Сергей Кривошеев И души спасти, и дом сохранить Источник: Правая ру Девяносто лет минуло со времен ВЧК, НКВД, КГБ, за эти годы наша страна пережила эпохи державного величия и унижения в масштабах всей планеты. Одна из самых закрытых структур нашей страны также испытала ряд серьезных потрясений и перемен, и сегодня мы можем приоткрыть завесу тайны над работой одного из отделов ФСБ, контролирующего деятельность религиозных организаций в России и за ее пределами.
Справка Правой.Ру: Сергей Кривошеев родился в 1954 году в Крыму. После окончания Кабардино-балкарского Государственного Университета работал в народном хозяйстве. В 1981призван на службу в органы КГБ СССР. Прошел путь от оперуполномоченного до начальника отдела Центрального аппарата ФСБ России. Проходил службу в СВР России.
Эксперт по основным и нетрадиционным конфессиям. Полковник запаса. Член Союза журналистов России.
Правая.ру: Сергей Александрович, поступление на службу в КГБ это была ваша инициатива?
Сергей Кривошеев: После окончания университета я пошел работать в Народное хозяйство. Был инженером-механиком, принимал участие в жизни комсомольского актива, также изучал новые технологии, производство. В те времена обо мне писали газеты – областные, городские... И вот однажды меня приглашают в отдел кадров, а там сидит "товарищ" и говорит: "Вы знаете, мы давно к вам присматриваемся и хотели, чтобы вы пошли служить в органы КГБ. Можете подумать". Но мне, в те годы, молодому выпускнику, поступило еще одно хорошее предложение о работе, которую терять не хотелось. Посидели мы с женой подумали, хотелось и работы хорошей, и Родине послужить... Да и романтика была. В конечном итоге, я дал согласие.
Таким образом, меня взяли на службу, прямым зачислением. Через два года уехал учиться в спецшколу, закончил ее и вернулся на работу. Далее пошло продвижение, я стал молодым начальником отдела. Позже пригласили в СВР (Служба Внешней Разведки), а после перевели в центр и предложили интересную работу по линии ФСБ.
Работу, связанную с религией? Ведь вы эксперт по основным и нетрадиционным конфессиям в России.
Националистическими и религиозными организациями занимаюсь с 2000 года.
В чем заключается, если не секрет, ваша деятельность в работе с религиозными организациями?
Речь идет о различных тоталитарных сектах и подобных им объединениях, ваххабитах и других экстремистских группировках, чья деятельность может нанести ущерб безопасности государства. Других вопросов мы не касаемся, хотя, знаем, кто как молится, но в эти дела не лезем.
Помимо явных, известных всем ваххабитов, с кем еще приходилось сталкиваться в подобной работе? Как насчет "христианских организаций" и антигосударственной деятельности?
Не в прямом смысле антигосударственной деятельности, лидеры этих организаций неглупы. Но какие-то элементы разведывательной работы или прямая разведка имели место. Это и сайентологи, и мормоны, это и христианские и "околохристианские" секты.
К примеру, мормоны – это серьезная бизнес-структура, и самое любопытное, что они очень интересовались военными объектами, причем в большей мере, чем политическими. Везде предлагали изучать английский язык, традиционно выходили на контакт с элитными военными частями, такими как Ракетные, Воздушно-десантные войска. Таким образом, нам приходилось работать с этими ребятами – их задерживали и выдворяли, причем делали это достаточно жестко, так что со мной захотел увидеться президент российских мормонов, и я с ним встретился в Москве. В личной беседе он спросил: "Ну почему вы так с нами поступаете, мы же такие мирные"?
Я ответил вопросом – скажите, какой процент ваших миссионеров, работающих в России, в итоге оказывается на кадровой службе в спецслужбах? Он подумал и сказал: "Вы знаете, процент большой, но это происходит в силу их нравственных качеств".
Так что же вы хотите? Ваши миссионеры, работая в наших регионах, хорошо знают и людей, и нравы, и обстановку. Их с удовольствием приглашают и ЦРУ, и ФБР. Наши действия?
Сергей Александрович, а если затронуть деятельность традиционных конфессий на территории нашей страны?
Периодически возникают с католиками проблемы так называемого "миссионерского порядка", связанного с прозелитизмом и попытками поделить нашу страну на свои епархии, используя каноническую территорию Русской Православной Церкви. В некоторых случаях, мы даже выдворяли католических епископов. В основном в тех, когда они влезали в политику, что запрещено нашим законодательством.
Но эти проблемы, наверное, надо рассматривать в историческом контексте, ведь на протяжении веков мы стараемся найти точки взаимодействия с Римо-Католической Церковью, скорее, христианско-нравственного порядка, где не должно быть политики.
Да, но такие католические организации, как, например, "Кестон Колледж", которая, если не напрямую занимается разведдеятельностью, отыскивая секреты, а просто через своих представителей изучает пласт социально-экономических связей людей в нашей стране, пытаясь влиять на различные ситуации в своих интересах. Причем эта организация как работала, так и работает по сей день.
Если говорить об Исламе?
Если не говорить о ваххабитских сектах, то традиционный Ислам никакой угрозы государству не представляет. Исламское руководство проводит мудрую взвешенную политику в нашей стране.
Ведь не одну сотню лет православные и мусульмане жили в России по-братски, ценя как друг-друга, так и свое единое Отечество.
Но вернемся к сектам. Сергей Александрович, на ваш взгляд, как можно обозначить круг наиболее опасных религиозных организаций на сегодняшний день?
Для начала пример – Венгрия. Там сайентологи проникли как в Парламент, так и Правительство. Они засели везде.
Меня приглашали венгры как специалиста, с просьбой помочь им разобраться с "дианетикой". На вопрос – почему обратились к нам, а не в ЦРУ? Мне ответили, что уже обращались, но поняли, что ЦРУ не считает секту опасной, если она действует не в США. Поработал я там, наверное, чем-то помог. Добавлю, что сайентологи очень опасные "ребята", ломают людям психику, лезут в политику... Когда мы проводили обыски в их "центрах", то находили личные дела на всех видных политиков, бизнесменов и журналистов страны, много компромата. Можно предположить для каких целей собиралась подобная "коллекция".
Также, серьезное внимание необходимо обратить на харизматов, в первую очередь, на пятидесятников-харизматов. С помощью этих организаций прошли известные "оранжевые" революции на Украине и в Грузии. Есть специальные лагеря – центры обучения, где учат, как управлять большими толпами людей и как вести себя на массовых мероприятиях. Сейчас в прессе достаточно активно обсуждается участие харизматических сект в памятных киевских событиях – руководили беспорядками специально подготовленные кадры, как они сами говорят – "офицеры и сержанты". Естественно, мы об этом знали с первого дня, знали и о российских харизматах, которые там стажировку проходили. Не скажу, что у нас они могут подобное устроить...
В России эти организации под контролем?
За что же нам государство деньги платит? Естественно. Хотя о полном контроле говорить, конечно, нельзя, но основные вещи отслеживаются для того, чтобы в нужное время принять необходимые меры. Но не все так просто. Многие протестантские структуры практикуют "открытые списки" и "закрытые списки", к примеру, есть Пятидесятники-харизматы, есть Адвентисты и Свидетели Иеговы, которые, работая в силовых структурах, в администрации городов, районов – скрывают свою принадлежность к секте. Им просто советуют – ты не афишируй, что ходишь куда-то по воскресеньям или вещаешь "на языках". Такие вот элементы подполья. А зачем это нужно? Такие вещи должны привлекать внимание и властей и спецслужб в первую очередь.
Добавлю, если кто-то не знает, что жена украинского Президента Ющенко – пятидесятница-харизматка, жена грузинского Президента Саакашвили – пятидесятница-харизматка. Не стану называть российских политиков и деятелей, у которых жены, родственники или они сами завязаны на сектантских структурах, но мы о них знаем. И о том, что все подобные религиозные организации являются филиалами американских и европейских "головных сект" мы тоже знаем. Оттуда идет и гуманитарная, и финансовая поддержка этих организаций, это очевидно, и уже никто не скрывает, ведь иначе они бы не могли существовать в таком количестве и в таком качестве.
Более того, Юлия Тимошенко, председатель правительства Украины, а ее ближайший сподвижник Александр Турчинов – подпольный пятидесятник-харизмат, который посещает вместе с Тимошенко "богослужения" нигерийского пастора Аделаджи. Ее ближайшая подруга София Жукотанская является пастором и правой рукой Аделаджи.Это лишь один из примеров влияния сект на политиков. Впрочем, Тимошенко всем рассказывает, что она православная.
Сергей Александрович, раз уж говорим о влиянии, то я вспоминаю 90-е годы, когда в тотальном порядке очернялись и высмеивались все социальные институты и организации нашей советской действительности. В частности, СМИ усиленно и со злорадством муссировали тему православных "епископов в погонах", исподволь предлагая читателю "с осторожностью" относиться к священнослужителям вообще.
Если сказать мягко, то это полный бред. Никогда никаких "епископов в погонах" не было и быть не могло по природе своей. Бывали случаи, когда сотрудники спецслужб обращались за консультациями к батюшке, но это никоим образом не было на постоянной основе. К примеру, разрабатывая секты, что были по большей части в подполье, КГБ обращался к священнослужителям более часто, по той простой причине, что никто лучше батюшки не разберется в "богословии" угрозы. Такие ситуации были. Но ведь и сегодня, если я подойду к священнику за подобным советом – он не откажет, посоветует, проконсультирует. Мы с ним на одной линии огня. Важно и души спасти, и дом сохранить. Это очень важно. А клевета – она и в Африке ложь, и смысл ясен – подорвать доверие к Русской Православной Церкви, как к институту, который на протяжении тысячи лет российской истории является духовным фундаментом нашего Отечества.
И все же была История СССР, был развал Империи, разруха 90-х и наша нынешняя действительность. Если взглянуть на недалекое прошлое нашей страны – я стараюсь корректно сформулировать вопрос – ведь девяностые годы, в прямом смысле, сломали все государственные учреждения, ввергнув страну в хаос и бандитизм, когда госчиновники становились бандитами под государственной "крышей". Как госбезопасность пережила этот период?
Не могу отвечать за всех сотрудников спецслужб, но суть понимаю, поэтому попытаюсь.
Прошли три-четыре этапа в плане перелома сознания. Первый – это "горбачевский" период и начало Ельцина, когда стало очевидно, что КПСС исчезнет. Те люди, что трудились в органах на базе партийной идеологии, оберегая Партию, а не государство – покидали службу, это было время подачи массовых рапортов на увольнение. Я знаю таких идейных коммунистов, что когда горкома Партии не стало – для них жизнь просто потеряла смысл. Те кто пришел в Органы по разнарядке от горкома Комсомола, глядя на своих друзей комсомольцев, собирающих кооперативы – тоже ушли в бизнес, но при этом, не у всех, кто хотел бы уйти, были варианты, оставались и такие, что просто решили "пересидеть" , и "корочка" осталась, и соратники бывшие в бизнесе просят "оказать содействие", тут же и бандиты, и "крыши", и "рыночная экономика" так почему бы не заработать? Семью кормить надо на мизерной зарплате? Вокруг все грабят, наживаются, а он считает, что никого не грабит, просто помогает. Такая прослойка работников госбезопасности оставалась, но они поработали и ушли. Тоже в бизнес.
В середине девяностых был приток новых молодых сотрудников, половина из них думала о государстве, половина нашла "контору" подзаработать, но такие, как правило, быстро попадались на всяких мелочах, потому что у нас очень жесткие фильтры Собственной Безопасности. В течении нескольких лет, эта прослойка, ориентированная на бизнес – полностью ушла. На сегодня "бизнесменов" в Органах практически не осталось, повторюсь, зачистка кадров жесткая и она идет до сих пор. Сегодня наши люди, большая их часть работают в интересах государства.
И все же, чем сегодня идеологически мотивируется деятельность работника спецслужб? Это вопрос в том ключе, что в советское время КПСС дарила веру в "светлое будущее", чего стоило добиваться идейным людям изо всех сил. КГБ был одной из сильнейших мировых структур, но люди подавали рапорта об увольнении.
Нынешнее время нам ставит во главу всех приоритетов – Отечество, это сохранение и укрепление нашей страны, и это настоящий созидательный этап и наши главные задачи на сегодня. Но вы знаете, среди славянской русской части наших сотрудников произошло движение в сторону Веры, в сторону Православия, ведь люди образованные, и без атеистического напыления большевизма – очень явно проступает тысячелетняя История Отечества в единой связке с Русской Православной Церковью, где последняя всегда выступала в роли хранителя и собирателя российской государственности. Наши сотрудники стали ходить в храм, крестить, венчать и причащать своих детей...
Вы верующий человек?
Верующий. Вы знаете, самое интересное, что мой сын с невесткой, моя дочь – все венчались, все посещают храм, и не я их понуждаю к этому. Мой сын закончил Академию ФСБ, он молод, у него есть друзья, которые тоже венчались и посещают храм. Я просто об этом знаю. Это отрадно. Вот вам идеология – послужить Богу и Отчизне. И сегодня, защищая национальные интересы нашей страны, мы должны думать о Православии и духовной составляющей нашего Отечества. На мой взгляд – именно это наша идеология возрождения.
Сергей Александрович, я знаю, что к юбилею российских спецслужб вышла в свет ваша книга о мятежных 90-х, развале и возрождении нашей страны.
Меня возмутила книга Фредерика Форсайта "Икона", написанная им 4-5 лет назад о событиях в нашей стране. Суть ее такова: якобы в России готовится фашистский переворот, там присутствуют сотрудники наших спецслужб – сплошь все садисты и палачи, любящие расстреливать невинных людей. И тут появляются два "Джеймса Бонда", английский и американский, подавляют заговор, и дабы до конца облагодетельствовать русский народ – предлагают монарха – Майкла Кентского, который милостиво соглашается принять российскую корону. Вот такой оборот.
В ответ я написал повесть "Дорога номер пять", в которой показываю, что произошло в нашей стране с 90-х годов по сегодняшний день с мировоззрением сотрудников госбезопасности, где в основу их деятельности становится безопасность государства, а не Партии, как-то было раньше. Сюжет прост – главный герой повести полковник госбезопасности Гусев и его товарищи осознают, что происходит в нашей стране в девяностые годы, когда весь мир считал, что от России уже ничего не осталось. Единственная возможность что-то изменить – это внедриться во Власть, что и было сделано. По моей книге – также с перспективой монархии, правда, не с Майклом Кентским.
На ваш взгляд, восстановление Монархии возможно в России?
В России возможно все, а почему нет? На мой взгляд, Монархия лучше диктатуры или демократии в ее современном западном понимании. В любом случае, об этом рассуждают герои моей книги о перспективе на ближайшие восемь лет, а что будет дальше, мы еще напишем.
|