поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
10 сентября 2008  распечатать

Заключение д.психол.н., проф. В.В. Рыжова по результатам психологич. экспертизы содержания и воздействия м/п сериалов телеканала "2х2"

Данное заключение основано на психологическом анализе содержания и направленности средств воздействия мультипликационных сериалов телеканала "2х2" "Веселые лесные друзья"; "Злобный мальчик"; "Приключения Большого Джеффа"; "Мультреалити".

Для анализа и оценки содержания и психологической направленности воздействия указанных мультсериалов привлечены данные психологических и социологических исследований в области массовой культуры и психологии влияния на личность. Анализ психологических исследований в этом направлении позволяет выделить и назвать следующие характерные черты продукции так называемого масскультовского "искусства", направленного на дегуманизацию, а также используемых при их создании приемов и средств (источники: А.В. Кукаркин, 1981, Г.Г. Почепцов, 2000; А. Ребсток, 1973; В.Е. Семенов, 1995):

– коммерческий успех и популярность любой ценой;

– занимательность любыми средствами;

– эксплуатация инстинктов и суеверий людей;

– использование изображений насилия, секса, страха, мистики;

– схематизация и стереотипизация содержания;

– дегуманизация, аморальность;

– грубая ирония и пародизм, "черный юмор";

– шокирование и провоцирование аудитории;

– манипулятивное использование социально-психологических механизмов внушения, подражания, заражения, конформизма;

– интервенция в сознание и внутренний мир личности через использование подсознательных механизмов психики.

Рассмотренная с этих позиций видеопродукция названных мультсериалов телеканала "2х2" квалифицируется как содержащая все эти признаки, при этом значительно усиленные,

– во-первых, откровенностью показа проявлений насилия, жестокости, пошлости и порочности в самых изощренных формах (кровавые и крайне жестокие смерти живых существ, которым отрывают головы и конечности, вырывают языки, расклевывают мозги и глаза, рвут лица, расчленяют и перемалывают трупы и т.п.; изощренные формы унижения человеческого достоинства в сериях "Злобного мальчика", откровенные порнографические выпады в "Приключениях Большого Джеффа", а также открытое использование нецензурных выражений);

– во-вторых, бестрепетностью отношения героев мультфильмов к происходящим и производимым ими сценам жесткости и насилия, к предсмертным хрипам и крикам погибающих живых существ, умирающих в страшных муках и потоках крови, хладнокровным бессердечием как нормой поведения (напр.: совершив жестокое убийство нескольких живых существ, довольный герой, насвистывая, удаляется, "Быстрое знакомство"; или, приготовив блюдо из жестоко убитых существ, герой, похрустывая, закусывает им, "Завтрак Прапора"; приготовление "Лимонада из глазок" и т.п.);

– в-третьих, глумливостью создателей сериалов (напр.: все ужасающие по своему содержанию фильмы сериала "Веселые лесные друзья", их начало и окончание сопровождаются "веселенькими" мелодиями, как бы подчеркивающими и внушающими зрителю обычность и нормальность происходящего ужаса; глумливые надписи-призывы типа "Храните ваши глазки" после ужасающих сцен страданий и смерти, вырванного и расклеванного птицей глаза и мозга "Летающие глазки" или "Дети – цветы жизни" после сцен, когда отец безответственно и жестоко убивает сына, а затем также безответственно сжигает его труп; или заключительные слова "Мультреалити", приписанные Богу: "Я обожаю голубых" и т.п.);

– в-четвертых, направленностью анализируемой видеопродукции на детскую аудиторию (герои мультсериала "Веселые лесные друзья", милые зверушки, так же как и другие герои легко идентифицируются с детскими чертами и по внешнему облику, и по поведенческим проявлениям, и по аналогии с известными детскими мультфильмами);

– в-пятых, массированной, хотя при этом и скрытой рекламной пропагандой просмотра мультсериалов именно детьми (каждый фильм предваряется надписью "Дети, дальше не смотрите", рассчитанной на дополнительное стимулирование интереса, путем психологической манипуляции сознанием; анонсирование сериала, содержащее дополнительные стимулы просмотра и прямую пропаганду насилия и жестокости).

В соответствии с принятыми для экспертизы мультсериалов критериями и дополнительно выявленными в анализе усиливающими моментами можно уверенно утверждать, что в мультфильмах названных сериалов на основе общих механизмов антигуманного "искусства" в изображении жестокости, насилия, пошлости и разврата, таких как натуралистическое и садистское смакование, обыгрывание в стиле "черного юмора", эмоциональное шокирование и других,

осуществляются спекуляция на темах насилия, жестокости и порнографии, деморализация и огрубление чувств, внедрение легкомысленного и неадекватного отношения к страданиям и смерти, а значит, и к ценности жизни вообще, массированная накачка сознания несовершеннолетних идеологией разврата, безжалостности и жестокости, воспитание стереотипов разрушительного и негативного поведения, пропаганда экстремизма. Все это может быть обозначено как идеологическая и духовно-нравственная диверсия и квалифицировано в качестве преступного деяния.

В процессе экспертизы были проанализированы 28 серий мультсериала "Веселые лесные друзья", 8 серий мультсериала "Злобный мальчик", 3 серии мультсериала "Приключения большого Джеффа", сериал "Мультреалити". В тексте данного заключения из соображений гуманности, охраны и сбережения духовно-нравственного здоровья читателей не приводятся подетальные описания и примеры мерзких по своему содержанию и направленности видеопродуктов мультсериалов. Кроме того, мы знакомы с содержательным анализом этих видеопродуктов, представленным в высококвалифицированном заключении главного научного сотрудника института развития дошкольного образования РАО, доктора психологических наук, профессора В.В. Абраменковой и директора института государственно-конфессиональных отношений и права, доктора юридических наук И.В. Понкина, и готовы подписаться под каждым словом этого заключения.

Большой массив и опыт социопсихологических исследований о воздействии на сознание и личность человека, и особенно ребенка, сцен насилия и жестокости, пошлости и унижения человеческого достоинства, порнографических и эротических фильмов свидетельствует о негативных и разрушительных для нравственности эффектах данных сцен.

Очень убедительны экспериментальные данные о краткосрочных эффектах восприятия сцен насилия, жестокости и эротики, полученные в исследованиях Д. Зиллмана (1988). Испытуемым демонстрировались отрывки фильмов агрессивного, эротического и нейтрального содержания, после чего они должны были обучать другого человека, наказывая его за ошибки ударом электротока разной силы. Оказалось, что те, кто смотрел эпизоды с агрессивными и эротическими сценами, использовали гораздо более интенсивные удары тока, чем просмотревшие нейтральные отрывки. Объясняется данный эффект возникновением психофизиологического возбуждения после просмотра агрессивных и эротических сцен, которое проявляется в последующем более жестоком поведении.

Обзор многочисленных экспериментальных исследований по этой проблеме, представленный Д. Линц (1989), свидетельствует о том, что фильмы, содержащие агрессивность, садистские компоненты, эротику и порно, существенно повышают агрессивность зрителя, особенно зрителя детского возраста, столь же существенно уменьшают сочувствие к жертве и снижают негативное отношение к субъекту насилия и жестокости (насильнику и садисту). Данный эффект проявляется как при длительных, так и при коротких воздействиях. Причем, короткие массированные воздействия (именно они преимущественно используются в видеопродуктах телеканала "2х2") оказываются более эффективными, поскольку в большей мере воздействуют через подсознание, которое, как известно, намного быстрее обрабатывает информацию. Следует при этом иметь в виду несформированность в детском возрасте механизмов психологической защиты, доверчивость ребенка, его высокую внушаемость и зависимость от внешних авторитетов, еще не сформированную способность анализировать и прогнозировать последствия собственных действий и действий других людей.

Таким образом, можно заключить, что рассмотренные видеопродукты направлены на выработку в сознании несовершеннолетних негативных социальных и аморальных установок; пропагандируют и утверждают ценности насилия, изощренной жестокости, пошлости и разврата; формируют психологическую готовность к совершению антигуманных и противоправных действий; должны квалифицироваться как наносящие серьезный вред психологическому, духовно-нравственному и общему здоровью и развитию детей, что является нарушением прав несовершеннолетних, норм законодательства Российской Федерации и международных актов о правах ребенка, защите детства и средствах массовой информации.

Доктор психологических наук, профессор,

руководитель лаборатории профессиональной

подготовки педагога Нижегородского

государственного лингвистического

университета имени Н.А. Добролюбова В.В. Рыжов

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Общественный совет РФ по телевидению

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты