Монсеньор Паоло Пецци Мы продолжим доброжелательный и содержательный диалог с Московским патриархатом Источник: Интерфакс-Религия В канун своего возведения в епископский сан и вступления в должность главы католической архиепархии в Москве монсеньор Паоло Пецци дал интервью главному редактору портала "Интерфакс-Религия" Валентине Дудкиной.
С какими чувствами Вы восприняли свое назначение на католическую кафедру в Москве?
Я призван Святейшим Отцом участвовать в апостольской преемственности, то есть в сокровенном диалоге Иисуса со "своими". Я принял свое назначение с глубоким трепетом. По выражению блаженного Августина, епископ тот, который пристально смотрит на Христа. Таким образом, как мне кажется, служение епископа состоит, прежде всего, в верном ответе на призыв Христа "Следуй за мной". Вспоминается также главная заповедь, которой призваны руководствоваться врачи: "Не навреди". Епископ в своем служении также должен помнить об этом совете. Меня успокаивает тот факт, что Господь, призвавший меня на это непростое служение, не оставит меня Своей помощью и поддержкой. Приступая к исполнению новой задачи, мое горячее желание состоит в том, чтобы все, что я совершу, словом или делом, происходило во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (ср. Кол 3:17); и чтобы вся моя жизнь была свидетельством о страсти ради славы Христа в истории.
Надеюсь, что в своем служении не встречу недостатка в молитвенной и деятельной помощи со стороны верных архиепархии священников, монашествующих, мирян... Вместе мы с Божьей помощью способны будем преодолеть любые трудности.
Какие перемены Вы намерены осуществить в качестве главы архиепархии Божией Матери?
Я должен сказать, прежде всего, что свое новое служение в России вижу в продолжении и совершенствовании той работы, которая была начата задолго до меня. Не начало, но именно продолжение. Само понятие жизни подразумевает непрестанное развитие и обновление. Тем более если вспомнить о труднейшей ситуации, с которой почти два десятилетия тому назад начиналось восстановление церковной жизни в России.
Если сказать вкратце, то приоритет воспитание веры, взрослой веры, превращающейся в живое свидетельство во всех областях гражданской жизни (в семье, на работе, в науке, в политике и так далее). И не случайно, что именно в вопросах воспитания и свидетельства о христианских ценностях Католическая и Православная церковь уже много делают сообща и на европейском, и даже на мировом уровне.
Могу коротко перечислить некоторые приоритетные направления: наряду с дальнейшим совершенствованием уже существующей пастырской работы возможно большая забота о священниках и монашествующих, трудящихся в архиепархии, дальнейшее совершенствование формации как при подготовке к принятию священства, так и в первые годы приходского служения молодых священников. С радостью можно отметить существенный прогресс в улучшении межконфессиональных отношений, но этот совместный труд необходимо всемерно продолжать. Следует добавить, что такая работа особым образом соответствует воле и намерениям, высказываемым Его Святейшеством Папой Бенедиктом XVI. В первую очередь я имею в виду, разумеется, доброжелательный, здравый и содержательный диалог с восточнохристианской традицией, представленной в России преимущественно Русской православной церковью Московского патриархата и глубоко укорененной в российской обществе, как и всемерное внимание к актуальным проблемам современного российского общества. Работа по совершенствованию и концептуальному уточнению средств массовой информации должна быть продолжена.
Каково Ваше отношение к таким широко обсуждаемым инициативам Русской православной церкви, как преподавание в школах "Основ православной культуры" и введение института военного духовенства?
Я глубоко убежден в основополагающем значении христианского образования для блага целого общества. Вера во Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь не только для каждого христианина, но и для каждой страны, как и для всего человечества (независимо от того, признается это или нет), является важнейшим принципом оздоровления общества, и очень важно, чтобы уже со школьных лет и в таком трудном периоде, как есть военная служба, новые поколения имели возможность познакомиться с христианским наследием, исторически воплотившемся для России в православии. Поэтому я не могу не приветствовать преподавание данного предмета или введение института военного духовенства, хотя я понимаю масштаб вопросов, связанных с их конкретным осуществлением и широко обсуждаемых в стране, как вы справедливо заметили, спрашивая меня об этом. Главное, как мне кажется, здесь стараться говорить не "против", а "за", представить христианство и само православие в положительном ключе, во всех его красоте и богатстве, чтобы расширить сердца и умы молодых людей; важно также делать ставку на свободу молодых собеседников в принятии нашего предложения. Мой духовный учитель, итальянский священник Луиджи Джуссани, написал книгу с забавным на первый взгляд, но очень глубоким заглавием "Рискованное дело воспитания". Если мы не воспитываем людей свободных, ответственных, никогда не получится свободное, ответственное общество.
Насколько широко, по Вашему мнению, может распространяться миссионерская деятельность католиков в странах, которые являются канонической территорией Русской православной церкви?
Я лично начал интересоваться Россией из-за любви к русской культуре во всех ее проявлениях (музыка, икона, религиозно-философская мысль) как раз по следам отца Джуссани. Помню, например, как еще в начале своего пути веры друзья мне подарили изображение Звенигородского Спаса Андрея Рублева, с которым я никогда не расставался. Миссия в евангельском понимании это благодарственное признание любви Бога и попытка передать этот свой опыт, как было в исторической жизни Христа, который был послан, то есть missus (эта же этимология слова!) Отцом в силу их взаимной любви. "Братство священников Святого Карло Борромео", которому я принадлежу, возникло в 1985 году в ответ на призыв Папы Иоанна Павла II: "Идите по всему миру, несите повсюду истину, красоту и мир, встречаемые во Христе Искупителе". Устремляясь ответить на этот призыв, члены нашего братства живут в маленьких общинах, как двенадцать учеников жили вместе с Христом, и понимают христианскую проповедь (то есть опять в евангельском смысле миссия), прежде всего, как "горение по славе Христа". Ведь миссия это именно свидетельство о евангельских ценностях. И прозелитизм начинается там, где прекращается подлинная миссия. Если мы все, католики и православные, будем таким образом заниматься "миссией", не только не будет конфликтов, а будет развиваться большое согласие и стремление к единству!
Нельзя не заметить, что при всех культурных различиях, существующих в целом между католическим и православным миром, уже имеются общие усилия в отношении к основным проблемам современной жизни, проявляемом Католической церковью и поместными Православными церквами. Все чаще и все более убедительно звучат призывы к совместной православно-католической работе по защите христианских ценностей.
Вы родились в городе Русси. Не промыслительно ли то, что теперь Вы назначены епископом самой крупной в России католической епархии?
Да, это, конечно, может казаться случайностью, но я воспринимаю как особый знак то, что городок, расположенный неподалеку от древней Равенны, в котором я родился, называется Русси, что может быть переведено и как "русские".
|