поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 декабря 2008  распечатать

Священник Василий Петров

Основы православной культуры в школе: жизнь или смерть?

Источник: Храм преподобного Серафима, Саровского чудотворца, на Терепце

Страсти вокруг преподавания этого предмета в общеобразовательных школах Калужской области и ещё нескольких регионов России разгорелись нешуточные. Дело в том, что с нынешнего учебного года "Основы" включены в региональный компонент образования и вошли в сетку занятий. Их теперь изучают, скорее, могут изучать (преподавателей ведь совсем мало), дети с 5 по 9 класс. В Калуге "Основы" ввели лишь в нескольких школах, в том числе в 48 лицее, где этот предмет я преподаю в 5 классах.

На днях прочитал в "Известиях" статью Ольги Бакушинской "Желание быть католиком", посвящённую преподаванию в школе "Основ православной культуры" ("Известия" от 5 сентября сего года).

Автор очень резко отзывается о деятельности духовенства Русской Православной Церкви: "Жуть берёт, когда слышишь то и дело поучения комментаторов в сане: туда не ходи, эту книжку не читай, это лекарство не пей. Богу не угодно. Господи, прости, но как будто Ты каждое утро спускаешься к ним с небес и передаешь указания для идиотов. Они же уверены, что их устами говорит именно Бог".

Зачем же так? Не будем о том, кто говорит устами Ольги Бакушинской, а спишем это на богословскую неосведомлённость, которую мы и устраняем на занятиях ОПК. Богу не надо спускаться к нам с небес. Он давно спустился и пребывает с нами (со всеми!) "до скончания века" (Мф. 28:20). А то, что устами священников не обязательно говорит Бог, думает не только Бакушинская О., но и сама Церковь. История тому доказательством. Обвинять в такой вере людей в сане неприлично.

А слушать комментарии "людей в чёрном" никто никого не заставляет. Общество само интересуется: что скажет Церковь? И только кто-нибудь из священнослужителей откроет рот, тут уж и одёргивают: не сметь! кто позволил? нарушение толерантности! тоталитаризм! Священник тоталитарен совершенно той же мере, что и врач. Не хочешь, не лечись. Но если лечишься – строгая диета: этого нельзя, того нельзя, сюда не ходить, и туда ходить тоже не стоит. Сплошной тоталитаризм и ущемление прав и свобод!

Ольге сильно нравится католицизм, о чём уведомляет название статьи. Спешу её предостеречь: устами папы римского, в том числе и любимого ею покойного Иоанна Павла II, по вере католиков, говорил и говорит именно Бог. Так что этот упрёк адресуйте папе римскому, а не попам православным.

И о хорошем примере, и о делах покойного мы тоже помним. С его благословения начался новый поход на Восток. Ольга как бы не знает об активном католическом прозелитизме, о захваченных униатами православных храмах на Украине, об открытии католических епархий в России, о том, что в Новосибирске католическая община активно привлекает молодежь в католицизм, устраивая на западные деньги поездки в Европу. И так не только в Новосибирске. Покойный был поляком, а любовь поляков к русским известна.

Да, любить католиков, конечно, легче. Но только издалека. Как и любить в России южноафриканских негров, страдающих от апартеида. А полюбить "эту страну" и "эту Церковь" гораздо труднее. Как и полюбить "родную свекровь". В Европе вообще и в Италии в частности к католикам отношение другое, без восторженных восклицаний.

Православная Церковь обвиняется во мстительности, критиковать её – это сумасшествие, на которое, по собственному признанию, и пошла Ольга. Интересно, где, когда и как мстила РПЦ? Может быть это мой ответ – мстительные происки врагов?

Русская Церковь уподобляется бабе, которой нужно срочно постирать "треники", похудеть и перестать грызть ногти, иначе от неё уйдет муж (русский народ). Курс основ православной культуры намеренно называется "Законом Божиим", который, по опасениям автора статьи, будет "неуловимо напоминать "Историю КПСС".

А что бы сказал на это преподобный Сергий Радонежский, которого с уважением цитирует автор в конце статьи? Его-то вообще воспитывали в атмосфере полного религиозного дурмана и читать учили по часослову (это такая церковная книга).

Теперь собственно об уроках ОПК. Это уроки КУЛЬТУРЫ православной, а не хадж и не паломничество с обязательным "удовлетворением религиозных нужд". Дети там будут учиться исторически сложившейся культуре той страны, в которой они живут. И Троица Рублёва (ну что поделаешь, простите Вы Рублёву, что он не мусульманин и не иудей) относится именно к православной культуре, а не к любимой российскими интеллигентами католической. Кстати, ещё в XIX веке было подмечено, что русские западники лучше наденут на шею ярмо абсолютной власти и авторитета римского папы, чем пойдут в "свою" православную церковь. Что ж, мода на стороне Запада. Любовь зла.

Церковь нашу называют в статье "жесткой карьерной структурой" со своими политическими и торговыми интересами. Простите, какие это торговые интересы? Это Вы о свечах, крестиках и пожертвованиях (а не ценах) за требы? Так вот, бюджет любой епархии Русской Православной Церкви даже наполовину не покрывается денежными поступлениями от приходов. Откуда деньги на семинарии, училища, воскресные школы, детские дома, православные гимназии, приюты и прочую деятельность? Это пожертвования людей, которые спрогнозировать вообще невозможно. Поэтому любая просветительская и социальная деятельность Церкви просто обречена на свободное парение, которое в любой момент может перейти в необратимый штопор. А что за карьера у 99% священников, служащих на приходах? Настоятель прихода, где нет "ни кола, ни двора" – вот это и есть потолок карьерного роста. Пусть Ольга Бакушинская приезжает на приход к нам. Я представлю ей богатства прихода и перспективу карьерного роста.

Всю недвижимость отобрали в 1918 году, а в 1922-1923 годах добрали всё то, что не получилось сразу. Тогда церковное золото вывозили за рубеж, чтобы покрыть расходы на революцию, а в Поволжье хоронили миллионы людей, погибших от голода.

Ольга пишет: "Было бы хорошо, если бы православная церковь заняла нишу духовного лидера". А это не политическая задача? Вот Церковь и пытается занять нишу духовного лидера, участвуя в преподавании Основ. Ведь духовный лидер влияет на дух всего государства, всего общества, всех "политов", иначе он – не лидер. Вот и политика. Все, кто ходит в церковь, являются гражданами страны, ходят на выборы, голосуют, влияют на политику. Поэтому декрет 1918 года об отделении Церкви от государства и школы может работать лишь тогда, когда Церковь как явление, как факт вообще перестанет существовать. А приписывать нашим иерархам политические амбиции неуместно. У нас не теократия, в отличие от Ватикана, конечно. Давно я не видел депутатов в рясе (кроме, разве, времён Горбачева) и президентов с наперсным крестом. Зато Ватикан прославился в Священной Римской Империи, где папа вершил судьбы государств и народов, отлучая от Церкви не одного писателя-богохульника, а королей и целые страны. Славится и до сих пор тем, что папа является главой государства Ватикан, ПОЛИТИЧЕСКИМ лидером, которого обязаны принимать на уровне президентов и премьер-министров других стран.

Против преподавания основ православной культуры возражают в основной своей массе не муфтии и раввины, а вроде бы верующие православные христиане, в церковь заглядывающие не особенно-то часто, в основном под Пасху – куличи святить. Ещё возражают закоренелые атеисты, воспитывавшиеся при социалистическом строе. Кому будет плохо от того, что россияне (не буду говорить русские, обвинят в нацизме) будут знать свою культуру не в атеистическом восприятии и объяснении? Я подчеркну: основы православной культуры введены в РЕГИОНАЛЬНЫЙ компонент образования. Что ж плохого в том, что в Бурятии вместо основ православной культуры будут изучать основы буддистской культуры, в Дагестане – исламской. И если наши муфтии не готовы к тому, чтобы пойти в школы, разве это повод запрещать православным адекватно объяснять культуру свою? Может быть в протестах против Основ всё ещё "бродит призрак коммунизма"?

Замечательно, если в классе окажется и мусульманин, и иудей. Христианство имеет общие корни и с исламом, и с иудаизмом. Мусульмане называют христиан и иудеев "народами Книги", для них мы отнюдь не язычники. Почему бы деткам-мусульманам не знать культуры того региона, где они живут. Ведь Калужская область – исконно православный регион. Они научатся понимать и уважать культуру и мировосприятие тех людей, которые здесь живут. Тогда и не будет таких стычек, как в Кондопоге, где взаимного уважения, очевидно, не хватало. В любой западной стране, даже в самой либеральной Великобритании, приезжих учат культуре местного населения. В любом курсе английского языка (написанном в Великобритании) будут странички и о христианстве, и об истории христианизации, о национальных символах, флагах и их значении, которые сплошь христианские. На Кипре и в Греции, входящих в Евросоюз, Православие является государственной религией, в школах изучают христианство. Кому в Евросоюзе, который либеральнее наших самых либеральных либералов, это мешает?

Если не следовать советскому купированию классиков русской литературы, то как можно понять Гоголя и Достоевского, Пушкина и Лермонтова, Толстого и Булгакова, ничего не зная о христианстве? Что можно понять в истории России, которая превратится просто в последовательное изложение фактов без связи и внутренней мотивации? Тогда и получится, что реформа патриарха Никона состояла в том, что он "отменил в Церкви земные поклоны", как говорит одно из учебных пособий, что Пушкин мог написать своего "Пророка" только в припадке религиозного бреда, а мучения бедного Раскольникова были обусловлены классовой ненавистью. Нет, это не так? Тогда как правильно понимать всё богатейшее наследие русской культуры и истории?

И "последнее, но самое главное", как говорят англичане. Самая важная задача образования – формирование человека, формирование мировоззрения. Мы должны рассказывать детям о том, чем и ради чего жили их предки. В старших классах должны поведать и о других, неправославных концепциях мировосприятия: католицизме, протестантизме, буддизме, исламе и иудаизме. Совершенно необходимо дать детям знания о том, как люди до них решали для себя проблему смысла жизни. Если родители не могут рассказать об этом детям, не позволяет уровень осведомлённости, а в школах не дают рассказать, то как молодой человек решит для себя главный вопрос "to be or not to be"? Тертуллиан сказал, что душа человека по природе христианка. Потребности души, духа заглушить невозможно. Это доказал недавний коммунистический опыт. Если мы не даём детям воду духа, они её всё-таки будут искать, но в каких источниках?

Можно, конечно, сказать: вырастут, сами и определятся. Давайте отменим в школе все предметы, зачем же их "навязывать", зубрить математику, писать сочинения, учить правила? А может быть, мой ребёнок захочет английский язык иметь своим родным языком? Может быть, его и русскому не учить, чтобы сам определился, что ему нужно? Тогда в 20 лет, когда нужно будет определяться, мы поймём, что молодой человек уже не способен к освоению языка. Возраст не тот.

Вот так и в духовной культуре. Мы все забываем, что душу тоже надо питать, отвечать на её запросы и вопросы, а не заглушать вопросы бытия пошлыми ответами, что мол все так живут, никто не знает, для чего. Любой психолог скажет, что о вопросе жизни и смерти дитя задумывается уже в 5 лет. Что ж теперь, будем ждать, когда ребёнок сам определит свой модус бытия, затянув петлю на шее или погрузившись в наркотический дурман?

Запросы духа, вопросы бытия насущны. Их невозможно отложить на потом. Дети, в таком случае, будут решать их сами. Думаю, опыт последних полутора десятка лет показал, как эти вопросы решаются самостоятельно.

Так что, Ольга, приезжайте к нам на приход. Поговорим, попьем чайку.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты