поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
10 октября 2008  распечатать

Людмила Папилова

Тактика такта

Источник: Нескучный сад

С начала 90-х годов не утихают дискуссии об охране и развитии Соловков. Спорят три главных хозяйственных субъекта: местная муниципальная власть, Соловецкий монастырь, Соловецкий государственный музей-заповедник.

Соловецкий архипелаг включает в себя целый свод памятников, археологических, культурных, природных: уникальные природные комплексы, каменные лабиринты эпохи неолита, скиты, часовни и храмы монастыря, объекты времен ГУЛАГа. И все они нуждаются в охране. Но вот в охране от кого?

Различные точки зрения находят свое отражение в открытых письмах. Недавно, по инициативе Московской киношколы в Интернете собирали подписи против проведения на островах учений МЧС, среди подписантов были, например, ректор ПСТГУ прот.Владимир Воробьев, артист Олег Янковский, правозащитник Валерий Абрамкин и др. И почти в это же время шел сбор подписей под другим письмом: "Открытое письмо Владимиру Путину против передачи Соловецкому монастырю всех памятников Соловков" – под ним подписались, например, замгендиректора "Норникеля", известный византолог, директор Соловецкой средней школы... Пишет Путину и Общественная палата РФ – об опасности превращения духовно-исторического места в зону развлекательного туризма. А тем временем под стенами древнего монастыря, вблизи братского кладбища жертв ГУЛАГа проводятся фестивали джаза, слеты бардовской песни, шумят спортивные регаты и палаточные лагеря, планируется строительство новых гостиничных комплексов – это Соловецкий музей-заповедник ежегодно организует культурно-просветительные акции.

Соловки – место особое, святое для России. И жить здесь надо... ну если не свято – то хорошо, достойно надо жить. С этим все согласны. И вроде обе стороны пекутся исключительно о национальной святыне, но диалога почему-то не получается.

Не вполне ясно, почему вообще обсуждается вопрос передачи Соловецкого монастыря Соловецкому же монастырю? Какие тут еще могут быть собственники? Отчего бы монастырю не принадлежать самому себе? Иначе просто экспроприация какая-то в демократическом-то государстве!..

гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв

гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв

"У Соловецкого монастыря в настоящее время нет сил, чтобы полностью взять на себя поддержание исторических памятников на островах" – прокомментировал гендиректор Паломнического центра Московского патриархата Сергей Юрьевич Житенёв на пресс-конференции, посвященной 20-летию "Комплексной научной экспедиции на Соловецкий и Валаамский архипелаги". Именно участниками экспедиции впервые был поставлен вопрос об особом статусе Соловецких островов. "Особый статус, особое финансирование и самое главное – с особой охраной, причем охраной физической", – продолжал Сергей Юрьевич.

доктор географических наук Борис Борисович Родоман

доктор географических наук Борис Борисович Родоман

Они молодеют на глазах, рассказывая о событии двадцатилетней давности. "Наша экспедиция проходила в переходный период, когда администрация понимала, что ветер подул в другую сторону, но не знала, куда ей бежать: за ветром или против", – вспоминает участник экспедиции, ныне доктор географических наук Борис Борисович Родоман. Это теперь они авторитетные ученые, ведущие специалисты, и профессора, а тогда – молодые сотрудники НИИ, географы, экономисты, социологи, биологи. Весной 1988 года они обратилась в Советский Фонд культуры с предложением организовать экспедиции на Валаам и Соловки и разработать программу по возрождению святых для России мест. Фонд поддержал.

Из экспедиции вернулись вдохновленные неожиданными открытиями. "Что вы привезли?" – спрашивали коллеги. "Идею!" – отвечали они.

Это была совершенно новая охранная идея – идея особых историко-культурных и природных территорий, культурных ландшафтов, когда под защитой оказывались не отдельно стоящие памятники, а весь комплекс, весь жизненный уклад, с обрядами, обычаями, промышленными и хозяйственными технологиями. Надо заметить, к чести отечественной науки, что такой принцип охраны ныне признан наиболее перспективным, но наши ученые вооружились им даже раньше, чем в ЮНЕСКО. На идеи и выводы команды "Комплексной научной экспедиции" опиралась культурная политика нашего государства в начале 90-ых годов. А в 92-ом, в развитие этой идеологии, был создан Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия.

"Разрыв между природой и культурой, связанный с ведомственным подходом, для нас просто стал неприемлем, культура и природа стали комплексом, – поясняет один из инициаторов экспедиции, а теперь директор Института наследия профессор Ю.А.Веденин. – Когда мы, действительно, хотим решить проблему, надо не ограждать ее, а думать о контексте – социальном, экономическом, политическом. В охране такого объекта как Соловки самое главное – вопрос такта и уважение к тому, что есть. К сожалению, это на последнем месте всюду. Причем, это чувство такта теряют иногда все участники процесса..."

Принцип решения спорных вопросов подсказывала сама многовековая история монастырей на островах. "Это замечательный образец сбалансированных поселений, пример сосуществования людей в гармонии с природой, который надо было изучать, как экологический опыт", – отметил Б.Б.Родоман.

Соловецкая обитель в прежние времена принимала в год до 15 тысяч паломников. Для них в монастыре держали специальные пароходы. Здесь работали заводы – салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, была мукомольная мельница, многочисленные мастерские – сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплетная, корзинная, санная, колесная, экипажная, кузница и другие. При монастыре действовали начальное училище и иконописная школа. Здесь безупречно функционировала система водоснабжения, начало которой положил еще святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. В монастыре проживали и монашествующие (число их доходило до 600), и послушники, богомольцы и "трудники", вольнонаемные служащие и рабочие – всего до 1000 человек. Расходы монастыря составляли ежегодно от 150 до 155 тысяч рублей, а доходы – 160 – 170 тысяч. Кроме богомольцев, выручку приносили рыбный и охотничий промыслы, прочие хозяйства, пароходы: монастырь имел несколько парусных судов и 4 парохода. Был свой экипаж, 180 голов лошадей, рогатого скота – 80, овец – 150...

Разумеется, опыт прошлых веков не перенести механически в наше время. Но знать и учитывать его полезно. Во всяком случае, вызывает доверие готовность и.о. наместника ставропигиального Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрита Мефодия (Морозова) заняться проблемами реставрации комплекса: возможно в руках Церкви это было бы эффективнее и экономичнее, чем в светских органах.

Но большая часть памятников сейчас на балансе музея. Правда, и создан он был раньше (в 1967 г.), чем возродилась монашеская жизнь в обители (1990 г.). Соответственно и проблемами реставрации музей стал заниматься почти с самого начала восстановления комплекса. Музей даже функции по охране выполнял – до 1993 года. Потом законодательство изменилось, и с тех пор никакой охраны там нет. Не смотря на то, что решением генеральной ассамблеи ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 года историко-культурный ансамбль Соловецких островов включен в список памятников всемирного наследия, на его территории действуют те же нормативные и законодательные документы, которые распространяются на любое поселение РФ.

Без охраны Соловки погибнут. Это уже всем очевидно: и монастырю, и музею, и местной администрации. Ведь основным источником доходов местного населения стал в последнее время туризм. Сезон длится всего три летних месяца: какое уж тут бережное и уважительное отношение, когда надо успеть заработать. Соловчане берут за постой по 800 рублей в день. Раньше люди приезжали и жили на теплоходах. Сейчас обустроено 6 гостиниц, из них 5 частных – и никаких очистных сооружений. По статистике в прошлом году на Соловках побывало около 40 тысяч гостей. Дороги не выдерживают наплыва туристов, загрязняются источники, леса....

Весьма поучительно тут вспомнить историю Нового Валаама – монастыря, созданного в Финляндии перебравшимися туда монахами с Валаамского архипелага, когда после окончания войны между СССР и Финляндией острова перешли Советскому Союзу. Переселенцы постарались воссоздать все, как на было на Родине. Так вот теперь там у них все как у нас – но никакой проблемы с охраной ландшафта!.. Почему? Наверное, потому что законов побольше и амбиций поменьше.

По убеждению Сергея Житенёва, решение этой проблемы нужно доверить научным экспертам: "К их мнению должны быть пристегнуты государственные законодательные ремни, которые бы регулировали ситуацию. Как только все передается людям, живущим на этой земле – всегда война, конфликт. Мы будем развивать идеи, когда во главу угла ставится вопрос сохранения уникальных территорий, традиций, наследия. Соотнесение всех интересов с точки зрения таких приоритетов – главная наша задача. Если превалирует что-то другое – вся деятельность лишается смысла. Сегодня очень изменилось правовое поле, изменились экономические отношения, но те выводы, которые сделали наши экономисты в ходе экспедиции – это очень серьезные выводы, их актуальность до сих пор сохраняется..."

Тогда под этими выводами подписался сам Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выделение Соловков, как особо охраняемой и уникальной территориb, с границами отдельных памятников архитектуры, с детально разработанными технологиями сохранения – все это было сформулировано 20 лет назад и передано в правительство для принятия законодательных актов. Сначала материалы рассматривал Верховный Совет СССР – в 89-м году, в 90-м, потом Государственная Дума – в 93-м, в 94-м... "Из нынешнего закона об охране наследия, принятого не так давно (в 2002 г. хотя мы его подготовили в 89-м), и из нормативных документов ушла идея, которую мы пробивали. Наши предложения государство помножило на ноль..." – подвел черту Сергей Юрьевич.

"Человек живёт не только в природной среде, но в среде, созданной культурой его предков и им самим, – писал Д.С. Лихачёв. – Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, следованию заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социальности". Значимость историко-культурной среды для существования и развития мыслящего и нравственного человека трудно переоценить.

Как сообщили в Министерстве культуры Российской Федерации, сейчас здесь готовятся материалы для обращения в правительство РФ по вопросу о присвоении Соловецкому архипелагу статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места. Значит, он становится объектом охраны. Не такой жесткой охраны, какую по законодательству имеет, например, категория "памятник культуры", но все же обеспечивает защиту действенную, а главное, самую скорую в процедуре утверждения. Это первый шаг к спасению. Дальше будут прорабатываться границы, регламенты, принципы и технологии охраны. В идеале – создание специальной программы, особого местного закона, по которому будут жить и население, и музей, и монастырь – все, и те, кто стремится модернизировать жизнь на Соловках, и те, кто придерживается традиционных взглядов.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Соловки: конфликт монастыря и музея

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты