поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
30 сентября 2008  распечатать

Борис Клин

Архимандрит Тихон (Шевкунов): "Правда, пусть и горькая, со временем восторжествует"

Источник: Известия

Как единоверные народы оказываются по разные линии фронта? Имеют ли право предстоятели православных церквей перечить правителям своих государств? Может ли Церковь ошибаться? Способен ли безграмотный человек стать хорошим христианином? Почему святость стала исключением, а не нормой? На эти и другие вопросы обозревателя "Известий" ответил наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).

вопрос: Отец Тихон, Грузинская православная церковь поддержала действия Михаила Саакашвили по "восстановлению территориальной целостности Грузии". Для многих в России это стало неожиданностью. Но могла ли Грузинская церковь поступить иначе? Всегда ли поместные церкви выступают на стороне своего правительства в вооруженном конфликте?

ответ: Совсем не всегда Православная церковь, предстоятели Церкви выступают на стороне своих правительств. Православная церковь должна выступать на стороне Бога и правды. Так было в 1918 году, когда Патриарх Тихон анафематствовал советскую власть, когда митрополит Филипп Колычев – именно за бесстрашное обличение беззаконий царя – был убит по приказу Ивана Грозного. Православная Церковь живет по законам божественной правды, и других законов у нее нет.

Что же касается нынешней ситуации на Кавказе, то невозможно без горечи наблюдать, как ангажированные политики безжалостно и жестоко манипулируют православным народом.

в: С политиками все понятно. Но как понимать позицию Грузинской церкви? Люди привыкли слышать: Церковь не ошибается. Или бывают исключения?

о: Конкретные люди, в том числе и самые высшие иерархи Церкви, могут ошибаться, и история порой рассказывает нам об этих печальных ошибках. Сегодня мы в России можем не соглашаться с заявлениями предстоятеля Грузинской церкви, с его оценкой ситуации в этом конфликте. И хотя мы конечно же понимаем и те условия, в которых он находится, и информационную односторонность в грузинских СМИ, и беспрецедентный напор национально-патриотической риторики, и комплекс унижения, который не может не присутствовать в стране, расплачивающейся за провалившуюся авантюру своего руководства, мы все же ждем, что правда, пусть горькая, но возобладает со временем.

Убежден – отношения между нашими православными народами очень быстро придут в правильное христианское русло: потенциал прочности наших взаимоотношений огромен.

в: Часто ли в истории православия предстоятели церквей сгибались под давлением власти?

о: Часто ли военачальники для того, чтобы сохранить армию и страну, отступали? Это – стратегия. Но есть и другое отношение к внешнему давлению – предательство. В том числе и предательство веры. Это уже совсем другой вопрос. В русской истории мне вспоминается лишь один глава Церкви – митрополит Исидор, запятнавший свое имя предательством веры. Его изгнали из Руси.

в: Нынешнее обострение отношений между странами Запада и Россией носит мировоззренческий характер или это элемент сиюминутной политической и экономической конкуренции?

о: Очень во многом это столкновение мировоззрений. "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись" – так сказал человек не из России, не с Востока, а апологет западной цивилизации, западной имперской позиции. Это особое восприятие Западом России и всего православного Востока.

в: Но в НАТО входят и православные страны – Болгария, Греция...

о: Во время Первой мировой войны Болгария, например, была не на стороне православной России. Да и во время Второй мировой было то же самое. Хотя всего лишь за несколько десятилетий до Первой мировой русские войска ценой огромных жертв завоевали для Болгарии свободу и политическую независимость. Что тут сказать?.. В православных семьях бывает: близкие родственники ведут себя не по-христиански. Но это не норма картины нашего падшего мира.

в: Отец Тихон, споры вокруг вашего фильма о Византии не утихают, но зачастую все сводится к поиску исторических "блох" и политических ассоциаций. Если позволите, хотелось бы затронуть тему, на мой взгляд, более важную – отношения Церкви и государства в Византии. Известный богослов, протоиерей Александр Шмеман в своей книге "Исторический путь православия" отмечает: в византийскую эпоху Церковь, вступив в союз с государством, стала массовой, но ее "качество", если можно так выразиться, изменилось не в лучшую сторону. Святость как норма жизни первохристианских общин апостольских стала в Византии исключением. Правильно ли поступила тогда Церковь, уступив человеческим слабостям?

о: Отрицательное отношение отца Александра Шмемана к Симфонии – лишь его частное мнение. Многие великие отцы Церкви совершенно по-другому оценивали Симфонию Церкви и государства, в которой конечно же есть как негативные, так и ценные свойства. Было содружество и сотворчество православного государства и Православной церкви. Не без издержек, естественно. А бывает ли по-другому? Симфонию можно высмеять, а можно воспринять и ее несомненные достоинства.

Конечно, первохристиане жили особой жизнью. Но говорить, что святость тогда была нормой, можно лишь в том смысле, что святость для Церкви – норма на все времена. Не стоит идеализировать тот или иной исторический период. Даже период первохристианских общин. Для более трезвого взгляда на этот период достаточно перечитать послания Апостолов и Апокалипсис.

в: Вы говорите о необходимости писать книги для людей невоцерковленных. Но крещеные и невоцерковленные люди – само по себе разве не аномалия?

о: Крещеные, но невоцерковленные люди – одна из больших наших проблем. Но я бы не стал судить об этом опрометчиво в том смысле, что, как это часто сегодня звучит, некатихизированные люди – неполноценные христиане или вообще не христиане. Недавно мне довелось побывать в Болгарии, и я услышал там одну историю ХVIII века. В одну болгарскую деревню пришли турки. Они поселились у болгар. Была Великая Пятница. Туркам приготовили привычную для них еду, а семья православная есть мясо отказалась. Почему? Эти малограмотные болгарские крестьяне не сумели объяснить. Они лишь сказали туркам: когда в церкви восславят Воскресение Христово и освятят крашеные яйца, после этого мы будем есть мясо. Туркам это не понравилось. Болгар стали пытать, но и под пытками они не стали есть мясо. Мужчин на следующий день убили. А двух их жен заточили в темницу. И они просидели в ней ни много ни мало 10 лет. По истечении этого срока их снова призвали и снова заставляли в пост есть мясо. Одна женщина сломалась, приняла ислам. А вторая отказалась. Осталась христианкой, и ее убили. Что это? Обрядовые условности или настоящее Богообщение? С точки зрения одних (не только атеистов, но и некоторых просвещенных христиан), фанатизм малограмотных, не понимающих истинных жизненных ценностей людей. А для других – подвиг христианина, не отрекшегося даже таким образом от Христа, от своей веры. Потому что вопрос здесь, конечно, не в мясе. Я бы не драматизировал ситуацию с невоцерковленными людьми. Конечно, слава Богу, многое делается, и это необходимо в том числе и нашим монастырям, нашим издательствам для просвещения людей. Но если бы вы знали, сколько я видел малограмотных в церковном отношении людей, не проходивших интеллигентских катехизических курсов, но искренне любящих Бога, знающих Его и верных Ему. А именно таких ищет Господь.

в: Отец Тихон, некоторые священники говорили, что ураган в Америке и финансовый кризис – это Божья кара за действия против России. Тема столь живо обсуждается, что не задать вам этого вопроса не могу. Действительно кара?

о: Сказать по правде, меня больше интересует, размышляем ли мы о своих кризисах и напастях. Это будет пополезнее и поважнее, чем размышления о том, что происходит в Гондурасе или в Америке.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Митрополит Тихон (Шевкунов)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты