поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
25 июня 2003  распечатать

Филипп Щипков

Религия в научных журналах – 2003

"С возрастанием религиозности татарской молодёжи уменьшается роль общероссийской государственности как маркера, сплачивающего этнос. В ситуации позиционирования Республики Татарстан как суверенного государственного образования региональная гражданская идентичность – татарстанец доминирует над общенациональной идентичностью в группе молодёжи, отличающейся большей религиозностью ("традиционные мусульмане"), в отличие от внеконфессиональной татарской молодёжи". Можно говорить о сильном различии гражданской идентичности у русской и татарской молодёжи республики: русские позиционируют себя как россияне, а татары как татарстанцы. "Представители "традиционной" группы более склонны к употреблению татарского языка в повседневном общении. Наиболее высокий уровень межэтнической толерантности свойственен внеконфессиональной, а самый низкий – религиозной татарской молодёжи".
(Журнал "Социс" №3, 2003)
– ->

ЖУРНАЛ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (МЭиМО)

http://www.imemo.ru/meimo/

Дина Малышева. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности (№1, 2003)

В статье автор задаётся вопросами: "Какое место религиозный и конфессиональный факторы занимают в формировании новой общности в современной России? Каково воздействие мусульманского постсоветского Востока на процессы складывания современной “российской идентичности”?". Статья разделена на три части: Ислам в православном государстве, экскурс в историю; Постсоветский Восток в поисках религиозной идентичности; Религиозный контекст общественно-политического процесса в России. Большое внимание отводится истории взаимодействия ислама и православия с российским государством. Переходя к рассмотрению проблем ислама в современной Центральной Азии, автор обращает внимание на то, что "все прогнозы относительно роли религии в постсоветском обществе, высказывавшиеся до распада СССР, сбылись. Речь идёт о предположении, что советские мусульмане, освободясь от “коммунистического гнёта” и вспомнив о своих исламских корнях, обратятся в сторону исламского мира, будут развивать связи с Турцией, Ираном, арабскими государствами". Однако, отмечает автор, "было бы ошибочным объяснять радикализацию ислама в государствах постсоветской Азии только лишь результатом внешнего воздействия – саудовского, пакистанского, афганского, иранского". На примере Азербайджана автор показывает, что исламская идентичность в бывших советских республиках пока остаётся искусственной. "Секулярная тенденция здесь пока преобладает, и в значительной мере это связано с тем, что в качестве образца Азербайджаном избрана светская кемалистская модель Турции, а не исламская теократия Ирана". Автор делает заключение, что ислам не может стать объединяющей силой для мусульман России и стран Центральной Азии. Та исламская умма, которая была создана в Советском Союзе, имела искусственный характер и насаждалась насильственно. "И в России, и в других государствах СНГ, где имеются мусульманские общины, лицо ислама определяют всё же не религиозные экстремисты, а умеренные течения", – отмечается в статье. Делая выводы, автор отмечает, что "в России противоречия в сфере национальных и религиозных отношений могут быть преодолены, если религиозные лидеры, руководители национальных движений, местные и федеральные власти будут постоянно поддерживать политический и духовный диалог, учитывающий этнокультурные особенности народов того или иного региона России, местные обычаи и традиции".

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИС)

http://socis.isras.ru/

Рубрика "Социология религии" в № 3 за 2003год посвящена вопросам социологического исследования ислама.

Абдиршид Мирзахмедов. Феномен ислама (№3, 2003)

В статье понятие "феномена ислама" рассматривается в русле религиозного возрождения в мусульманском мире. Особенность этого "исламского ренессанса" заключается в погружённости ислама как религии в политическую жизнь. Втянутая в политическое, бескомпромиссность веры порождает проблему религиозного экстремизма. Одним из проявлений "исламского феномена" является ваххабизм, который "со своим крайним экстремизмом становится угрозой стабильности, безопасности, причиной региональных конфликтов". Отмечая тот факт, что "ислам, являясь сферой духовной жизни общества", несёт в себе гуманные нормы морали, автор высказывает мнение, что сегодня "религия выходит на историческую сцену в силу духовного кризиса общества, религиозный ренессанс обусловлен временным специфическим возвратом к религиозной духовности. [...] Исламский феномен, – продолжает автор, – это возрождение религиозных традиций, образа жизни и культуры, стремления политизации ислама вплоть до установления шариатского строя; повышенный демографический уровень в мусульманских странах; активизация и рост влияния арабских стран в международных отношениях; достижение поставленных целей даже с применением насилия; и экстремизма". Исламский феномен может стать как фактором разрушения, так и фактором созидания, отмечается в статье.

Рафаэль Гасанов. Ислам в общественно-политической жизни современного Азербайджана (№3, 2003)

"В Азербайджане ислам не играет такой существенной роли, как, скажем, в мусульманских странах Ближнего Востока. Ислам в республике уважают, однако он не является доминирующим фактором общеполитической жизни". Основными причинами такого положения являются, с одной стороны, атеистическая пропаганда советской власти, с другой – светский характер государства. Азербайджанцы возвращаются в ислам, рассматривая его как одно из средств духовно-нравственного возрождения страны и как неотъемлемую часть своей культуры. Тем не менее, отмечает автор, есть силы, которые хотят ввести ислам в общественную жизнь в качестве политической составляющей. "Государство в изменившихся условиях пытается найти адекватные решения, стремясь предать своей деятельности демократический характер".

Рассмотрение темы идёт по нескольким направлениям: "Политический ислам"; "Радикальные исламские течения и христианская миссионерская деятельность"; "Регулирование взаимоотношений между государством и религией"; "Отношение населения к исламу".

Газис Телебаев. Религиозная идентификация населения и религиозная ситуация в республике Казахстан (№3, 2003)

Статья строится на основе анализа данных опросов, проведённых в ноябре 2000 и 2001 годов и в марте 2002 года. Исследование проводилось Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан с участием областных Управлений информации и общественного согласия страны. Автор анализирует динамику изменения отношения к религии, личностную религиозную идентификацию респондентов, этнический аспект религиозной идентификации, структуру религиозности опрошенных. По результатам исследования делается ряд выводов: "1) превалирование ислама в обществе, 2) толерантность как межконфессиональных, так и внутриконфессиональных отношений, 3) разнообразие и активизация религиозной жизни в регионах".

Екатерина Ходжаева, Елена Шумилова. Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодёжи в Республике Татарстан (№3, 2003)

В статье анализируются данные проведённого в 2001 году исследования "Процесс исламизации в Республике Татарстан: влияние на социальную стабильность и формирование новых идентичностей молодёжи". Авторы отмечают, что молодое поколение татар в основной своей массе не религиозно. Этот вывод подтверждает и невысокая оценка собственной религиозности татарской молодёжью. "С возрастанием религиозности татарской молодёжи уменьшается роль общероссийской государственности как маркера, сплачивающего этнос, – делают замечание авторы. – В ситуации позиционирования Республики Татарстан как суверенного государственного образования региональная гражданская идентичность – татарстанец доминирует над общенациональной идентичностью в группе молодёжи, отличающейся большей религиозностью ("традиционные мусульмане"), в отличие от внеконфессиональной татарской молодёжи". Можно говорить о сильном различии гражданской идентичности у русской и татарской молодёжи республики: русские позиционируют себя как россияне, а татары как татарстанцы. "Представители "традиционной" группы более склонны к употреблению татарского языка в повседневном общении. Наиболее высокий уровень межэтнической толерантности свойственен внеконфессиональной, а самый низкий – религиозной татарской молодёжи (курсив. – Ф.Щ.)".

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПОЛИС)

http://www.politstudies.ru/

Виктор Куличенко, Александр Куличенко. О духовно-культурных основаниях модернизации России (№2, 2003)

В своих рассуждениях авторы исходят из того постулата, что факторы духовного и культурного порядка оказывают решающее воздействие на модернизацию общества. "Игнорирование данных факторов ведёт к радикальному упрощению проблемы, искажению реальной картины сложных и неоднозначных социальных процессов. Примером подобного упрощения является сведение политической модернизации в России к вестернизации, то есть простому заимствованию западных моделей политического развития". Причину первой волны модернизации западных стран авторы видят в веберовской идее влияния духовно-культурных факторов на капиталистическое развитие. "Основания капиталистической общественной организации раскрыты им (Вебером. – Ф.Щ.) в процессе анализа мирской аскезы как особой формы религиозности, с которой учёный связывал рождение "духа" капитализма". Однако по мере укрепления капитализм перестал нуждаться в религиозно-этической опоре, отмечают авторы. Модернизация западного типа губительна как для России, так и для всего мира в целом, считают они, видя российский вариант модернизации в принципе соборности. "Собор – одновременно и духовный, и юридический акт. Собор не может принять легитимное решение, поправ при этом мнение сколько угодно незначительного меньшинства несогласных. […] Общество в целом будет готово к единению тогда, когда к достижению согласия будет стремиться каждый его член. […] Данный принцип был стержнем духовной и государственной жизни России на протяжении тысячи лет. […] Поэтому прочное устроение российской государственности и общественной жизни возможно лишь на традиционной духовно-культурной основе русско-православной цивилизации", – заключают авторы.

СВОБОДНАЯ МЫСЛЬ

Алексей Малашенко. Ислам, политика и безопасность Центральной Азии (№3, 2003)

Автор исходит из того факта, что "при анализе угроз, исходящих от радикального ислама, стало чрезвычайно популярным вдаваться в терминологические детали, множить и без того многочисленные дефиниции – фундаментализм, неофундаментализм, ваххабизм, неоваххабизм, исламизм, интегризм и др. Порой дискуссии на эту тему приобретают почти богословский характер, а вполне светские исследователи аргументируют свои позиции скрупулёзными ссылками на аяты Корана и хадисы. При всей востребованности академических штудий нельзя не отметить, что разные определения зачастую применяются почти к одним и тем же политическим, идеологическим и лишь затем религиозным движениям, группировкам, партиям, практические цели которых на деле мало отличимы друг от друга". Прослеживая волны активизации ислама в Центральной Азии, автор отмечает, что "главным средством устранения терроризма является решение социально-экономических проблем, способное свести к минимуму или практически уничтожить его питательную среду". Основная дискуссия относительно будущего центрально-азиатских стран возникает вокруг следующих вопросов: "каким образом и насколько быстро можно решить жизненно важные проблемы традиционных обществ; допустимо ли всегда отождествлять террористов с сепаратистами и вообще с оппозиционными движениями; каково среди террористов соотношение выходцев из обездоленных и маргинальных слоёв населения и представителей средних классов, технократов; есть ли терроризм только цепь спланированных акций, имеющих более или менее конкретную подоплёку (палестинскую, чеченскую, узбекскую), или же корректнее говорить о новом глобальном феномене; допустимо ли в таком случае рассматривать активность мусульманских террористов в контексте "столкновения цивилизаций"". "Избавление от терроризма предполагает не только систематические военные и военно-полицейские акции, наращивание усилий спецслужб, но также систематическую деятельность по искоренению глубинных причин терроризма, изменению менталитета в той части общества, где экстремизм в той или иной степени находит понимание и оправдание", – делает заключение автор.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖИЗНЬ (Периодические издания МИД России)

http://www.ln.mid.ru/bl.nsf/mnsdocmg

Митрополит Ювеналий. С рождеством Христовым и Новолетием (№1, 2003)

Журнал публикует выступление православного иерарха, сделанное на "Новогоднем чтении". Митрополит рассказывает о своей жизни, опыте служения в Церкви. Он затрагивает вопросы соотношения Церкви и государства, преподавания "Основ православной культуры", состояния Московской епархии РПЦ.

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

http://www.vopreco.ru/

Игумен Филипп (Симонов). О церковно-общественном диалоге в России в условиях формационного сдвига (№1, 2003)

В статье рассматриваются основные проблемы современного развития России в их связи с ролью Русской Православной Церкви и влияние фактора религиозного сознания на социально-экономическое поведение человека. "В условиях переходной экономики, осложнённой в России процессом формирования зависимого типа развития, основные особенности миссии Церкви связанны с современным социально-экономическим и политическим состоянием российского общества: общей неустойчивостью переходной экономики; влиянием глобальных процессов на социальные и моральные основы общества; провоцируемой внешними обстоятельствами секуляризационного мышления; стремлением Церкви шире открыть свои двери всем входящим, "чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор 9:22). Церковь должна с богословской точки зрения осмыслить сложившиеся новые социально экономические отношения и определить своё историческое место в процессе их становления", – считает автор.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

http://ons2000.chat.ru/

А. Андреев. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке (№1, 2003)

Автор считает, что процессы дехристианизации и секуляризации XX века тесно связаны с возникновением коммунистической квазирелигиозности в России. Вместе с тем отмечается, что причиной массового отхода от православия не был процесс секуляризации сознания, которое продолжало ориентироваться на сверхъестественное. "При дехристианизации как следствии секуляризации глубинные ментальные структуры оставались религиозно направленными. В этом контексте встаёт вопрос о самой сущности секуляризации. Хотя мы и наблюдаем феномен секуляризации общественных структур, но при этом не можем говорить о секулярном индивидууме как таковом, поскольку он имеет двойственную природу: секулярное сознание соседствует с религиозно ориентированным подсознанием". В статье делается вывод, что возникновение и развитие коммунистической квазирелигиозности в Советской России стало следствием присутствия несекулярного сознания у дехристианизированного большинства населения, которое совмещалось с религиозно ориентированным подсознанием дехристианизированного секулярного меньшинства.

ПОЛИТИЯ

http://www.politeia.ru/

Инесса Яжборовская. Церковь и государство в послевоенной Польше (№4, зима 2002-2003)

В статье делается попытка объяснить высокую религиозность поляков, проявившуюся после Второй мировой войны. Автор отмечает, что сегодня Польша ещё находится в переходном периоде от советского прошлого и сталкивается с большим количеством нерешённых социальных задач. Такое положение, сохраняющее ситуацию кризиса в стране и не обещающее быстрой рационализации общественных отношений, "требует, – как считает автор, – мобилизации и поисков баланса социальных и политических сил, рождает разнообразие типов религиозности, сочетаний религиозного содержания и символов с политическими и патриотическими. […] Роль значимости национальной, локальной идентичности увеличивает роль укоренённости такой идентичности в традициях, в том числе в, по-прежнему, востребованной религии. Польская католическая церковь обретает в этой ситуации новое дыхание".

Ссылки по теме:

Религия в научных журналах – 2002
Филипп Щипков
24.06.2003

Религиозная тема в толстых журналах
[обзор]
18.03.2003

© Фото http://www.geocities.com/allnesss/

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Филипп Щипков

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты