Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_55923.html


04 июля 2008

Павел Умнов

Диомид звонит в колокол

Архиерейский собор запретил чукотского епископа, но дело его может иметь последователей

Источник: http://www.russ.ru/reakcii/diomid_zvonit_v_kolokol Русский журнал

Архиерейский собор завершен. На нем обсудили текущие проблемы Церкви, извергли из сана епископа Диомида (в субботу приняли решение отстранить его от управления епархией и запретить в служении), а также приняли концепцию православных прав человека. Собственно, этими тремя строчками и заканчивается перечисление главных тем Собора с точки зрения СМИ. За три дня Собора архиереи также обсудили множество внутренних проблем: от состояния монашества до перспектив развития православных СМИ. На Соборе также были прославлены новые святые, но главной темой все-таки стал епископ Диомид: его сторонники устроили драку с православными "нашистами", на итоговой пресс-конференции возник небольшой скандал, когда одна из сторонниц чукотского ревнителя попыталась обличить митрополита Кирилла во лжи, почти все публикации в светских СМИ были посвящены этому же вопросу.

В чем же причина такого внимания к человеку, который весьма невнятно и сумбурно изложил все требования и чаяния православных маргиналов-консерваторов: от отказа от ИНН, мобильников и российских паспортов до требования восстановить монархию и перестать сотрудничать с нынешней "антинародной властью", а также с христианами других конфессий, мусульманами, иудеями, буддистами и международными организациями, находящимися под властью масонов?

Соблазнительнее всего назвать Диомида орудием для оранжевой революции в Церкви (как это сделал Кирилл Фролов). После этой реплики разговор о Диомиде можно заканчивать, надолго пригвоздив его к позорному столбу с надписью "возмутитель спокойствия и разрушитель Церкви". Самое интересное, что такая точка зрения имеет под собой веские основания, но если уйти от политики и поразмышлять о проблемах Церкви, то вопрос следует поставить иначе: как защититься от Диомидовой болезни в самой Церкви, поскольку чукотский епископ выражает реальные чаяния части околоцерковного народа и монашества?

Ситуация с Диомидом в очередной раз показала главную проблему руководства Церкви, которую можно обозначить классической фразой "Страшно далеки они от народа".

В самом деле, если взять итоговые документы и посмотреть доклады на Соборе, то за небольшим исключением они состоят из двух частей: за последние двадцать лет РПЦ МП достигла невиданных высот и переживает фактически золотой век, однако у нас еще есть некоторые проблемы.

Так вот, если посмотреть на "некоторые проблемы", то можно увидеть, что они остались практически неизменными с 90-х годов прошлого века.

1. Низкий уровень знаний о вере части мирян, монашествующих и духовенства и распространение околоправославных суеверий. Эта проблема существует на Руси с момента принятия христианства. В разное время ее пытались решить то с помощью проповедей, то с помощью книг, то с помощью учебных заведений, то с помощью проповеди через СМИ. Нельзя сказать, что результатов нет никаких, но ситуация с пензенскими сектантами и епископом Диомидом убедительно показывает, что православная среда у нас есть питательный бульон для произрастания самых диких учений: от ожидания скорого конца света и прихода антихриста до ожидания православного царя. На эту же проблему указал и Кирилл Фролов, призвав сделать каждый храм миссионерским центром. Разделяя озабоченность Кирилла, с грустью могу отметить, что не всякий священник или мирянин способен к активной миссии, и если ввести штатную единицу миссионера в каждом приходе, то дело кончится в большинстве случаев отписками наверх, что единица создана и идет активная работа. Конечно, не стоит сидеть сложа руки, но решение этой проблемы можно попытаться найти в ином – например, в увеличении финансирования и независимости епархиальных и иных церковных СМИ, чтобы туда пришли профессиональные журналисты и авторы, способные вести открытый и благожелательный диалог между обществом и Церковью и между руководством РПЦ МП, священниками и прихожанами. В противном случае "синдром Диомида" вновь заявит о себе уже под другим именем.

2. Разобщенность епископата, священников и мирян. Многие архиереи говорили о том, чтобы священник и епископ стал более доступен для мирян, чтобы были налажены отношения между приходами и епархиями, появлялись бы горизонтальные связи. Это тоже старая проблема Русской церкви: епископы иногда воспринимаются как чиновники уровня губернаторов и к ним очень тяжело попасть на прием, поговорить во внебогослужебной обстановке. Конечно, в России есть разные епископы, но в целом ореол, окружающий архиерея, совсем не способствует общению с ним. Это ситуация очень непростая, и выход из нее весьма сложен. Быть может, стоит подумать об увеличении числа епископов и более тщательно подходить к отбору кандидатов на священническое рукоположение или епископскую хиротонию (о чем тоже говорили участники Собора)? В противном случае у людей типа епископа Диомида всегда будет преимущество, ведь он говорит с народом на его языке о каких-то вещах, которые пусть в уродливой форме, но касаются каждого, – паспорт, ИНН, монархия, экуменизм... Для большинства церковных людей это понятные страхи, которые часто совпадают с заявлениями светских властей о том, что вокруг России есть "враги". В закрытом обществе диомидовские страхи имеют большую питательную среду, но это уже не только церковная проблема.

3. Бесконтрольное книгоиздательство, сомнительное содержание части изданий, продающихся в церковных лавках. На Соборе много говорили и об этой проблеме, предлагая вести более жесткий контроль за тем, что продается в церковных лавках. В одном из интервью митрополит Кирилл (Гундяев) с грустью отмечал, что книга "Огород растим с молитвой" всегда будет иметь больше читателей, чем качественная монография по истории Церкви или новый перевод святых отцов. Эта ситуация характерна не только для Церкви – читателей детективов всегда больше, чем читателей Аверинцева, но контроль за качеством православного книгоиздательства просто необходим. В противном случае письма новых диомидов всегда будут ложиться на почву, удобренную брошюрками о масонах, конце света, православной монархии и огромном компьютере, который всех посчитал.

4. Недостаточная работа с молодежью. К сожалению, это тоже типичная проблема для РПЦ МП. На Соборе призывали более активно использовать опыт православных скаутов и добиваться введения ОПК, но эти меры могут сработать только при наличии в Церкви большого числа людей с педагогическим талантом. В противном случае скауты станут повторять худшие черты советской пионерии и комсомола с их обязаловкой и заидеологизированностью, а ОПК превратится в еще один скучный предмет. В последние годы Церковь стала больше общаться с рокерами, но это уже довольно пожилые музыканты, пик успеха и славы которых, к сожалению, позади. Вместе с тем в РПЦ МП есть и реальные успехи по окормлению молодежи, но они часто не связаны с теми красивыми докладами, произносимыми на Соборе, а возникают, скорее, стихийно и спокойно существуют внутри епархий.

5. Церковно-государственные отношения. Епископ Диомид в резкой форме высветил одну тенденцию, которая существует в РПЦ МП, – она все больше пытается стать Церковью чиновников, бизнесменов и политиков. Конечно, эти люди также нуждаются в пастырском окормлении, но на низовом уровне постоянная сцепка руководства РПЦ МП и власти может вызывать раздражение. Конечно, Церковь не должна уходить в катакомбы, конечно, руководство РПЦ МП должно поддерживать благожелательный и плодотворный диалог со светскими властями, но она не должна восприниматься как часть государственного аппарата, что, к сожалению, в последнее время иногда происходит. Диомидовские катакомбы есть искаженная резкая реакция на эти процессы, и чтобы ее предотвратить в дальнейшем, от всех нас, православных, требуется большая осмотрительность.

Это только самые основные проблемы, приведшие к появлению "диомидовского синдрома". Сейчас непонятно, захочет ли епископ Диомид воспользоваться шансом и покаяться до ближайшего заседания Священного синода, намеченного на середину июля. В интервью, данном чукотским ревнителем сразу после Собора, такого желания незаметно, но уже сейчас очевидно, что если мы будем пребывать в приятной самоуспокоенности и не будем более открыты к народу и обществу, то никакое миссионерство не сможет защитить Церковь от появления новых Диомидов. "Колокол уже звонит по тебе", и остается надеяться, что звон этот заставит всех членов Церкви задуматься.

РЕКЛАМА