поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Новость
09 июля 2003  распечатать

Конрад Райзер принял участие в дискуссии о перспективах экуменизма, которая прошла в ОВЦС

Дальнейшим перспективам диалога Русской Православной Церкви с западным христианством была посвящена дискуссия с участием генерального секретаря Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) Конрада Райзера, которая состоялась 8 июля в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) в Москве. Свое мнение об основных препятствиях на пути этого диалога высказали православные священнослужители, богословы, публицисты, сотрудники ОВЦС МП и МИД РФ, представители российской лютеранской общины. В качестве модератора встречи выступил заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин.

Как отметил прот. Всеволод Чаплин, одно из серьезных препятствий на пути диалога между Русской Православной Церковью (РПЦ) и ВСЦ – стереотипы. Так, в православной среде бытует мнение, будто все экуменическое движение создано «узкой группой лиц на Западе», пытающейся подчинить себе мир, а для этого – стереть различия между религиями. Напротив, в штате ВСЦ многие считают, что на самом деле большинство православных положительно относится к экуменизму, а бюрократы из ОВЦС намеренно сгущают краски, чтобы пробить выгодные для них реформы в структуре Совета и получить дополнительные места в руководящих органах. Другая серьезная проблема, считает о. Всеволод, – это проблема языка. Оказываясь в Женеве (где находится штаб-квартира ВСЦ), признался православный священник, он часто испытывал ощущение, что «два социума, ВСЦ и Россия» не понимают друг друга.

Язык, причем в первую очередь, отсутствие общей для всех богословской терминологии, считает главной проблемой на пути диалога клирик московского храма Девяти мучеников Кизических диакон Владимир Соколов. О. Владимир подчеркнул, что различное восприятие одних и тех же слов разделяет не только православных с западными христианами, но и самих западных христиан. Так, во время одной из экуменических конференций выяснилось, что европейские и американские христиане совершенно по-разному воспринимают термин «надежда»: первые в эсхатологическом смысле, а вторые – в социальном. Следует помнить, что разделение между христианскими исповеданиями произошло не по политическим причинам, а по ревности верующих, убежденных в своей правоте, отметил диакон Владимир. И невозможно вести диалог без учета этого фактора.

Проблему языка затронул в своем выступлении другой московский клирик – священник Георгий Чистяков. Рассказав о своей многолетней работе в правлении Российского библейского общества (РБО), объединяющего как православных, так и христиан других конфессий, о. Георгий отметил, что в настоящее время на повестке дня все острее стоит вопрос о новом переводе Священного Писания на современный русский язык. Сделанный около 150 лет назад Синодальный перевод, который до сих пор объединял всех российских христиан, постепенно становится всё менее понятен читателю. В то же время любые новые переводы, отметил священник, чреваты разделениями.

Комментируя эти тезисы, генсек ВСЦ согласился, что западные и восточные христиане – «два разных вида космоса», которым свойственна различная духовность. Но, осознавая существующие проблемы, ВСЦ делает многое, чтобы «разработать общую систему понимания», приемлемую для различных языковых систем.

Ряд выступавших отметил, что сегодня в России православная Церковь ведет гораздо более активный диалог с другими религиями – в частности с исламом и иудаизмом, -- чем с другими христианскими конфессиями. По словам председателя Союза православных граждан, главного редактора журнала «Православная беседа» Валентина Лебедева, эти контакты, осуществляемые, по преимуществу, в социальной области, можно назвать своего рода «суперэкуменизмом». Совместные с мусульманами и иудеями акции, направленные на решение тех или иных социальных вопросов, подчеркнул Валентин Лебедев, не смущают никого из православных. Что же касается отношений с западным христианством и экуменическим движением, то оно «вызывает настороженность среди народа Божия – от генерала до работницы прядильной фабрики».

Со своей стороны, клирик Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии (ЕЛЦИ) пастор Андрей Резниченко отметил, что его деноминация, не входящая в ВСЦ, гораздо легче находит общий язык с Русской Православной Церковью, чем со многими единоверцами на Западе – причем не только в социальной, но даже в догматической сфере. Пастор выразил серьезную обеспокоенность в связи с продолжающейся либерализацией и секуляризацией западного протестантизма, призвав ВСЦ более внимательно «слушать» традиционные для России протестантские Церкви.

Оценивая нынешнюю ситуацию в Церкви и в российском обществе в целом, проректор Московской духовной академии, секретарь Синодальной богословской комиссии, консультант ОВЦС священник Владимир Шмалий охарактеризовал ее как состояние перехода. Куда придет общество, пока что неясно, в связи с чем нужен «спокойный прагматизм», которым следует руководствоваться и при построении новых отношений с экуменическим движением. Именно таким прагматизмом, считает внутри о. Владимир, пропитан текст основных принципов отношения РПЦ к инославию, принятых Архиерейским собором 2000 года.

Еще одним важным препятствием для контактов РПЦ с ВСЦ является чрезмерная бюрократизация последнего. Этот тезис выдвинул ответственный секретарь «Церковного вестника» Сергей Чапнин. По его свидетельству, общий вес печатных материалов, изданных за время одной лишь ассамблеи ВСЦ, составил 12 кг. Причем конкретных решений в этих бумагах было весьма немного. Кроме того, считает Сергей Чапнин, у православных россиян сегодня практически нет интереса к церковной жизни за пределами РПЦ, в связи с чем сам вопрос о дальнейших контактах с ВСЦ является здесь чем-то маргинальным.

Касаясь взаимодействия с западными христианами в социальной и политической области, прот. Всеволод Чаплин, отметив полное совпадение позиций РПЦ и ВСЦ по таким вопросам, как, например, война в Ираке и ближневосточное урегулирование, заявил, что за пределами этих общих тем также возникают противоречия. Их причина в том, считает зампред ОВЦС, что православные, воспитанные в значительной степени на аскетической литературе, являются «социальными пессимистами» -- в отличии от большинства своих западных собеседников.

В то же время участники дискуссии отметили, что в период с 1998 года, когда состоялась ассамблея ВСЦ в Хараре и особенно с 1999-го, когда представители поместных православных Церквей, собравшиеся в Салониках, высказали свои общие претензии и пожелания к деятельности ВСЦ, в отношениях православных с экуменическим движением наметился определенный прогресс. Специальная комиссия, созданная в Хараре, подчеркнул Конрад Райзер, хотя и не решила всех проблем, оказалась способной «услышать голос православных».

"Благовест–инфо"

По материалам: 

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

16.01.2019

Радикалы-националисты совершили акты вандализма в отношении двух храмов Украинской Православной Церкви во Львове

15.01.2019

Рада может принять закон о переходе приходов одной церкви в другую

Издательство Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга выпустило в свет русский перевод "Пидалиона"

В домовый храм больницы святителя Алексия г. Москвы возвращена Козельщанская икона Божией Матери

Деревянные храмовые скульптуры представят в петербургском "Манеже"

МЧС обеспечит места крещенских купаний дополнительной защитой, обогревом и медпомощью

Духовенство Шахтинской епархии оказывает помощь пострадавшим от взрыва в многоквартирном доме города Шахты

Сторонники "Православной церкви Украины" захватили Михайловский храм на Волыни и Николаевскую церковь на Житомирщине

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

08.01.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу "Россия"

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты