Ремир Лопаткин Религиозная ситуация Доклад на международной конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» (Санкт-Петербург, 9-10 декабря 2002 г.)
Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация"
Словосочетание (термин) "религиозная ситуация" в последнее время получило широкое распространение в публицистике, в официальных документах, в научных публикациях, когда речь идет о религии, распространенности и роли в обществе или в конкретном регионе тех или иных конфессий и религиозных направлений, деятельности религиозных организаций. При этом, однако, авторы этих текстов, как правило, не утруждают себя указанием на содержание и смысл используемого термина, т.е. не доводят его до уровня понятия. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждый автор вкладывает в него разное по объему и характеру отображаемых религиозных явлений содержание, использует его в разных значениях и контекстах. И все-таки, при всем различии в подходах, толковании и употреблении выражения "религиозная ситуация" можно увидеть некоторые общие моменты.
Во-первых, речь каждый раз идет не об отдельных религиозных явлениях (фактах), а об их комплексе. Во-вторых, в нем всегда присутствует оценочный момент. И в-третьих, за ним всегда ощущается нечто тревожащее: когда в этой сфере общественной жизни все нормально и спокойно, о религиозной ситуации обычно не вспоминают и не пишут.
При этом надо принять во внимание, с каких или с чьих позиций описывается и оценивается религиозная ситуация, допустим, в регионе. Если эта оценка исходит от представителя администрации или исследователя, выполняющего заказ органа власти, то тут сразу очевидна подоплёка вопроса: требует или не требует эта ситуация в данный момент специального внимания или усилий администрации по её регулированию, как она соотносится с общей социально-политической ситуацией в регионе, влияет ли на неё и как, не выходит ли она за рамки правового поля и т.д. Вполне возможно, что такой субъект религиозной ситуации, как конкретная конфессия или религиозная организация, посмотрит на неё другими глазами – с точки зрения оценки своего положения в данной ситуации : его комфортности, удовлетворенности притязаний к властям и обществу, взаимоотношений с другими конфессиями и т.п. Наконец, ученый-религиовед, социолог, политолог, историк скорее всего станет оценивать религиозную ситуацию в более широком историческом и социально-политическом, временном и пространственном ракурсе. Поскольку в данном случае проблема рассматривается в рамках социологии религии, то ясно, что социолог, исходит ли он из реальных задач, поставленных заказчиком, например, администрацией области, города и др., или из сугубо научного интереса, будет стремиться к объективной и максимально точной оценке состояния и тенденций развития религиозной ситуации на исследуемом объекте.
Но для того, чтобы понятие "религиозная ситуация" стало работающим инструментом социологического исследования, оно нуждается в четком определении и социологической интерпретации, которая позволяла бы произвести его операционализацию. Настоящий доклад представляет собой попытку предложить подход к решению этой проблемы.
На первом этапе сформулируем предварительное понятие или, скорее, требования, которым должно отвечать понятие "религиозная ситуация".
Понятие "религиозная ситуация" – это обобщающая характеристика всего комплекса религиозных проявлений на конкретном исследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единица) в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью (социумом, другими сферами и сторонами общественной жизни).
Повторяю, это еще не определение понятия "религиозная ситуация", а только первый подход к нему, так сказать, формулировка его параметров.
Обобщающая характеристика – значит, речь должна идти не о простом бессистемном перечислении религиозных проявлений, увиденных и зафиксированных социологом на объекте, а о том, что их нужно увидеть и оценить в комплексе, в системе, во взаимодействии, подняться над частностями и случайностями и увидеть главное, определяющее тенденции развития и изменения ситуации, ее данное, а не какое-то иное качество, ее характерные черты. Второй момент – это привязка к конкретному объекту, к данному месту и времени.Нет и не бывает религиозной ситуации вообще – она всегда складывается в данном месте, на данном объекте (и отражает его сущность и особенности) и именно в данный период времени, на конкретном этапе исторического процесса. И третий момент – момент живых, текучих взаимосвязей как между самими религиозными проявлениями (религиозными фактами), так и – что особенно важно – с социумом. Религиозная ситуация – это всегда часть общей социально-политической и духовной ситуации, способная оказывать на неё то или иное влияние. Именно с этой точки зрения религиозная ситуация интересует государственный или муниципальный орган власти, заказывающий исследование.
Таким образом, мы выделили важные моменты самого общего, предварительного подхода к пониманию и социологическому изучению религиозной ситуации. Но, руководствуясь этим предварительным определением, мы ещё не можем непосредственно приступить к изучению религиозной ситуации, потому что оно недостаточно конкретно и в силу этого его трудно было бы операционализировать, т.е. представить в виде набора признаков, пригодных для наблюдения, фиксации и измерения.
В качестве такого более конкретного и содержательного определения, которое позволяло бы перейти к операционализации и выводило бы нас на искомые признаки религиозной ситуации, предлагается следующее:
Религиозная ситуация – это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером) и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или исследуемый объект.
Схема 1.
Группы признаков религиозной ситуации
Опираясь на такое определение мы уже можем формулировать конкретные признаки религиозной ситуации и предметно говорить о методах исследования, т.е. это определение дает возможность переходить к разработке рабочего инструментария и сбору интересующей нас эмпирической информации. На Схеме 1 конкретизированы каждая из трех частей определения, обозначены направления поиска и фиксации признаков, характеризующих религиозную ситуацию по трем основным параметрам.
Но и это определение понятия "религиозная ситуация" нуждается в дополнительной теоретико-методологической и собственно социологической интерпретации, так как есть опасность, что мы утонем в том море фактов, которые позволяют собрать социологические методики, не отличая важные, определяющие – от малозначительных, случайных. Нужен следующий шаг, который позволил бы структурировать этот поток фактов, собирать их системно, сразу осуществлять их группировку, выделяя наиболее существенные. То есть нам недостает представления о структуре изучаемого явления.
Мне представляется, что структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие. Это – состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте.
Схема 2. Структура религиозной ситуации
Из опыта социологических исследований проблем религии известно, что состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте, являясь основной и целостной характеристикой религиозной ситуации, тем не менее своеобразно проявляется на разных (хотя и взаимосвязанных) уровнях : а) на институциональном уровне – в деятельности конфессий, религиозных институтов и организаций; б) на уровне массового сознания – в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, но также и неверующих.
Схема 3. Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)
На Схеме 3 "Структура состояния религиозности (религиозных проявлений)" представлены основные показатели и группы признаков, по которым можно фиксировать, измерять и оценивать эту главную составляющую религиозной ситуации. Сопоставление групп признаков и отдельных показателей на институциональном уровне и на уровне массового сознания позволяет отметить две особенности.
Первая состоит в том, что часть признаков доступна количественному измерению и, соответственно, шкалированию. Это уровень религиозности и конфессиональная структура населения – на уровне массового сознания, количество конфессий, зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений, других религиозных организаций и институтов, действующих культовых объектов – на институциональном уровне. Другая часть признаков требует соединения количественной и качественной оценки, например, степень религиозности. И, наконец, третья часть признаков требует содержательного, качественного анализа и оценки, таких как характер религиозности, межконфессиональные отношения в повседневной жизни, внутренние процессы в религиозных объединениях, общественно-политические позиции религиозных организаций и др.
Вторая особенность состоит в том, что совершенно очевидны параллели между рядом признаков на обоих уровнях, поскольку фиксируемые ими явления выступают и на уровне массового сознания, и на институциональном уровне, причем во взаимосвязи. Таковы конфессиональная структура населения и наличие конфессиональных институтов и организаций, как зарегистрированных, так и незарегистрированных, связь религиозности с общественно-политическим позициями верующих и общественно-политические позиции религиозных организаций. На обоих уровнях – но своеобразно – проявляются межконфессиональные отношения. Связаны между собой субъективное самочувствие массы верующих, степень удовлетворения их религиозных потребностей и характер и направленность притязаний религиозных организаций, степень удовлетворенности их запросов.
Выделение двух уровней при исследовании состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте позволяет увидеть специфику этих проявлений, но при окончательном анализе и обобщении полученной информации речь должна идти об их видении и оценке в целостности, в их единстве и взаимовлиянии.
Второй крупной составляющей структуры религиозной ситуации являются факторы её формирования, изменения и стабильности.
Схема 4. Факторы формирования и динамики религиозной ситуации
Под факторами религиозной ситуации я понимаю те внутренние или внешние силы, которые формируют её в данном конкретном виде, задают направленность её развитию, т.е. определяют её динамику, изменчивость или стабильность, кратковременность или длительность, спокойствие или остроту.
Все факторы религиозной ситуации можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние заложены в самой структуре состояния религиозности (религиозных проявлений) на объекте. Они имманентны религиозной ситуации. Это изменение уровня и степени религиозности, конфессиональной структуры населения, изменение числа конфессий, представленных в регионе, количества религиозных объединений и их соотношения по конфессиям, степени их активности в религиозной и светской сферах и т.д. Внешние факторы – это воздействия на религиозную ситуацию, которые исходят от общества, государства, средств массовой информации, а также из-за пределов исследуемого региона, в том числе и из-за рубежа. В свою очередь внешние факторы могут быть как нерелигиозными (правовыми, политическими, социальными, культурными), так и религиозными (миссионерство религиозных организаций, ранее не представленных в регионе, деятельность иностранных проповедников и миссионеров, религиозная печатная, теле- и радиопропаганда из-за рубежа, акции зарубежных и международных конфессиональных центров, направленные на Россию или её конкретный регион и т.п.).
Ведущими внешними факторами, определяющими религиозную ситуацию, являются правовое решение религиозного вопроса, политика государства, региональных и местных органов власти в этой сфере, состояние государственно-конфессиональных отношений, состояние общественного мнения о религии и деятельности религиозных организаций, позиции средств массовой информации, состояние межнациональных отношений. Более опосредованное, но тем не менее существенное влияние на религиозную ситуацию оказывает общая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране и регионе, деятельность политических партий и общественных движений. Серьезными внешними факторами, способными повлиять на религиозную ситуацию и даже дестабилизировать её, могут быть конкретные события, связанные, например, с террористическими акциями. Так, акция международной террористической организации "Аль-Каида" 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и захват чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. вызвали в обществе рост антиисламских настроений, что наложило отпечаток на религиозную ситуацию в многоконфессиональных регионах.
Предложенная в настоящем докладе социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация", на наш взгляд, дает возможность его дальнейшей, более детальной операционализации и разработки программы и инструментария социологического исследования религиозной ситуации на конкретном объекте.
Об авторе: Ремир Александрович Лопаткин – кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов.
Ссылки по теме:
В Санкт-Петербурге прошла конференция "Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии"
Ремир Лопаткин. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации
О.Е. Казьмина. Конфессиональный состав населения России
Л.Н. Митрохин. Религиозная ситуация в современной России
Е.Г.Балагушкин. Религиозная ситуация в России: тенденции и фазы развития
Ю.В. Ушакова. Религиозная ситуация: начало XX — канун XXI века
Александр Прилуцкий. Влияние процессов глобализации на религиозную ситуацию в регионах
Александр Пятигорский. Этнос или религия?
Обзор религиозной ситуации в Нижегородском регионе
Информация о религиозной ситуации в Тюменской области
М.В. Вагабов. Религиозная ситуация в Дагестане: единства и противоречия
Екатерина Никитченко. Религиозная ситуация на Украине. Попытка политико-правовой оценки
Религиозная ситуация на Украине и в Швейцарии
В.Д. Курганская. Мониторинг религиозной ситуации в республике Казахстан
Анара Табышалиева. Взгляд на религиозную ситуацию в Кыргызстане
Религиозная ситуация в Эстонии
© Фото http://images.fotki.com/
|