поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
01 декабря 2008  распечатать

О. А. Яковлева

Анализ итогов архиерейского собора в аспекте соблюдения прав граждан на свободу совести, вероисповедания...

Источник: Русский вестник

Архиерейский Собор 2008 г. (г. Москва, 24-27 июня 2008 г., Храм Христа Спасителя) в своих итоговых документах еще раз подтвердил позицию Русской Православной Церкви, изложенную в выступлении Святейшего Патриарха на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 года в Страсбурге, в Заявлениях, Обращениях и Посланиях предыдущих Архиерейских Соборов и Священного Синода, о недопустимости нарушения богоданной свободы человека и дискриминации граждан, по религиозным убеждениям не приемлющих использование новых технологий при учете их данных.

Оценив современную ситуацию в сфере соблюдения прав граждан, этот Архиерейский Собор предпринял беспрецедентные шаги по защите православных верующих.

В России впервые разработан и принят церковный и одновременно правовой документ Русской Православной Церкви, направленный на реальную и действенную защиту прав верующих – "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" (далее – Основы, http://mospat.ru/index.php?page =41597).

Этот основополагающий акт принят в развитие Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и рекомендован священнослужителям и мирянам как руководство в общественно значимых действиях и выступлениях.

Принятие данного документа выводит проблему защиты конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания на новый уровень.

Основы касаются многих аспектов прав, свободы и достоинства человека, и для их * полного осмысления требуется время.

Мы рассмотрим лишь некоторые положения этого всеобъемлющего документа, которые касаются защиты конституционного права граждан не только иметь религиозные убеждения, но и действовать в соответствии с ними в повседневной жизни.

Архиерейский Собор признал, что земная жизнь невозможна без удовлетворения материальных потребностей человека, что создает необходимость обеспечения социально-экономических прав граждан. Эти права включают в себя доступ к образованию, медицинской помощи, заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные потребности:

"IV. 8. Социально-экономические права. Земная жизнь невозможна без удовлетворения материальных потребностей человека. В книге Деяний святых апостолов повествуется о первохристианской общине, в которой материальная забота о ее членах была поставлена на особую высоту (см, Деян. 4, 32-37; 6, 1-6). Правильное пользование материальными благами небезразлично для дела спасения.

Поэтому необходимо придавать ясное нравственное измерение таким правам и свободам, как право собственности, право на труд, право на защиту от произвола работодателя, свобода предпринимательства, право на достойный уровень жизни.

...Важной ответственностью общества является забота о людях, неспособных обеспечить свои материальные потребности. Доступ к образованию и жизненно необходимой медицинской помощи не должен зависеть от социального и экономического положения человека".

Собор констатировал факт принуждения христиан со стороны общественных и государственных структур в целях изменения религиозного мировоззрения, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека – избавлению от греха и обретению спасения.

В документах Собора констатировано, что в современном мире права человека нарушаются, а его достоинство попирается государственной властью, транснациональными структурами, субъектами экономики.

(Часть V.2. Основ) "... и сегодня мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами, субъектами экономики...."

Архиерейский Собор признал правомерной и необходимой правозащитную деятельность православной общественности и определил ее главные направления:

"Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:

– отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на совершение молитвы и богослужения, на сохранение духовно-культурных традиции, на следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере общественного действия;

– охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;

– забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;

– забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;

– недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;

– воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

– экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;

– участие в общественном контроле за исполнением законодательства...

(Часть V.3. Основ) "Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере.

В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными сипами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Христа Спасителя, сказанные Им апостолам: "Кто не против вас, тот за вас" (Мк. 9, 40)".

(Часть V.4. Основ) "Основываясь на церковном учении о достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие.

Оно может проявляться в самых разных формах – например, в свидетельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав.

Не стремясь к революционному переустройству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой право на участие в таном устроении общественной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных конфессий и религий"...

Собор считает недопустимым превращение человека в объект машинного управления.

В Разделе "Гражданские и политические права" Основ особое внимание уделяется острейшей проблеме, волнующей миллионы православных граждан. Это внедрение новых технологий в жизнь каждого человека при реализации своих законных прав, создание безальтернативной автоматизированной системы учета персональных данных и установление тотального контроля над личностью, включая духовную жизнь человека:

(Часть IV.7. Основ) "...Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления.

Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею...".

Собор говорит не только о праве и возможностях, но и о духовной обязанности каждого человека влиять на государственную и общественную жизнь, непосредственно участвуя в управлении делами государства:

(Часть IV.7. Основ) "...В Священном Писании верующие наставляются на исполнение семейных и общественно значимых обязанностей как на послушание Христу (см. Лк. 3, 10-14; Еф. 5, 23-33; Тит. 3, 1). Святой апостол Павел не раз пользовался правами римского гражданина, чтобы беспрепятственно проповедовать Слово Божие. Гражданские и политические права предоставляют человеку широкие возможности для деятельного служения ближнему. Используя этот инструмент, гражданин может оказывать влияние на жизнь социума и участвовать в управлении делами государства.

От того, как человек распоряжается своим правом избирать и быть избранным, свободой ассоциаций и союзов, свободой слова и убеждений, зависит благополучие общества...".

Это положение базируется на положениях статьи 32 Конституции РФ, закрепляющей право граждан непосредственно участвовать в управлении делами государства как одно из основополагающих конституционных прав человека.

Собор призывает к диалогу и сотрудничеству – соработничеству власти и общества, что может быть обеспечено представительством в различных уровнях власти и реальным обеспечением возможности граждан действовать в защиту своих прав:

(Часть IV.7. Основ) "...В истории народов, окормляемых Русской Православной Церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества власти и общества. Политические права могут полноценно служить такому принципу государственно-общественных отношений. Для этого необходимо реальное представительство интересов граждан на различных уровнях власти и обеспечение возможностей для гражданского действия...".

(Часть V.3 Основ) "Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере..."

В Определении освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, Москва, 24-29 июня 2008 года "Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" сказано:

1. Утвердить Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, представляющие ее подход к развитию и реализации концепции прав человека. Настоящий документ принимается в развитие основ ее социальной концепции и является официальной позицией Московского Патриархата по теме прав человека.

Еще одним документом Собора, определяющим позицию Русской Православной Церкви в сфере соблюдения конституционных прав граждан, не приемлющих новые технологии при учете личных данных, является Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви "О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви" (далее – Определение, http:// mospat.ru/index.php?page=41632).

Проанализируем некоторые положения Определения.

В Определении указывается на недопустимость тотального контроля над человеческой личностью и управление ею через средства электронного учета. Кроме того, Собор считает, что условием свободы человека является доступность для гражданина информации, собираемой о нем государством.

П. 54. "Отвечая на обеспокоенность некоторых верующих, Собор считает, что сохранение человеческой свободы должно предполагать знание человека о том, когда он подвергается идентификации, какие данные о нем собираются, хранятся и используются государством. Недопустимы такие средства и методы электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею".

В Определении подчеркивается важность сотрудничества Церкви с общественными, научными и культурными организациями для совместной деятельности, а также необходимость участия православных граждан и их общественных объединений в управлении государством. По мнению Собора, это является фактором, положительно влияющим на жизнь общества в целом.

П. 58. "Собор констатирует важность развития взаимоотношений Церкви с общественными, научными, культурными и иными объединениями. Целью сотрудничества с ними традиционно является забота о гражданском мире, о материальном и духовном благе людей, о сохранении и развитии возможностей для нестесненного свидетельства Святой Церкви об Истине Христовой словом и делом..".

П. 59. "Участие православных мирян и созданных ими объединений в управлении государством, в политической деятельности и иных сферах жизни народов видится одним из средств положительного влияния Святого Православия на общественные процессы....".

Данные положения Определения прямо вытекают из конституционных гарантий прав граждан, закрепленных в статьях 2, 3, 7, 15, 18, 28, 29, 32 Конституции РФ.

Принципиальная позиция Церкви по вопросу новых технологий выражена в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2 октября 2007 г. (г. Страсбург):

"...Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком – не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов. ...мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование, в том числе и в публичной сфере".

В Определении это выступление Святейшего Патриарха признано значительным документом, имеющим международное значение:

П. 60. "Важным направлением православного свидетельства в современном мире является диалог Русской Православной Церкви с межгосударственными организациями. В ходе этого диалога представители нашей Церкви свидетельствуют о христианских нравственных ценностях, излагают православный взгляд на современные общественные процессы, исполняют долг миротворцев, призывают к созиданию свободного и справедливого уклада международных отношений, заботятся о сохранении для верующих людей свободы жить и поступать в соответствии с их убеждениями. Значительным вкладом в православное свидетельство перед лицом межгосударственных организаций стало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы 2 октября 2007года".

Оценивая результаты работы Собора в аспекте соблюдения прав и свобод человека можно сказать, что Русская Православная Церковь твердо стоит на позиции защиты своих чад и ставит вопрос о:

– необходимости обеспечения социально-экономических прав граждан, которые включают в себя доступ к образованию, медицинской помощи, заботу о людях, неспособных обеспечить свои материальные потребности;

– недопустимости средств и методов электронного учета перемещений и действий людей, которые вторгались бы в их частную жизнь и делали бы возможным тотальный контроль над личностью и управление ею.

Русской Православной Церковью признана необходимость правозащитной деятельности, выражаемой в конкретных действиях православной общественности.

Собор призывает продолжить и активизировать диалог РПЦ с общественными, научными и культурными объединениями, а православных мирян и их объединения активно участвовать в управлении государством, политической деятельности и иных сферах жизни.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Архиерейский собор 2008

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты