Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_5821.html


09 июля 2003

Конрад Райзер принял участие в дискуссии о перспективах экуменизма, которая прошла в ОВЦС

Дальнейшим перспективам диалога Русской Православной Церкви с западным христианством была посвящена дискуссия с участием генерального секретаря Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрада Райзера, которая состоялась 8 июля в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) в Москве. Свое мнение об основных препятствиях на пути этого диалога высказали православные священнослужители, богословы, публицисты, сотрудники ОВЦС МП и МИД РФ, представители российской лютеранской общины. В качестве модератора встречи выступил заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин.

Как отметил прот. Всеволод Чаплин, одно из серьезных препятствий на пути диалога между Русской Православной Церковью (РПЦ) и ВСЦ – стереотипы. Так, в православной среде бытует мнение, будто все экуменическое движение создано «узкой группой лиц на Западе», пытающейся подчинить себе мир, а для этого – стереть различия между религиями. Напротив, в штате ВСЦ многие считают, что на самом деле большинство православных положительно относится к экуменизму, а бюрократы из ОВЦС намеренно сгущают краски, чтобы пробить выгодные для них реформы в структуре Совета и получить дополнительные места в руководящих органах. Другая серьезная проблема, считает о. Всеволод, – это проблема языка. Оказываясь в Женеве (где находится штаб-квартира ВСЦ), признался православный священник, он часто испытывал ощущение, что «два социума, ВСЦ и Россия» не понимают друг друга.

Язык, причем в первую очередь, отсутствие общей для всех богословской терминологии, считает главной проблемой на пути диалога клирик московского храма Девяти мучеников Кизических диакон Владимир Соколов. О. Владимир подчеркнул, что различное восприятие одних и тех же слов разделяет не только православных с западными христианами, но и самих западных христиан. Так, во время одной из экуменических конференций выяснилось, что европейские и американские христиане совершенно по-разному воспринимают термин «надежда»: первые в эсхатологическом смысле, а вторые – в социальном. Следует помнить, что разделение между христианскими исповеданиями произошло не по политическим причинам, а по ревности верующих, убежденных в своей правоте, отметил диакон Владимир. И невозможно вести диалог без учета этого фактора.

Проблему языка затронул в своем выступлении другой московский клирик – священник Георгий Чистяков. Рассказав о своей многолетней работе в правлении Российского библейского общества (РБО), объединяющего как православных, так и христиан других конфессий, о. Георгий отметил, что в настоящее время на повестке дня все острее стоит вопрос о новом переводе Священного Писания на современный русский язык. Сделанный около 150 лет назад Синодальный перевод, который до сих пор объединял всех российских христиан, постепенно становится всё менее понятен читателю. В то же время любые новые переводы, отметил священник, чреваты разделениями.

Комментируя эти тезисы, генсек ВСЦ согласился, что западные и восточные христиане – «два разных вида космоса», которым свойственна различная духовность. Но, осознавая существующие проблемы, ВСЦ делает многое, чтобы «разработать общую систему понимания», приемлемую для различных языковых систем.

Ряд выступавших отметил, что сегодня в России православная Церковь ведет гораздо более активный диалог с другими религиями – в частности с исламом и иудаизмом, -- чем с другими христианскими конфессиями. По словам председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала «Православная беседа» Валентина Лебедева, эти контакты, осуществляемые, по преимуществу, в социальной области, можно назвать своего рода «суперэкуменизмом». Совместные с мусульманами и иудеями акции, направленные на решение тех или иных социальных вопросов, подчеркнул Валентин Лебедев, не смущают никого из православных. Что же касается отношений с западным христианством и экуменическим движением, то оно «вызывает настороженность среди народа Божия – от генерала до работницы прядильной фабрики».

Со своей стороны, клирик Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) пастор Андрей Резниченко отметил, что его деноминация, не входящая в ВСЦ, гораздо легче находит общий язык с Русской Православной Церковью, чем со многими единоверцами на Западе – причем не только в социальной, но даже в догматической сфере. Пастор выразил серьезную обеспокоенность в связи с продолжающейся либерализацией и секуляризацией западного протестантизма, призвав ВСЦ более внимательно «слушать» традиционные для России протестантские Церкви.

Оценивая нынешнюю ситуацию в Церкви и в российском обществе в целом, проректор Московской духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС священник Владимир Шмалий охарактеризовал ее как состояние перехода. Куда придет общество, пока что неясно, в связи с чем нужен «спокойный прагматизм», которым следует руководствоваться и при построении новых отношений с экуменическим движением. Именно таким прагматизмом, считает внутри о. Владимир, пропитан текст основных принципов отношения РПЦ к инославию, принятых Архиерейским собором 2000 года.

Еще одним важным препятствием для контактов РПЦ с ВСЦ является чрезмерная бюрократизация последнего. Этот тезис выдвинул ответственный секретарь «Церковного вестника» Сергей Чапнин. По его свидетельству, общий вес печатных материалов, изданных за время одной лишь ассамблеи ВСЦ, составил 12 кг. Причем конкретных решений в этих бумагах было весьма немного. Кроме того, считает Сергей Чапнин, у православных россиян сегодня практически нет интереса к церковной жизни за пределами РПЦ, в связи с чем сам вопрос о дальнейших контактах с ВСЦ является здесь чем-то маргинальным.

Касаясь взаимодействия с западными христианами в социальной и политической области, прот. Всеволод Чаплин, отметив полное совпадение позиций РПЦ и ВСЦ по таким вопросам, как, например, война в Ираке и ближневосточное урегулирование, заявил, что за пределами этих общих тем также возникают противоречия. Их причина в том, считает зампред ОВЦС, что православные, воспитанные в значительной степени на аскетической литературе, являются «социальными пессимистами» -- в отличии от большинства своих западных собеседников.

В то же время участники дискуссии отметили, что в период с 1998 года, когда состоялась ассамблея ВСЦ в Хараре и особенно с 1999-го, когда представители поместных православных Церквей, собравшиеся в Салониках, высказали свои общие претензии и пожелания к деятельности ВСЦ, в отношениях православных с экуменическим движением наметился определенный прогресс. Специальная комиссия, созданная в Хараре, подчеркнул Конрад Райзер, хотя и не решила всех проблем, оказалась способной «услышать голос православных».

"Благовест–инфо"

РЕКЛАМА