложек его журнала висит оформленная в средневековом стиле почетная грамота, врученная ему Патриархом Алексием II за его труд в качестве редактора католического раздела православной энциклопедии. Грамоту окружают обложки с изображениями голливудских знаменитостей.

Усков является дипломированным специалистом по истории христианства и монашества в ранней средневековой Европе, и работал по профессии до того как стал редактором "GQ". Даже редактора гламурного российского журнала затрагивает эта новая тенденция, потому что она принимается в кругах элиты.

"Церковь стала частью общественного ритуала, – говорит Усков. – Знаменитости должны верить, ходить в церковь, у них должны быть иконы, они должны совершать паломнические поездки в Оптину Пустынь и Валаам, а потом всем об этом рассказывать".

Но в православных журналах освещаются темы, который в "GQ" не найдешь.

"Наша самая важная тема – это российские новомученики", – говорит Легойда, подразумевая жертв большевистского и сталинского террора, погибших за веру и причисленных к лику святых в 2000 году. "Люди в нашей стране в коммунистическую эпоху принимали венец мученичества, как и в первые три столетия существования христианства, только было их намного больше, чем в древности".

"Фома" пишет о них в каждом номере. "Это наше священное сокровище", – говорит Легойда.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты