Минкультуры России поддержало создание Общественного совета по телевидению Из выступления Андрея Бусыгина, заместителя министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на заседании Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ 18 марта 2008 года.
У меня сложилось такое впечатление, что люди, работающие с телевидением, знающие его изнутри, подходят к нему как к какому-то дикому зверю, которого абсолютно невозможно приручить. Его можно наблюдать только издали, через такой вот телеобъектив. И этот зверь ведет себя как кот, гуляющий сам по себе. Таков закон. И, думается, создание предлагаемого органа очень и очень кстати.
За 2007 год и начало 2008-го в министерство поступило около 1600 обращений граждан, в том числе коллективных, по вопросам телерадиовещания. И около двух третей всех обращений содержат требование прекратить беспредел на телевидении. Это – бесконечные сцены насилия (жалобы практически на все каналы, в том числе и на общероссийские), эротика на грани порнографии, засилье иностранных, как пишут, низкосортных передач. И в основном в адрес дециметровых сетевых телеканалов.
Если говорить о сценах насилия и порнографии, в принципе можно категорировать, как это сделано в ряде зарубежных государств, – ограничить трансляцию подобных передач. Конечно, не цензурой. Как сказал наш министр Александр Сергеевич Соколов: "Цензура – это не то слово, которое, отмыв, можно как-то использовать".
Что касается грани пошлости, безвкусицы и пропаганды праздного образа жизни, потребительства, то вот эти границы определить законодательно достаточно сложно, также как такое понятие, как порнография. И поэтому у нас есть надзорные органы, но мониторинга, органа, который формировал бы общественное мнение, у нас действительно нет.
Должен сказать, что законодатели и авторы законопроекта до прохождения его в Госдуму, в законодательный орган, встретят ряд уже ожидаемых трудностей, против которых нужно выстраивать очень четкие контраргументы.
Первое – это увеличение затрат из федерального бюджета, поскольку 25 членов такого совета потребуют определенного аппарата тоже в пределах 20–25 человек, соответствующих помещений. Аналоги у нас есть – Общественная палата. Именно вот этот аппарат и будет повседневно работать, составлять мониторинг. Это первая трудность.
Вторая следующая. В ряде зарубежных стран аналогичные органы имеются. Например, во Франции – высший совет телевидения. Но во Франции нет такого органа, как Россвязьохранкультура, которая имеет надзорные и контрольные функции. Там этот общественный совет концентрирует все функции у себя. И вот развести на практике компетенцию Россвязьохранкультуры как органа исполнительной власти и этого общественного совета, рекомендации которого будут носить общественный характер, будет достаточно трудно. Поэтому именно в этом направлении, очевидно, должна идти доработка, безусловно, важного законопроекта, который Минкультуры России поддерживает.
|