Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_58473.html


13 октября 2008

Александр Архангельский

Новомученик – русский герой XX века

Источник: http://www.foma.ru/articles/1857/ Фома

– Бутово для большинства – парк, а не место расстрела тысяч людей. Большинство россиян знает свою историю дурно, а историю поражений и грехов не желает знать вовсе, предпочитая знанию легендарно-мифологические представления о государственном величии.

Александр Архангельский, автор и ведующий программы "Тем временем", канал "Культура", писатель:

– Бутово для большинства – парк, а не место расстрела тысяч людей. Большинство россиян знает свою историю дурно, а историю поражений и грехов не желает знать вовсе, предпочитая знанию легендарно-мифологические представления о государственном величии. По-человечески это понятно: травма утраты империи до сих пор не изжита, а советские времена отдалились ровно настолько, чтобы забыть свое раздражение по поводу всеобщей уравниловки, тотального дефицита и помнить только светлую молодость. Но от того не легче. Отказ знать о жертвах красного террора, об изнанке русского величия чреват не только искаженной картиной прошлого или проекцией ложных представлений о природе власти в настоящем. Он лишает нацию понимания истинных основ героизма, причем в глубоко национальных и духовных его проявлениях. Русский герой XX века – это не только (а может быть, и не столько) маршал, затыкающий солдатами провалы собственной политики, но мученик, добровольно идущий на крест. А истинная русская жертва XX века – это "миллионы убитых задешево".

Потому и нужно восстанавливать память об этом. Иначе в этой пустоте пышным цветом расцветают мифы, формируется запрос на ложь во всем. И в политике, и в экономике, и в обыденной жизни. Отец лжи лелеет ее во всем, в чем может. Боюсь, самая главная его удача – это сладостная готовность лгать самим себе о XX столетии.

Лично у меня далеко не с младых ногтей сложилось понимание, что коммунизм – это чудовищная система. Не могу сказать, что испытывал к этому строю особую симпатию. Мое поколение формировалось в эпоху саморазложения большевизма.

Но я был именно равнодушен к глубинной трагедии России XX столетия. И для меня правда о Бутовском полигоне – это не источник истерической русофобии, дескать, вот какие мы уроды. Это та историческая боль, которая может быть погашена ответственной жизнью в настоящем. И, разумеется, надежда, что мученики своей молитвой помогут нам выйти из тупиков, в которые мы вновь и вновь сами себя загоняем.

Ответственно в конечном счете государство. Но оно не сдвинется с места, если не будет движения снизу. Нужны усилия всех: историков, граждан, Церкви. Церковь не должна больше покрывать ленинско-сталинский кошмар. Да, приходилось выстраивать отношения с безбожной властью ради паствы. Но хватит врать, что ЧК тут как бы не при чем, партия, дескать, заставила. Да, современные спецслужбы работают на благо государства. Но, думаю, что им нужно разорвать связь с НКВД...

Разумеется, о Бутовском полигоне нужно рассказывать всеми доступными средствами: служить панихиды, приглашать на них представителей власти. Не все же на Пасху на куличи, нужно и на поминальную службу по невинно убиенным. Но нельзя отдельно решить проблему памяти о Бутове, не решая проблему памяти о Красном Колесе в целом.

Либо в обществе царит опасная иллюзия, будто невозможно осуждать свое собственное прошлое, ибо мы в таком случае разрываем непрерывный исторический процесс. Либо общество, избегая покаянного надрыва, здраво и спокойно пересматривает свои представления о героическом, жертвенном и оправданном. Невозможно радоваться закрытию дела о Катыни и одновременно огорчаться беспамятству в отношении Бутова. Что можно делать? Первое, что я предложил бы сделать – всем миром отказать школьному учебнику Филиппова-Данилина в праве на официальное существование. Поскольку описывать сталинизм как необходимость – грех и предательство памяти мучеников.

РЕКЛАМА