Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_59537.html


20 ноября 2008

Сергей Чапнин, Андрей Зайцев

У Общественного совета на телевидении есть общенародная поддержка

24 ноября в Москве открывается III Международный православный фестиваль "Вера и слово" (www.ortho-media.ru). В преддверии этого события портал RELIGARE побеседовал с исполнительным директором фестиваля "Вера и слово" Сергеем Чапниным.


– Сергей Валерьевич, в чем вы видите основную задачу фестиваля?

– Задачи фестиваля "Вера и слово" остаются неизменными – это укрепление позиций христианской журналистики в системе современных массмедиа, развитие взаимодействия между церковными и светскими СМИ, выработка тактики и стратегии информационной деятельности Русской Православной Церкви.

Тем не менее в этом году мы существенно изменили формат фестиваля и перенесли акцент с дискуссий и круглых столов на мастер-классы и обучающие семинары. Дело в том, что многие сотрудники церковных СМИ считают, что им не хватает профессиональных навыков и знакомства с медиатехнологиями. Наш фестиваль для них порой единственная возможность повысить свою квалификацию.

– Где и как будет проходить фестиваль, как будет организована работа участников?

– Фестиваль, как и в 2006 году, будет проходить в пансионате "Лесные дали". В течение трех дней, с 25 по 27 ноября состоятся лекции, круглые столы и мастер-классы – это наша основная форма работы. На открытии фестиваля у нас выступят митрополит Калужский и Боровский Климент, заместитель председателя Совета Федерации Дмитрий Мезенцев, президент Медиасоюза Валерий Фадеев и другие. Заключительное заседание мы проводим в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре 27 ноября.

Интерес к фестивалю огромный – уже зарегистрировалось 293 участника из 66 регионов России, Украины, Белоруссии, Молдовы, Латвии, Азербайджана, а также представители Польской Православной Церкви, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке.

– На фестивале будет обсуждаться вопрос о ценностных ориентирах в обществе. Как в этой связи вы относитесь к дискуссиям вокруг создания Общественного совета по нравственности на телевидении?

– Дискуссия показала, что наша инициатива нашла немало сторонников, и в то же время встретила жесткое сопротивление. Наши сторонники – это абсолютное большинство телезрителей. А сопротивляются преимущественно крупные медиаменеджеры или те, кто защищают интересы медиабизнеса. Проблема нравственности на телевидении – это наша национальная проблема. В этом смысле мы еще не выходили из кризиса.

Каждый, кто хоть изредка смотрит телевизор, понимает, что нравственная планка на всех российских каналах стоит крайне низко. По-прежнему нет программ, которые в прайм-тайм можно без опаски смотреть всей семьей. Родители с ужасом думают о том, что можно смотреть, пока дети не легли спать. Пошлость стала нормой, оккультизм цветет, глупость торжествует? – все это вызывает отвращение. Но, признаюсь, меня обнадеживает, когда люди демонстрируют такое отвращение – это здоровое чувство.

Во-вторых, обсуждение показало, что сегодня нет надежной законодательной базой для обеспечения деятельности Совета. Но меня это не смущает. Думаю, пришло время поступков, мы же немного задержались на уровне разговоров. Инструменты гражданского общества дают хорошие возможности для борьбы с тем, кто разрушает его основы.

Тем не менее вопрос об Общественном совете надо поднимать снова и снова – это хороший повод говорить о нравственном состоянии нашего общества.

- Довольно часто можно услышать, что церковной прессе, радио или ТВ в регионах не хватает авторов, материалов. Вы много ездите по стране, за последние годы как изменились православные издания в регионах?

– Если говорить в целом, я считаю, что состояние церковных СМИ сегодня хорошее. Есть регионы, где все организовано просто блестяще, но есть и такие, где информационной деятельности у Церкви практически нет. Последних значительно меньше. Однако за неполных 20 лет Церкви удалось выстроить сложную, многоуровневую систему СМИ. Есть свои яркие проекты и среди газеты, есть интересные журналы, есть удачные сайты, профессиональные теле – и радиопрограммы. Последние 10 лет были благополучными со всех точек зрения. Вопрос в том, какие поправки внесет в информационную деятельность Церкви экономический кризис. Думаю, мы не сможем уклониться от обсуждения этой темы на фестивале.

РЕКЛАМА