поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 марта 2008  распечатать

Андрей Гайосинскас

Христианская жизнь Литвы

Баптисты в Литве: история и современность

На территории современной Литвы баптизм появился в 1841 году, когда в прусском городе Мемеле (ныне Клайпеда) появилась первая община. Уже через десять лет этот приход, насчитывающий 234 человека, построил церковное здание, которое было утрачено при советской власти, и возвращено только в 1991 году.

В 1865 году в Литве стали формироваться латышские баптистские общины – верующие покидали Латвию и обосновывались в соседней губернии из-за притеснений на родине. Из шести подобных общин до нынешнего дня сохранилась только приход (частично сохраняющий латышский идентитет (лицо, образ, идентификацию – Религия и СМИ)) – местечка Илакяй (на самом северо-западе Литвы), начавший формироваться в 1905 году, ставший самостоятельным в 1907, и в 1931 году построивший молитвенный дом, который даже в советское времяоставался в собственности общины.

Старейшая община в Большой Литве появляется в Каунасе в1876 году. В 1898 ей удается построить молитвенный дом в районе Шанчай (в 1933 году от основной немецкой общины отделяется литовская, а в 1934 русская; все три были вынуждены вновь объединиться в 1941). В 1912 начала формироваться и многонациональная (состоящая из немцев, русских, поляков, белорусов и евреев) община в Вильнюсе. В 1933 году тринадцать общин объединились в союз "Общины евангельских баптистов Литвы", который был ликвидирован в 1940 году.

Вторая мировая война нанесла сильный удар по баптистским общинам – немцы, составляющие большинство верующих, покинули Литву (еще один исход верующих в Германию был в 1959-1960 годах, когда такое право получили жители Клайпедского края). После войны оставшиеся пять общин были включены в состав "Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов", который в течение всего советского периода достаточно сильно влиял на формирование идентитета общин. В 1989 году на собрании общин было принято решение восстановить деятельность независимого союза под названием "Союз общин евангельских баптистов Литвы" (некоторое время в союз входили и общины "свободных христиан", последняя из которых покинула союз в 2004 году). На данный момент союз состоит из восьми общин из пяти миссионерских пунктов. В одной общине богослужения проводятся на латышском языке, в шести общинах на русском (причем в двух только на русском) и в шести на литовском (также в двух только на литовском). Союз является членом "Европейской Баптистской федерации" и "Всемирного баптистского альянса". Таким образом, можно смело утверждать, что литовская баптистская традиция сформировалась под влиянием трех других – немецкой, латышской (обе практически растворились) и русской (и сейчас оказывающей влияние). Кроме того, вильнюсская община была создана американскими миссионерами-фундаменталистами и сохраняет некоторые особенности вероучения и практики.

Вильнюсская Баптистская церковь Нового Завета: история и жизнь общины

Начало "Вильнюсской Баптистской церкви Нового Завета" (Vilniaus Naujojo Testamento baptistu baznycia) было положено в октябре 1992 года, когда из Каунаса пастор и верующие баптистской церкви "Благая весть" (созданной консервативными миссионерами из США) начали проповедовать в Вильнюсе. Фактически она начала существовать 29 ноября 1992 года, когда были крещены первые 9 верующих. В апреле 1993 года первым (и пока действующим) пастором был посвящен Ирмантас Пинкорайтис, в том же году был поставлен и первый диакон церкви Гедиминас. Церковь (с самого начала достаточно самостоятельная и сама себя содержащая) постепенно отказалась от строгих требований к внешнему виду своих прихожан и некоторых других консервативных элементов, и в июле 1994 года отделилась от материнской каунасской церкви. Началось общение с другими баптистскими общинами (в частности с клайпедской), сперва неформальное, но в итоге закончившееся формальным присоединением в 1998 году к Союзу. Но и после вхождения в союз церковь сохранила некоторые доктринальные особенности – частично кальвинистские воззрения, веру "безопасность верующего", т.е. в то, что спасенный однажды спасен навсегда. Собрания практически с самого начала проводились в старом городе, на улице "Шв.Йону" (святых Иоаннов). В момент наибольшего числа верующих их насчитывалось более 60 человек (собрания посещали более 100). На численность общины сильно повлияла эмиграция за границу – немало верующих уехало; некоторые перешли в другие баптистские общины, к реформаторам (реформистам) и лютеранам. Сейчас церковь насчитывает около 40 крещеных человек. Летом 2000 года приход приобрел здание неподалеку от вокзала, который собственными усилиями (и с помощью братьев из других церквей страны) отремонтировали. На втором этаже здания расположился основной зал собраний. Уклад церковной жизни все время слегка модифицируется. Так, изначально хлебопреломление проходило весьма формально, с хлебом и виноградным соком, в молитвенном зале. Постепенно оно превратилось в вечерю, которая проходит в более неформальной обстановке на первом этаже, в столовой, где пища не ограничивается хлебом и соком. В помещении церкви действует и детская христианская школа, которую посещают ребята и из других протестантских общин города. Каждое лето приход проводит христианский детский лагерь.

Перед началом богослужения со мной поздоровались и познакомились несколько человек, в том числе пастор Ирмантас Пинкорайтис. Верующие общались друг с другом, группа детей бегала кругами, играя в догонялки. Само богослужение (на которое собралось чуть более тридцати взрослых и порядка пятнадцати детей) началось вскоре после одиннадцати часов с пения духовного гимна (песнопения исполняются общиной стоя, под аккомпанемент черного рояля, находящегося в углу основного молитвенного зала). Все гимны (как и богослужение) проходит на литовском языке (в общине имеется и несколько русских по национальности, например студенты из других городов Литвы) по литовскому песеннику, выпущенному Клайпедской баптистской общиной в 1998 году благодаря материальной помощи общин из Швеции). После недлинной благодарственной свободной молитвы и исполнения второго гимна начинается приветствие – члены общины минут десять ходят по залу, здороваются и общаются друг с другом. В этом промежутке общий зал покидают дети, для которых на первом этаже проводится отдельное служение. После окончания приветствия следуют два гимна, и члены общины могут поделиться новостями или рассказать что-нибудь. Первым за кафедру выходит диакон церкви Альфредас Пабарчус (рукоположен на диаконское служение в 2002 году. Будучи работником шведской благотворительной организации "Помощь Востоку", он регулярно посещает и помогает нуждающимся) Дьякон рассказывает прихожанам о том, как прошло служение в городе Аникщай, в который церковь от имени благотворительной организации "Сумка самарянина" ежегодно привозит собранные со всего света подарки детям (событие это затронуло до полутора сотен человек). Рассказ его, подкрепленный просьбой о помощи нуждающимся из того же Аникщай и цитатами из Библии, фактически превратился в небольшую проповедь о милосердии и необходимости каждодневной помощи ближним. Затем брат Йонас вышел и рассказал о том, как прошел рождественский концерт, устроенный церковной музыкальной группой в неотапливаемом помещении в местечке Паильгис, который привлек порядка тридцати человек. Последним говорил брат Арнольдас, рассказавший о намечающемся посещении Литвы шведской христианской певицей. Прозвучало еще два гимна, и начался сбор пожертвований – один из верующих, взяв в руки корзинку, произнес благодарственную молитву за пожертвования и обошел с ней зал. Примечательно, что кроме обычных подаяний верующие моги бросить конверт (с вложенными в него деньгами), направленный на конкретные нужды – на столике у входа лежат надпечатанные конверты для десятины, школы и т.п. Примерно через час после начала богослужения пастор общины Ирмантас Пинкорайтис начинает свою проповедь. Длящаяся около трех четвертей часа проповедь касалась необходимости повседневной христианской жизни, каждодневной борьбе за христианские ценности в собственной жизни, попытке не поддаться разложению, исходящему из общества, в котором ныне ведется активная борьба против семейных ценностей; не поддаваться вере в сказки, вроде историй об инопланетянах, которые отвращают от искренней веры во Христа. Заканчивается все еще одним гимном, после чего верующие перемещаются на первый этаж, где за чашкой кофе они могут пообщаться друг с другом, неформально обсудить насущные вопросы.

Так что Литовский баптистский союз представляет собой объединение традиционных консервативных евангелических церквей, в котором мирно уживаются разные традиции и национальности.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

сюжеты:

Христианская жизнь Литвы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты