поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
08 июля 2003  распечатать

Ремир Лопаткин

Религиозная ситуация

Доклад на международной конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» (Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002 г.)

Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация"

Словосочетание (термин) "религиозная ситуация" в последнее время получило широкое распространение в публицистике, в официальных документах, в научных публикациях, когда речь идет о религии, распространенности и роли в обществе или в конкретном регионе тех или иных конфессий и религиозных направлений, деятельности религиозных организаций. При этом, однако, авторы этих текстов, как правило, не утруждают себя указанием на содержание и смысл используемого термина, т.е. не доводят его до уровня понятия. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый автор вкладывает в него разное по объему и характеру отображаемых религиозных явлений содержание, использует его в разных значениях и контекстах. И все-таки, при всем различии в подходах, толковании и употреблении выражения "религиозная ситуация" можно увидеть некоторые общие моменты.

Во-первых, речь каждый раз идет не об отдельных религиозных явлениях (фактах), а об их комплексе. Во-вторых, в нем всегда присутствует оценочный момент. И в-третьих, за ним всегда ощущается нечто тревожащее: когда в этой сфере общественной жизни все нормально и спокойно, о религиозной ситуации обычно не вспоминают и не пишут.

При этом надо принять во внимание, с каких или с чьих позиций описывается и оценивается религиозная ситуация, допустим, в регионе. Если эта оценка исходит от представителя администрации или исследователя, выполняющего заказ органа власти, то тут сразу очевидна подоплёка вопроса: требует или не требует эта ситуация в данный момент специального внимания или усилий администрации по её регулированию, как она соотносится с общей социально-политической ситуацией в регионе, влияет ли на неё и как, не выходит ли она за рамки правового поля и т.д. Вполне возможно, что такой субъект религиозной ситуации, как конкретная конфессия или религиозная организация, посмотрит на неё другими глазами – с точки зрения оценки своего положения в данной ситуации : его комфортности, удовлетворенности притязаний к властям и обществу, взаимоотношений с другими конфессиями и т.п. Наконец, ученый-религиовед, социолог, политолог, историк скорее всего станет оценивать религиозную ситуацию в более широком историческом и социально-политическом, временном и пространственном ракурсе. Поскольку в данном случае проблема рассматривается в рамках социологии религии, то ясно, что социолог, исходит ли он из реальных задач, поставленных заказчиком, например, администрацией области, города и др., или из сугубо научного интереса, будет стремиться к объективной и максимально точной оценке состояния и тенденций развития религиозной ситуации на исследуемом объекте.

Но для того, чтобы понятие "религиозная ситуация" стало работающим инструментом социологического исследования, оно нуждается в четком определении и социологической интерпретации, которая позволяла бы произвести его операционализацию. Настоящий доклад представляет собой попытку предложить подход к решению этой проблемы.

На первом этапе сформулируем предварительное понятие или, скорее, требования, которым должно отвечать понятие "религиозная ситуация".

Понятие "религиозная ситуация" – это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных проявлений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни).

Повторяю, это еще не определение понятия "религиозная ситуация", а только первый подход к нему, так сказать, формулировка его параметров.

Обобщающая характеристика – значит, речь должна идти не о простом бессистемном перечислении религиозных проявлений, увиденных и зафиксированных социологом на объекте, а о том, что их нужно увидеть и оценить в комплексе, в системе, во взаимодействии, подняться над частностями и случайностями и увидеть главное, определяющее тенденции развития и изменения ситуации, ее данное, а не какое-то иное качество, ее характерные черты. Второй момент – это привязка к конкретному объекту, к данному месту и времени.Нет и не бывает религиозной ситуации вообще – она всегда складывается в данном месте, на данном объекте (и отражает его сущность и особенности) и именно в данный период времени, на конкретном этапе исторического процесса. И третий момент – момент живых, текучих взаимосвязей как между самими религиозными проявлениями (религиозными фактами), так и – что особенно важно – с социумом. Религиозная ситуация – это всегда часть общей социально-политической и духовной ситуации, способная оказывать на неё то или иное влияние. Именно с этой точки зрения религиозная ситуация интересует государственный или муниципальный орган власти, заказывающий исследование.

Таким образом, мы выделили важные моменты самого общего, предварительного подхода к пониманию и социологическому изучению религиозной ситуации. Но, руководствуясь этим предварительным определением, мы ещё не можем непосредственно приступить к изучению религиозной ситуации, потому что оно недостаточно конкретно и в силу этого его трудно было бы операционализировать, т.е. представить в виде набора признаков, пригодных для наблюдения, фиксации и измерения.

В качестве такого более конкретного и содержательного определения, которое позволяло бы перейти к операционализации и выводило бы нас на искомые признаки религиозной ситуации, предлагается следующее:

Религиозная ситуация – это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.

Схема 1. Группы признаков религиозной ситуации

Опираясь на такое определение мы уже можем формулировать конкретные признаки религиозной ситуации и предметно говорить о методах исследования, т.е. это определение дает возможность переходить к разработке рабочего инструментария и сбору интересующей нас эмпирической информации. На Схеме 1 конкретизированы каждая из трех частей определения, обозначены направления поиска и фиксации признаков, характеризующих религиозную ситуацию по трем основным параметрам.

Но и это определение понятия "религиозная ситуация" нуждается в дополнительной теоретико-методологической и собственно социологической интерпретации, так как есть опасность, что мы утонем в том море фактов, которые позволяют собрать социологические методики, не отличая важные, определяющие – от малозначительных, случайных. Нужен следующий шаг, который позволил бы структурировать этот поток фактов, собирать их системно, сразу осуществлять их группировку, выделяя наиболее существенные. То есть нам недостает представления о структуре изучаемого явления.

Мне представляется, что структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие. Это – состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте.

Схема 2. Структура религиозной ситуации

Из опыта социологических исследований проблем религии известно, что состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте, являясь основной и целостной характеристикой религиозной ситуации, тем не менее своеобразно проявляется на разных (хотя и взаимосвязанных) уровнях : а) на институциональном уровне – в деятельности конфессий, религиозных институтов и организаций; б) на уровне массового сознания – в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, но также и неверующих.

Схема 3. Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)

На Схеме 3 "Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)" представлены основные показатели и группы признаков, по которым можно фиксировать, измерять и оценивать эту главную составляющую религиозной ситуации. Сопоставление групп признаков и отдельных показателей на институциональном уровне и на уровне массового сознания позволяет отметить две особенности.

Первая состоит в том, что часть признаков доступна количественному измерению и, соответственно, шкалированию. Это уровень религиозности и конфессиональная структура населения – на уровне массового сознания, количество конфессий, зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений, других религиозных организаций и институтов, действующих культовых объектов – на институциональном уровне. Другая часть признаков требует соединения количественной и качественной оценки, например, степень религиозности. И, наконец, третья часть признаков требует содержательного, качественного анализа и оценки, таких как характер религиозности, межконфессиональные отношения в повседневной жизни, внутренние процессы в религиозных объединениях, общественно-политические позиции религиозных организаций и др.

Вторая особенность состоит в том, что совершенно очевидны параллели между рядом признаков на обоих уровнях, поскольку фиксируемые ими явления выступают и на уровне массового сознания, и на институциональном уровне, причем во взаимосвязи. Таковы конфессиональная структура населения и наличие конфессиональных институтов и организаций, как зарегистрированных, так и незарегистрированных, связь религиозности с общественно-политическим позициями верующих и общественно-политические позиции религиозных организаций. На обоих уровнях – но своеобразно – проявляются межконфессиональные отношения. Связаны между собой субъективное самочувствие массы верующих, степень удовлетворения их религиозных потребностей и характер и направленность притязаний религиозных организаций, степень удовлетворенности их запросов.

Выделение двух уровней при исследовании состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте позволяет увидеть специфику этих проявлений, но при окончательном анализе и обобщении полученной информации речь должна идти об их видении и оценке в целостности, в их единстве и взаимовлиянии.

Второй крупной составляющей структуры религиозной ситуации являются факторы её формирования, изменения и стабильности.

Схема 4. Факторы формирования и динамики религиозной ситуации

Под факторами религиозной ситуации я понимаю те внутренние или внешние силы, которые формируют её в данном конкретном виде, задают направленность её развитию, т.е. определяют её динамику, изменчивость или стабильность, кратковременность или длительность, спокойствие или остроту.

Все факторы религиозной ситуации можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние заложены в самой структуре состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте. Они имманентны религиозной ситуации. Это изменение уровня и степени религиозности, конфессиональной структуры населения, изменение числа конфессий, представленных в регионе, количества религиозных объединений и их соотношения по конфессиям, степени их активности в религиозной и светской сферах и т.д. Внешние факторы – это воздействия на религиозную ситуацию, которые исходят от общества, государства, средств массовой информации, а также из-за пределов исследуемого региона, в том числе и из-за рубежа. В свою очередь внешние факторы могут быть как нерелигиозными (правовыми, политическими, социальными, культурными), так и религиозными (миссионерство религиозных организаций, ранее не представленных в регионе, деятельность иностранных проповедников и миссионеров, религиозная печатная, теле- и радиопропаганда из-за рубежа, акции зарубежных и международных конфессиональных центров, направленные на Россию или её конкретный регион и т.п.).

Ведущими внешними факторами, определяющими религиозную ситуацию, являются правовое решение религиозного вопроса, политика государства, региональных и местных органов власти в этой сфере, состояние государственно-конфессиональных отношений, состояние общественного мнения о религии и деятельности религиозных организаций, позиции средств массовой информации, состояние межнациональных отношений. Более опосредованное, но тем не менее существенное влияние на религиозную ситуацию оказывает общая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране и регионе, деятельность политических партий и общественных движений. Серьезными внешними факторами, способными повлиять на религиозную ситуацию и даже дестабилизировать её, могут быть конкретные события, связанные, например, с террористическими акциями. Так, акция международной террористической организации "Аль-Каида" 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и захват чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. вызвали в обществе рост антиисламских настроений, что наложило отпечаток на религиозную ситуацию в многоконфессиональных регионах.

Предложенная в настоящем докладе социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация", на наш взгляд, дает возможность его дальнейшей, более детальной операционализации и разработки программы и инструментария социологического исследования религиозной ситуации на конкретном объекте.

Об авторе: Ремир Александрович Лопаткин – кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов.

Ссылки по теме:

В Санкт-Петербурге прошла конференция "Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии"

Ремир Лопаткин. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации

О.Е. Казьмина. Конфессиональный состав населения России

Л.Н. Митрохин. Религиозная ситуация в современной России

Е.Г.Балагушкин. Религиозная ситуация в России: тенденции и фазы развития

Ю.В. Ушакова. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века

Александр Прилуцкий. Влияние процессов глобализации на религиозную ситуацию в регионах

Александр Пятигорский. Этнос или религия?

Обзор религиозной ситуации в Нижегородском регионе

Информация о религиозной ситуации в Тюменской области

М.В. Вагабов. Религиозная ситуация в Дагестане: единства и противоречия

Екатерина Никитченко. Религиозная ситуация на Украине. Попытка политико-правовой оценки

Религиозная ситуация на Украине и в Швейцарии

В.Д. Курганская. Мониторинг религиозной ситуации в республике Казахстан

Анара Табышалиева. Взгляд на религиозную ситуацию в Кыргызстане

Религиозная ситуация в Эстонии

© Фото http://images.fotki.com/

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты