поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
01 декабря 2008  распечатать

Свет с Запада

Источник: Коммерсант

Иконы из коллекции Виктора Бондаренко в Третьяковке

Выставка раритеты

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка "Иконопись эпохи династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко". К выставке издан составленный сотрудниками Третьяковки, Русского музея и Государственного научно-исследовательского института реставрации каталог, который, по сути, стал первой сводной историей русской иконописи конца XVII – начала XX века. Роскошную коллекцию и революционную книгу изучала АННА ТОЛСТОВА.

Виктор Бондаренко, обладатель молодой (ей всего десять лет) и при этом одной из самых значительных частных коллекций русской иконы XV-XX веков, уже показывал в Третьяковке сливки своего собрания в 2003 году. Нынешней выставкой московский коллекционер решил загодя отпраздновать 400-летие венчания на царство первого из Романовых, Михаила Федоровича, которое будет отмечаться через пять лет. Отсюда и тема, и даже структура экспозиции.

Первый зал весь посвящен образу Богоматери, а в центре его на стенде-аналое красуется костромская икона XIX века "Богоматерь Феодоровская". Это неслучайно. По преданию, перед ликом древней чудотворной "Богоматери Феодоровской" юный Михаил Романов, отсиживавшийся в Ипатьевском монастыре, справедливо полагавший, что шапка Мономаха в условиях смуты может стоить ее носителю головы, и венчаться на царство особо не стремившийся, устоять не смог – согласился. С тех пор "Богоматерь Феодоровская" почиталась как семейная икона дома Романовых.

Вся развеска первого зала выглядит как пособие по занимательной иконографии: Богоматерь Владимирская, Иверская, Тихвинская, Грузинская, Страстная, Живоносный Источник, Всех Скорбящих Радость, Неопалимая Купина, Троеручица – и еще с десяток редких изводов. Есть даже "Богоматерь Августовская", датированная 1915-1916 годами: Богородица с Младенцем, осиянная крестом, парит в небесах над августовскими лесами, над ружьями со штыками, выстроенными в пирамиды, над коленопреклоненными солдатами в длиннополых шинелях, выбежавшими из расставленных тут же палаток – чудо будто бы имело место в сентябре 1914 года в Восточной Пруссии.

Во втором зале тоже множество раритетов. Например, в плане иконографии: сколько бы патриарх Никон ни боролся с иконописным диссидентством, послераскольное время породило не образа, а богословские ребусы, нашпигованные барочными символами и эмблемами не хуже алхимических трактатов. Взять хоть нижегородскую "Лествицу небесную с притчами и поучениями" середины XVII века, по охряной горке которой скачут единороги и аспиды, из разверстых гробов выпрыгивают усопшие, праведники деловито карабкаются по приставной лесенке в небеса, а из адской пещеры вылезает какое-то красное чудище, разевает пасть, и в нее сыплются грешники. Босх, да и только.

В коллекции Виктора Бондаренко помимо анонимных "мастеров Оружейной палаты", "северных писем", ярославской и костромской школ, Палеха или Мстеры оказался большой корпус подписных икон, которые он догадался собирать чуть ли не первым в России. И из исторического небытия вдруг возникли оригинальные, со своим особым почерком иконописцы вроде Прокопия Соколова или Иосифа Чирикова. Ну а самым большим сокровищем в "романовской" части коллекции является единственная подписная икона костромича Гурия Никитина, автора дивных фресок в Костроме, Ярославле, Переславле-Залесском, Ростове Великом и Суздале: "Троица" 1690 года, маньеристической архитектурой Авраамовых хором и сумасшедшим сочетанием прямой и обратной перспектив выдающая, как, впрочем, и никитинские фрески, недюжинное знакомство с западноевропейской гравюрой.

Глядя на эти образа, понимаешь, что советское искусствознание, зачастую отказывавшее поздней иконе в какой-либо художественности (дескать, все, что до петровской эпохи, – это древнерусское искусство, а все, что после того, как Россия повернулась лицом к Западу, – это предметы культа, и место им – в музее истории религии и атеизма), было не право. Но еще более не правы те, кто считает Петра I главным и единственным виновником поворота к Западу. Иконопись романовской эпохи наглядно показывает, что Россия начала входить в этот неизбежный поворот еще в середине XVII века.

Да, в 1715 году мастер Оружейной палаты Василий Уланов писал "Рождество Богородицы" как какой-нибудь венецианский кватрочентист Карпаччо – уложив роженицу святую Анну на кровать под балдахином посреди богатых ренессансных покоев, а счастливого отца святого Иоакима усадив в кресло поближе к круглому столику с почти голландским натюрмортом. Но не потому, что Петр послал его учиться в Европу, – западнее Первопрестольной Василий Уланов отродясь не бывал, а потому, что вся Москва уже давно была наводнена европейскими гравюрами и книгами, в том числе Библиями Пискатора и Мериана. Так что, несмотря на монархический посыл, выставка получилась по духу весьма либеральной: судя по иконам романовского времени, начи

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

06.07.2020

А.В. Щипков: Сквернословие разрушает структуру мышления и ценностную базу человека

В Риме скончался композитор Эннио Морриконе, написавший "Мессу Папы Франциска"

Умер глава Всеукраинского совета церквей

Выставка Еврейского музея "(Не) время для любви" признана лучшей в Москве

До конца года в Москве сдадут в эксплуатацию ещё порядка восьми храмов

Патриарх Кирилл призвал сохранить музейный статус собора Святой Софии

Синодальный отдел по делам молодежи начал реализацию нового проекта "География православной молодежи"

Вышел методический сборник, посвященный исполнению требований антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

22.06.2020

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?

19.06.2020

Российская газета:
Владимир Путин
75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим
"Российская газета" публикует статью президента РФ Владимира Путина

12.06.2020

Аргументы неделi:
Юрий Поляков
Силён ли русский Бог?

04.06.2020

Русская народная линия:
"Ни богословия, ни ру"
Профессор Алексей Иванович Сидоров о научной квалификации прот. Павла Великанова

14.05.2020

Царьград.ТВ:
Михаил Тюренков
"Wi-Fi-причастие" по-украински: В чём опасность либерального "COVID-богословия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты