поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
24 декабря 2007  распечатать

Ординарий архиепархии Божией Матери архиепископ Павел Пецци Рождественское послание. Рождество 2007/2008

Дорогие собратья во священстве!

Дорогие братья и сёстры!

Hodie natus est Salvator noster! Ныне родился нам Спаситель! Младенец родился нам; Сын дан нам. Имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог!

"Нас спасёт не заклинание, а Личность и вера, которую Он дарует нам" – написал слуга Божий Иоанн Павел II в начале нового тысячелетия (Novo millenio ineunte, 29). Нет ничего столь потрясающего и столь одаряющего человека надеждой, как то обстоятельство, что Бог сделался человеком, чтобы в пришествии Своего Воплощения, скромно, любовно и надёжно сопровождать каждого на трудном пути в поисках собственного человеческого лица.

Не только в сотворении сущего и владычестве над судьбами и событиями проявляется отцовство Божие, но также, и особенно – в поддержке, которую Он, непредвиденный спутник, дарит каждому на пути к обретению человеком его судьбы.

Даже самое трудное в жизни может быть пережито и принято, если оно ведёт к судьбе, к цели. Мы можем встретить трудности лицом к лицу, если можем быть уверенными в этой цели, и если цель достаточно высока, чтобы оправдать трудный путь (ср. Бенедикт XVI, Spe salvi, 1).

Уже две тысячи лет событие христианства является встречей, порождающей страстное стремление человека к осуществлению своей судьбы. Эта страсть 'удивительным образом' остаётся живой; она постоянно поддерживается чем-то, что не является плодом размышлений или каких-то философских теорий. То, что Иисус принёс, отличается от всего остального: это встреча с живым Богом, это встреча с надеждой, которая сильнее трудности и страдания, и потому способна преобразить жизнь и мир изнутри (см. Бенедикт XVI, Spe salvi, 4).

Те ученики, которые пошли за Христом по берегу Иордана, стали первыми, после Марии, действующими лицами во встрече с Христом. Они встретили уникальную в истории личность. В Евангелии, где спустя много лет были записаны воспоминания Иоанна об этом дне, такие события, как встреча с Иисусом на берегу Иордана, следование за Ним после слов Крестителя, указавшего на Него, пребывание в Его жилище после того, как Он на заданный ими вопрос ответил просто: "Пойдите и увидите", – всё это едва упомянуто.

Этот эпизод повествует о конкретной, реальной встрече, которая изменит жизнь тех двоих рыбаков. Их человеческое естество и их сердца оказались пронизаны неким предчувствием, неким зачаточным, но уже ясным пониманием: с ними никогда не говорил такой человек, как Этот, они никогда не встречали подобного Ему. За долгие годы, прошедшие после того дня, они узнали и поняли столь многое из того, о чём Он начал в тот день говорить; и всё же эта встреча сохранила для евангелиста всю свою исключительность. В тот день их сердца забились от неожиданного присутствия, несомненно, отвечавшего тому желанию истины, красоты и справедливости, что составляло сущность этих простых людей.

Своим неизбежным следствием событие христианства имеет открытие нового типа нравственности. Эта новая нравственность утверждается не через исполнение правил, но через признание некоей исключительной встречи. "У истоков христианского бытия лежит не какое-то этическое решение, либо великая идея, – скорее это встреча с неким событием, с Личностью, которая, открывая жизни новый горизонт, тем самым указывает ей решающее направление. В своём Евангелии Иоанн выразил это событие следующими словами: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него имел жизнь вечную" (Ин 3:16)" (ср. Бенедикт XVI, Deus caritas est, 1).

Человек хотел стать Богом. Но отныне уже Бог становится спутником человека, и делает это, насколько возможно, деловито и скромно. Человеческие отношения с Иисусом, Который ходит, ест, горюет и совершает поступки, исполненные такой доброты и такого могущества, что глядя на них нельзя не подумать о действии божественной силы, – эти отношения для первых Двенадцати, и затем для других – шаг за шагом, на протяжении всей истории, вплоть до нас – эти отношения оказываются дорогой, следуя по которой, люди вступают в отношения с Тайной, творящей всё. Они оказываются путём, на котором узнают собственную сыновнюю судьбу и своё собственное лицо. Как писал Иоанн Павел II в своей первой, основополагающей энциклике "Искупитель Человека": "Человек остается существом непостижимым для самого себя, его жизнь лишена целостного смысла, если он не встречается с Иисусом Христом. Потому Он и есть Христос Искупитель, в полной мере открывающий человека самому себе" (Иоанн Павел II, Redemptor Hominis, 5).

Христианство с первого своего явления в мир предстаёт как событие. Оно – рождение Младенца в Вифлееме; оно, физически и исторически, – детство и юность Иисуса под несказанно изумлённым и умилённым взглядом Марии; оно – встреча с Иоанном и Андреем, и все другие встречи, которые донесли христианство до всех уголков земли, в том числе и до нас.

Только во встрече со Христом, воплощённым Словом, человек всецело осуществляет самого себя и обретает полноту счастья. Христиане призваны нести в мир положительный опыт, порыв надежды, служащей всем людям. Они призваны делать это со всей расположенностью, серьёзностью и искренностью. "Мы спрашиваем себя, не теряя оптимистического упования и, в то же время, трезво оценивая ожидающие нас трудности. Мы не обманываемся наивным предположением, что столкнувшись с великим вызовом современности, мы справимся с ним при помощи волшебного заклинания. Нет, нас спасёт не заклинание, а Личность и вера, которую Он дарует нам: Я с вами!" (Иоанн Павел II, Novo millenio ineunte, 29).

"Слово стало плотью". На устремление человека Бог ответил во Христе даром надежды. Наша надежда не лишена основания, но опирается на событие, которое находится в истории, и одновременно выходит за пределы этой истории. Событие это – Иисус из Назарета. Теме надежды посвящена вторая энциклика Папы Бенедикта XVI, которая была опубликована недавно. Я надеюсь, что скоро она появится и на русском языке, дабы и вы могли прочитать её и поразмышлять над ней, чтобы вновь открыть красоту и глубину христианской надежды, неразрывным образом связанной со знанием лика Божия, – того лика, который открыл нам Иисус, Единородный Сын – Своим воплощением, Своей земной жизнью и проповедованием, и особенно Своей смертью и воскресением.

Истинная и твёрдая надежда основана на вере в Бога-Любовь, Отца милосердного, Который "так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного", чтобы люди, а вместе с ними и все творения "имели жизнь с избытком". "Христос – всё во всех, Который одной простой и беспредельно мудрой силой Своей благости всё заключает в Себе подобно тому, как центр соединяет в себе прямые линии, чтобы все творения и создания единого Бога не были совершенно чуждыми и враждебными друг другу. Чтобы не утратили они предмет и цель проявления своей любви, миролюбия и тождества по отношению друг к другу" (Максим Исповедник, Мистагогия 1)

Надежда – говорит Папа – нуждается в месте, где можно ей научиться и где можно жить. Корень надежды, неиссякаемый источник надежды – это христианское общение, которым является Церковь. Христианское общение представляет собою непрестанное чудо Божьего Духа, непрестанное доказательство Его присутствия и непосредственного действия.

Конкретной формой этого общения внутри Церкви, посредством которой нас достиг Христос, является христианская любовь. Поэтому "любовь Божья, – говорил Василий Великий, – не проистекает из некой внешней дисциплины, а пребывает в естественном составе самого человека, как семя и сила самой природы. Дух человеческий заключает в себе способность и нужду любить".

Но место, научившее нас надежде – это также и молитва. Когда человек жаждет, то идёт пить, а, напившись, больше уже не жаждет, возвращается и оставляет источник. Но когда мы говорим об Иисусе, то дело обстоит не так. Встреча с Иисусом скорее подобна тому, что бывает с жаждущим человеком, который погружает лицо в родниковую воду и пьёт, – и чем больше пьёт, тем больше жаждет. Таким образом, пить – значит непрестанно утолять постоянную жажду. "То, что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою. Да и всё почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался и всё почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нём, не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его и силу воскресения Его и участие в страданиях Его сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус" (Флп 3:8-14). Эти глубокие, искренние и полные преданности слова святого Павла да будет и нашей молитвой; если непрестанно стремление и желание, то непрестанна и молитва. Недаром сказал Апостол: Непрестанно молитесь.

Да будет Господь Бог нашей надеждой. Да ищем самого Бога; да помним о Нём; да простираемся к Нему. И да будет нашей любовью.

"Слово стало плотью", чтобы достичь человека! Господь дарует всё новое время человечеству, чтобы все могли узнать Его!

Начавшийся новый литургический год является даром Бога, Который желает вновь открыть Себя в тайне Христа, через Слово и Таинства. Он желает говорить с человечеством и спасти сегодняшних людей посредством Церкви.

Да, Бог любит нас, и именно поэтому ждёт, что мы вернёмся к Нему, что откроем свои сердца навстречу Его любви, что мы вложим свои руки в Его ладонь, и вспомним, что являемся Его детьми. Идём навстречу Христу: "Дух и невеста говорят: приди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22:17.20).

О Мария, Дева надежды, оживи во всей Церкви желание, чтобы и всё человечество отправилось в путь к Вифлеему, где посетил нас Восток свыше (см. Лк 1:78-79), – Христос, вновь грядущий посетить нас, наш Бог, Который спасёт Свой народ.

С этими чувствами и мыслями – поздравляю вас со Светлым Рождеством Христовым, и преподаю вам апостольское благословение

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Архиепископ Паоло Пецци

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты