поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 сентября 2008  распечатать

Причастие – не награда за "хорошее поведение"

Источник: Православие и мир

О приходской жизни и традициях в Русской Православной Церкви заграницей мы беседуем со священником Алексием Чумаковым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос Анджелесе.

– Отец Алексий, если обычный русский прихожанин попадет на Литургию в американский православный храм, какие отличия он, прежде всего, заметит?

– Если он попадет в храм Русской Православной традиции, то различий будет немного. При том разнообразии приходских обычаев, какое существует даже в одном городе Москве, наши отличия не бросаются в глаза, но они есть: обычно храм открыт тогда, когда совершаются богослужения, а не всё время (это расстраивает многочисленных желающих "просто поставить свечку"); службы совершаются, как правило, не каждый день, а по воскресеньям и в крупные праздники; практически отсутствует "прихрамовая среда" и соответствующая субкультура, которая довольно заметна в российских храмах. Прихожане и особенно прихожанки, как правило, не следуют распространенному в России кодексу одежды – юбка до пола и нечто возможно более скромное и закрытое сверху. Тут больше упор на нарядность одежды, а не на её скромность, подразумевается, что на богослужение одеваются празднично, в лучшее. Вместо платков, дамы обычно носят шляпки, если вообще носят – сделать кому-либо без головного убора замечание по этому поводу вряд ли придет в голову. В остальном различий немного, если, конечно, не говорить о приходах греческой, арабской или какой-то иной традиции.

– Есть ли при Вашем храме воскресная школа? Чем там занимаются?

– Наш приход основан более 55 лет назад, и многие десятилетия при нем действовала субботняя русская школа, где изучали русский язык и литературу, историю и географию, Закон Божий. Количество учеников и классов колебалось от полутора десятков до полутора сотен, но лет десять назад наша школа переместилась в просторное специальное здание, расположенное при соседнем русском храме и таким образом наш приход сейчас непосредственно ею не занимается. Вместо этого у нас есть более скромная воскресная школа, которую посещают только дети наших прихожан, они занимаются примерно по той же программе. Главная её цель – сохранение религиозно-культурной преемственности, что особенно заботит тех родителей, где один из супругов – американец, а другой – русского происхождения.

– Какие дела милосердия совершаются на приходах?

– При приходе с самого его основания существует Свято-Покровское сестричество. Сестры не только заботятся о благоустройстве храма, они устраивают разные благотворительные обеды, собирают средства для помощи одиноким, бедным, престарелым православным русским людям, которые рассеяны по всему миру и нередко находятся в тяжелом положении. Им посылаются денежные подарки к праздникам, оказывается иная помощь. Нередко к сестрам обращаются за помощью люди, оказавшиеся вдали от Родины в затруднительном положении, без средств, работы и пр. Древнее правило жизни "ora et labora", молитва и труд, вполне можно считать девизом сестричества.

– Собираются ли прихожане после службы – на чаепитие, например? Бывают ли паломнические поездки?

– Да, после каждой воскресной литургии сестричество устраивает обед и чаепитие. Для этого у нас есть довольно просторный и тенистый сад со столами, примыкающий к кухне. Сестры, ответственные за данный обед, готовят несколько блюд, обычно это борщ или иной суп, несколько вариантов вторых блюд и салатов, десерт, пирожки и пирожные, кофе, чай и другие напитки. Прихожане платят за эти обеды примерно 8-10 долларов, в зависимости от обеда, а за обедом и после него общаются. Весь доход от этих обедов является доходом сестричества и используется только на благотворительные цели.

Что касается паломнических поездок, в последние годы они чаще всего организуются более централизованным образом, составляются паломнические группы на Святую Землю, в Грецию, Рим, Египет или в разные места России. В последние годы этого стало заметно больше и вообще мир "стал меньше". Кроме того, очень многие прихожане ездят в паломнические поездки в индивидуальном порядке.

– В Русской Православной Церкви все чаще говорят о необходимости частого причащения, а также ставят под сомнение обязательность исповеди перед каждым причастием для тех, кто причащается часто. Как обстоит дело с этими вопросами в храмах РПЦЗ?

– Трудно ответить на этот вопрос "вообще". Как и в России, у нас есть священники, придерживающиеся разных точек зрения по этим вопросам. К тому же, мы находимся в частом общении с верующими других православных церквей, например с греками, у которых совершенно другая традиция дисциплины исповеди и причащения. Я следую наставлениям моего многолетнего учителя и предшественника в нашем приходе, покойного вл. Александра (Милеанта), который старался сделать причастие более частым,

не отменяя исповеди перед ним. Только если человек живет активной христианской жизнью и устойчив в ней, и причащается раз в неделю, ему благословляется исповедь раз в три недели или если что-то тяготит совесть. Причастие это не награда "за хорошее поведение", а лекарство, которое может нас исцелить, как хлеб для нашей души, который может дать нам силы. Это, наконец, исполнение прямой заповеди Спасителя.

Исповедь перед причастием для нас иногда единственная возможность побеседовать о важном с людьми, которые редко и случайным образом оказываются в храме, как-то разбудить их, сказать что-то утешительное. Практически каждое воскресенье на исповедь попадают 3-4 человека, которые более десяти лет не исповедовались, и отказываться от этого ценнейшего орудия в нашей пастырской практике, конечно, нельзя.

– Известно, что в православных церквях существуют разные традиции ежедневного молитвенного правила. Например, у греков это сокращенные уставные чинопоследования (утреня или повечерие) с присоединенными молитвами. Каково молитвенное правило у рядового прихожанина Вашего храма?

– У нас нет единого для всех правила, слишком разнообразны прихожане по своему духовному состоянию и устроению. В нашем киоске в продаже имеются молитвословы, издаваемые в России, кроме того, есть и русифицированные молитвословы для тех, кому невозможно преодолеть церковно-славянский, ну и, конечно, молитвословы на английском языке. При обсуждении молитвенного правила с прихожанами я обычно стараюсь побудить их не гнаться за длиной правила, а постараться хотя бы самое главное прочесть от всего сердца. По опыту знаю, что почти никто не читает "трехканонное правило", но многие молятся по "последованию ко святому причащению", хотя и тут многие застревают на длиннейших молитвах. Впрочем, молитвы ко Св. Причащению у нас также читает громко чтец во время причащения духовенства.

– Приходится ли американским священникам работать, чтобы прокормить себя? Как удается совместить работу и служение?

– Большинство наших священников имеют также и "гражданскую" работу, и специальность, только настоятели самых крупных приходов целиком заняты церковными делами и могут прожить на то, чем поддерживает их приход. Обычно работает и священник, и его жена, не говоря уж о диаконах. Службы у нас не каждый день, так что совместить работу и служение вполне возможно. Конечно, стараемся иметь работу, которая позволяет иметь свободный график, но не всегда удается. Некоторые также работают ради медицинской страховки для семьи, она в Америке очень дорога и редкий приход в силах обеспечить ею священника. С другой стороны, от гражданской работы есть несомненная польза, понимание людей, их забот и проблем, общение с внешним, нецерковным миром, сохранение некоторой трезвости насчет своего положения в мире – это может уберечь от болезни клерикализма.

– Каково отношение обычных американцев к Православной церкви? Ее замечают? А как относятся власти?

– Как правило, обычные американцы мало, что знают о Православии, считают его как бы экзотическим, этническим вариантом католичества. Здесь много разных течений христианства, конфесиий и пр., это считается сугубо личным делом каждого и в целом даже не принято обсуждать вопросы индивидуального вероисповедания. Для американцев это обычна тема, в которую не принято соваться.

Власти относятся также обычно с уважением, которое тут оказывают любому верующему человеку. Городские власти и полиция все время присылают приглашения на разные свои встречи, обсуждения и другие общественные мероприятия, больницы имеют штатных капелланов и всегда приглашают священников по просьбе больных или их родственников для молебна в больнице, причащения, просто беседы. Больницы сами предлагают сделать такой вызов и ищут священников по телефону. При этом мы имеем полный доступ всюду, включая реанимационные отделения, и даже парковка автомобиля для священнослужителей бесплатна. Церковь отделена от государства, но не от общества, более того, вероятно именно её отделение от государства позволило сохранить и укрепить влияние в обществе (более 80% верующих), в отличие, скажем, от большинства стран Европы.

– Ведется ли миссионерская работа?

– Мой предшественник на настоятельстве Свято-Покровского храма, покойный

епископ Александр (Милеант) с начала 80-х и до самой своей кончины в 2005 составлял, публиковал и распространял множество миссионерских листков. И сейчас они доступны на его сайте http://www.fatheralexander.org на нескольких языках. По мере сил я также стараюсь развить подобную деятельность, мы переиздаем старые листки, редактируем и составляем новые, в них чувствуется большая потребность. Делалось это и тогда, и сейчас на свои собственные средства, своими руками и руками добровольных помощников среди

прихожан. Для масштабных рассылок такой литературы, к сожалению, у нас сейчас нет средств.

– Заходят ли коренные американцы на службы? Что их привлекает в православном храме?

– Да, уже более двадцати лет в нашем храме существует т.н. "Американская группа", и каждое воскресенье у нас в боковом приделе служится ранняя литургия на английском языке. На неё собираются помолиться обычно 50-60 человек, раз в пять меньше, чем на славянскую, но, все равно, неплохо. В нашем храме служат два священника, коренных американца, не говорящих по-русски. Американцы приходят к Православию столь же разными путями, что и русские. Кого-то привлекла древность Церкви и неизменность вероисповедания, кого-то – красота храма и богослужения, кто-то женился на русской православной девушке и стал вникать в её религию.

– В последнее время мы часто слышим, что в США много людей переходит в Православие. Так ли это на самом деле?

– Наверное, такое движение существует, и давно. Но вряд ли его можно назвать сколько-нибудь массовым. Все-таки, о Православии тут слишком мало известно, да и в организационном плане у нас традиционно не все в порядке. К сожалению, очень многие православные по крещению русские люди отходят от церкви после эмиграции, растворяются и теряются, и их число больше, чем число обращающихся в Православие американцев.

– Какие сложности возникают у тех американцев, кто желает поближе познакомиться с Православием?

– Малочисленность православных, языковый барьер (не так много англоязычных приходов, да и американцы редко знают иностранные языки), наша раздробленность на множество "юрисдикций" по национальному признаку, малочисленность монастырей.

– Как вы считаете, насколько реальна свобода вероисповедания в США? Сталкиваются ли православные христиане с проблемами из-за своей веры?

– Я не сталкивался с такими проблемами, хотя живу тут более 18 лет. Свобода вероисповедания вполне реальна, на мой взгляд, хотя это и означает свободу для всех, даже тех, чьи убеждения или нравственные представления нам, как православным, очень не по душе.

– Джерри Бергман, преподаватель Северо-Западного университета в Огайо, утверждает: "Если христианское сообщество не включится в борьбу за религиозную свободу, причем не сделает этого немедленно, то сегодняшних новорожденных будут преследовать за христианскую веру уже физически". Вы согласны с этим утверждением?

– Согласен, но не во всем. Вероятно, Бергман имеет в виду следующее: с изменением общества, социальными переменами, происходит и откат от тех традиционных норм морали, которые негласно присутствовали в общественной и государственной жизни со времен средневековья. К этому относятся и разная публично демонстрируемая за государственный счет христианская символика, признание выступлений, например, против гомосексуалистов как "hate speech", в ряде случаев докторам, имеющим дело с государственными страховками труднее отказаться от исполения какой-то процедуры, которую они считают безнравственной (например, аборта), и вообще довольно планомерного вытеснения христианства из общественной сферы. Конечно, все это требует какого-то противодействия, хотя мне и трудно поверить в то, что кого-то будут физически преследовать именно за христианскую веру, хотя, конечно, все возможно. Все-таки, как это было замечено еще в первые века христианства, основными врагами, препятствующими его распространению, являются сами христиане, которые не живут в соответствии со своей верой и тем самым не исполняется известное "Да светит свет ваш перед людьми, да увидят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, который на небесах". Опять-таки, вынув бревно из своего глаза, будет легче заняться и сучком в глазе ближнего своего. Это, конечно, не отменяет необходимость всех христиан делать от них зависящее для того, чтобы не допускать постепенной дехристианизации общества.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты