Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_46803.html


29 октября 2007

Монсеньор Паоло Пецци

Мы продолжим доброжелательный и содержательный диалог с Московским патриархатом

Источник: http://www.interfax-religion.ru/ Интерфакс-Религия

В канун своего возведения в епископский сан и вступления в должность главы католической архиепархии в Москве монсеньор Паоло Пецци дал интервью главному редактору портала "Интерфакс-Религия" Валентине Дудкиной.

– С какими чувствами Вы восприняли свое назначение на католическую кафедру в Москве?

– Я призван Святейшим Отцом участвовать в апостольской преемственности, то есть в сокровенном диалоге Иисуса со "своими". Я принял свое назначение с глубоким трепетом. По выражению блаженного Августина, епископ – тот, который пристально смотрит на Христа. Таким образом, как мне кажется, служение епископа состоит, прежде всего, в верном ответе на призыв Христа "Следуй за мной". Вспоминается также главная заповедь, которой призваны руководствоваться врачи: "Не навреди". Епископ в своем служении также должен помнить об этом совете. Меня успокаивает тот факт, что Господь, призвавший меня на это непростое служение, не оставит меня Своей помощью и поддержкой. Приступая к исполнению новой задачи, мое горячее желание состоит в том, чтобы все, что я совершу, словом или делом, происходило во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (ср. Кол 3:17); и чтобы вся моя жизнь была свидетельством о страсти ради славы Христа в истории.

Надеюсь, что в своем служении не встречу недостатка в молитвенной и деятельной помощи со стороны верных архиепархии – священников, монашествующих, мирян... Вместе мы – с Божьей помощью – способны будем преодолеть любые трудности.

– Какие перемены Вы намерены осуществить в качестве главы архиепархии Божией Матери?

– Я должен сказать, прежде всего, что свое новое служение в России вижу в продолжении и совершенствовании той работы, которая была начата задолго до меня. Не начало, но именно продолжение. Само понятие жизни подразумевает непрестанное развитие и обновление. Тем более если вспомнить о труднейшей ситуации, с которой почти два десятилетия тому назад начиналось восстановление церковной жизни в России.

Если сказать вкратце, то приоритет – воспитание веры, взрослой веры, превращающейся в живое свидетельство во всех областях гражданской жизни (в семье, на работе, в науке, в политике и так далее). И не случайно, что именно в вопросах воспитания и свидетельства о христианских ценностях Католическая и Православная церковь уже много делают сообща и на европейском, и даже на мировом уровне.

Могу коротко перечислить некоторые приоритетные направления: наряду с дальнейшим совершенствованием уже существующей пастырской работы возможно большая забота о священниках и монашествующих, трудящихся в архиепархии, дальнейшее совершенствование формации – как при подготовке к принятию священства, так и в первые годы приходского служения молодых священников. С радостью можно отметить существенный прогресс в улучшении межконфессиональных отношений, но этот совместный труд необходимо всемерно продолжать. Следует добавить, что такая работа особым образом соответствует воле и намерениям, высказываемым Его Святейшеством Папой Бенедиктом XVI. В первую очередь я имею в виду, разумеется, доброжелательный, здравый и содержательный диалог с восточнохристианской традицией, представленной в России преимущественно Русской православной церковью Московского патриархата и глубоко укорененной в российской обществе, как и всемерное внимание к актуальным проблемам современного российского общества. Работа по совершенствованию и концептуальному уточнению средств массовой информации должна быть продолжена.

– Каково Ваше отношение к таким широко обсуждаемым инициативам Русской православной церкви, как преподавание в школах "Основ православной культуры" и введение института военного духовенства?

– Я глубоко убежден в основополагающем значении христианского образования для блага целого общества. Вера во Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь не только для каждого христианина, но и для каждой страны, как и для всего человечества (независимо от того, признается это или нет), является важнейшим принципом оздоровления общества, и очень важно, чтобы уже со школьных лет и в таком трудном периоде, как есть военная служба, новые поколения имели возможность познакомиться с христианским наследием, исторически воплотившемся для России в православии. Поэтому я не могу не приветствовать преподавание данного предмета или введение института военного духовенства, хотя я понимаю масштаб вопросов, связанных с их конкретным осуществлением и широко обсуждаемых в стране, как вы справедливо заметили, спрашивая меня об этом. Главное, как мне кажется, здесь стараться говорить не "против", а "за", представить христианство и само православие в положительном ключе, во всех его красоте и богатстве, чтобы расширить сердца и умы молодых людей; важно также делать ставку на свободу молодых собеседников в принятии нашего предложения. Мой духовный учитель, итальянский священник Луиджи Джуссани, написал книгу с забавным – на первый взгляд, – но очень глубоким заглавием "Рискованное дело воспитания". Если мы не воспитываем людей свободных, ответственных, никогда не получится свободное, ответственное общество.

– Насколько широко, по Вашему мнению, может распространяться миссионерская деятельность католиков в странах, которые являются канонической территорией Русской православной церкви?

– Я лично начал интересоваться Россией из-за любви к русской культуре во всех ее проявлениях (музыка, икона, религиозно-философская мысль) как раз по следам отца Джуссани. Помню, например, как еще в начале своего пути веры друзья мне подарили изображение Звенигородского Спаса Андрея Рублева, с которым я никогда не расставался. Миссия – в евангельском понимании – это благодарственное признание любви Бога и попытка передать этот свой опыт, как было в исторической жизни Христа, который был послан, то есть missus (эта же этимология слова!) Отцом в силу их взаимной любви. "Братство священников Святого Карло Борромео", которому я принадлежу, возникло в 1985 году в ответ на призыв Папы Иоанна Павла II: "Идите по всему миру, несите повсюду истину, красоту и мир, встречаемые во Христе Искупителе". Устремляясь ответить на этот призыв, члены нашего братства живут в маленьких общинах, как двенадцать учеников жили вместе с Христом, и понимают христианскую проповедь (то есть опять – в евангельском смысле – миссия), прежде всего, как "горение по славе Христа". Ведь миссия – это именно свидетельство о евангельских ценностях. И прозелитизм начинается там, где прекращается подлинная миссия. Если мы все, католики и православные, будем таким образом заниматься "миссией", не только не будет конфликтов, а будет развиваться большое согласие и стремление к единству!

Нельзя не заметить, что при всех культурных различиях, существующих в целом между католическим и православным миром, уже имеются общие усилия в отношении к основным проблемам современной жизни, проявляемом Католической церковью и поместными Православными церквами. Все чаще и все более убедительно звучат призывы к совместной православно-католической работе по защите христианских ценностей.

– Вы родились в городе Русси. Не промыслительно ли то, что теперь Вы назначены епископом самой крупной в России католической епархии?

– Да, это, конечно, может казаться случайностью, но я воспринимаю как особый знак то, что городок, расположенный неподалеку от древней Равенны, в котором я родился, называется Русси, что может быть переведено и как "русские".

РЕКЛАМА