Валерия Климентьева Между храмом и музеем Источник: Санкт-Петербургский курьер||| Как живут единоверцы в Петербурге
С отцом Петром Чубаровым, настоятелем Никольской единоверческой церкви, преподавателем психологии в РГПУ имени Герцена, мы встречаемся в небольшой часовенке на улице Марата.
Отец Петр крепкий, невысокого роста мужчина, с круглым лицом и густой бородой, рассказывает, как он стал настоятелем.
У меня всегда был интерес к русской истории, древнерусской культуре с ее неповторимой эстетикой и ценностями. В нашем роду были и старообрядцы, а те, кто ходил в церковь, имели крепкую веру; вообще, в доме царил дух благочестия. Еще юношей я понял, что именно единоверие откроет мне врата в древнерусскую традицию, которая столь близка моему сердцу, говорит отец Петр.
Единоверческая община была сформирована в Петербурге в начале девяностых. Жизнь отца Петра, как и жизнь прихожан, насыщенна и многообразна. Среди прочего вот уже 17 лет Чубаров вместе с общиной борется за возвращение в лоно церкви единоверческого Никольского храма, в здании которого находится Музей Арктики и Антарктики. Несколько лет единоверцы выигрывали городские судебные разбирательства, но федеральный суд признавал права музея.
Мы, наша община, выдерживаем эти испытания, но условий для дальнейшего развития прихода, к сожалению, нет. Уже почти 17 лет мы молимся и бегаем с бумажками по различным инстанциям, говорит отец Петр.
Особая группа
Единоверие это особая группа приходов Русской православной церкви, которая живет в соответствии с церковными положениями и обрядами, существовавшими в церкви до реформ патриарха Никона в середине XVII века. В 1800 году императором Павлом I и Святейшим Синодом в лоне Русской православной церкви были официально учреждены единоверческие приходы.
В отличие от старообрядцев, мы подчиняемся Русской православной церкви, но сохраняем древние богослужебные уставы, двуперстие, средневековое знаменное пение, говорит отец Петр.
В дореволюционном Петербурге действовало 8 храмов; было устроено два единоверческих кладбища Большеохтинское и Волковское.
По словам отца Петра, исторически так сложилось, что на протяжении всего существования единоверие воплощало стремление к преодолению церковного раскола, возникшего в результате реформ патриарха Никона.
Сегодня ситуация меняется. На смену былому взаимному неприятию и бессмысленным упрекам постепенно приходит взаимное уважение, стремление к пониманию и диалогу между сторонниками старого и нового.
По полному чину
В поселке Павлово уже много лет существует единоверческая община. С одной стороны Нева, быстрая, широкая. С другой большое поле: деревянный храм, часовенка и несколько хозяйственных построек. Супруги Татьяна и Сергей Чиж почти двадцать лет поднимают единоверческий приход Тихвинской иконы Божьей Матери.
Наш приход образовался в 1991 году, рассказывает Татьяна, в этом месте в начале XIX века стояла Тихвинская церковь. Теперь церкви нет, но есть часовня. Ее строительство велось тяжело, но когда приходилось совсем трудно, появлялись добрые люди, жертвовавшие средства на дальнейшее создание.
В этом году община, состоящая из 50 человек, собирается достроить деревянный храм во имя Сергия Радонежского. Рядом будет колокольня. Строительство школы, чтобы изучать Закон Божий, тоже в планах.
От небольшой деревянной часовни, построенной чуть более десяти лет назад, веет стариной. Здесь недавно закончилась воскресная служба. Пахнет ладаном и воском.
Вот тут у нас вырыт погреб. В него мы ставим высокую купель для крещения полным погружением: открываешь люк в полу и ныряешь. А вот это паникадило, объясняет Татьяна Чиж.
На вид обычное тележное колесо. Но на самом деле оно необычное не езженое. Именно из таких колес всегда делали паникадила.
Идем дальше. Татьяна подводит меня к храму. Заходим внутрь. Резкий запах свежего дерева.
Кругом опилки. Несколько икон на престоле.
Здесь работа только начинается. С колокольни открывается неповторимый вид. Сильный ветер пронизывает насквозь. Но Нева, пустынное шоссе, лес выглядят отсюда удивительно.
Службы у нас длинные, по полному чину. Например, на Пасху служим до шести утра. И пение крюковое, говорит Татьяна. Оно очень сложное, гораздо сложнее, чем нотное. Каждый крюк имеет свою тональность, высоту, свой неповторимый дух.
О своем приходе Татьяна отзывается с большой теплотой и любовью.
У нас в общине чудесные люди.
Так потихоньку рушатся стереотипы, что люди верующие загадочны и странны. Нет, они встречают тебя приветливо и радушно. Любят жизнь и стремятся сделать ее лучше. Для того и живут.
|