Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_46072.html


10 октября 2007

Предложения Московской Патриархии по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной культуры в государственных общеобразовательных учреждениях

Источник: http://www.radonezh.ru/ Радонеж

Юрисконсульт МП К. А. Чернега сообщила, что Московская Патриархия направила на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлова, Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных и религиозных объединений С. А. Попова, Министра образования и науки А. А. Фурсенко письменные обращения по вопросу законодательного обеспечения преподавания основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях.

Содержание этих обращений сводится к следующему.

Согласно п. X Рекомендации 1556 (2002) Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 правительства государств-членов Совета Европы призваны "включить информацию о религиозных культурах в школьные программы".

В настоящее время изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется на основании писем Минобразования России от 22 октября 2002 и от 13 февраля 2003 г. в рамках национально – регионального компонента и компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта.

К числу субъектов Российской Федерации, включивших этот предмет в региональный компонент, относятся, в частности, Белгородская, Брянская, Владимирская, Смоленская и другие области. В Белгородской области "Православную культуру" изучают 141887 школьников.

Вместе с тем, положительный опыт регионов по включению в базисные учебные планы предметов, направленных на изучение основ духовно-нравственной (в том числе православной, исламской) культуры, совершенно проигнорирован законопроектом № 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)", принятым 11сентрября 2007 в первом чтении.

Предусмотренные данным законопроектом поправки в Закон Российской Федерации "Об образовании" изменяют структуру государственного образовательного стандарта и исключают из него национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В случае принятия законопроекта преподавание основ духовно-нравственной культуры в субъектах Российской Федерации станет невозможным.

Свою позицию по данному вопросу неоднократно высказывала Общественная палата Российской Федерации. Предложения Общественной палаты, учитывающие мировоззренческое и культурное многообразие российского общества, оставлены без внимания разработчиками законопроекта.

Законопроект № 412299-4 рассчитан на реализацию новых – федеральных государственных образовательных стандартов, которые в настоящее время разрабатываются специально сформированной при Российской академии образования рабочей группой.

Учитывая это обстоятельство Московская Патриархия еще в конце 2006 г. направила в Минобрнауки России и в Российскую академию образования предложения о включении в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования новой образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра" с минимальной учебной нагрузкой 2 учебных часа в неделю по всем го­дам обучения (1-11 классы).

В составе образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра" предложено предусмотреть учебные предметы по истории и культуре основных религий, в том числе учебный предмет "Православная культура"; для учащихся иного вероисповедания, соответственно, учебные предметы "Культура ислама", "Культура буддизма" и т.д.

Для учащихся, которые не изучают курсы религиозной куль­туры, предложено обеспечить преподавание в это же учебное время аналогичных философско-этических, философско-культурологических учебных курсов (этика, мораль, история этики, философская культура и этика и т. п.), формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов.

Однако, вышеизложенные предложения Московской Патриархии не рассмотрены; рекомендованные ею представители не включены в состав рабочей группы по разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Более того, содержание данных стандартов в целом до сих пор не определено.

В этой связи прошу Вас дать поручение Комитету ГД по образованию и науке отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта № 412299-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)" до окончательной разработки содержания федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения с включением в них новой образовательной области "Духовно-нравственная культу­ра".

Вместе с тем, Московская Патриархия предложила внести в законопроект следующие поправки.

1. Изложить пп. 1) п. 3 ст. 7 законопроекта в следующей редакции:

" Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1) структуре и содержанию основных образовательных программ, соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется субъектами Российской Федерации, а также участниками образовательного процесса;"

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

В целях обеспечения декларированного пп. 1) п. 2 ст. 7 законопроекта единообразия образовательного пространства Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт должен включать требования к содержанию основных образовательных программ.

В п. 6 ст. 9 законопроекта предусмотрен обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому в субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право наряду с участниками образовательного процесса формировать вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта.

3. Дополнить ст. 7 законопроекта пунктами 8 и 9 следующего содержания:

"8. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.

9. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают:

1) величины максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения для общеобразовательных учреждений разных ступеней и видов образования, не допускающие ущерба для здоровья детей с учетом их возрастных возможностей;

2) перечень учебных дисциплин, составляющих обязательную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным годам, обязательные минимумы содержания образования и величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам по указанным дисциплинам, причем общий объем учебной нагрузки обучающихся по обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 70% максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям, годам и ступеням обучения в общеобразовательных учреждениях соответствующей ступени и вида образования;

3) величины минимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения, составляющие вариативную часть основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которая формируется участниками образовательного процесса, а именно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации – в размере не менее 10%, органами самоуправления образовательных учреждений с учетом образовательных запросов семей несовершеннолетних обучающихся и самих обучающихся – в размере не менее 15% величин максимального объема учебной нагрузки обучающихся по учебным неделям и годам обучения.

4) требования к результатам освоения основных образовательных программ, включая требования к выпускникам по освоению ими обязательных минимумов содержания образования по учебным дисциплинам, составляющим обязательную часть основной образовательной программы учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования."

Обоснование: Согласно п. 6.1) ст. 9 законопроекта государственные требования к структуре федерального государственного образовательного стандарта устанавливаются Минобнауки России.

Необходимо сохранить действующую редакцию п. 4 ст. 7 Закона РФ "Об образовании", согласно которой основные положения государственного образовательного стандарта должны устанавливаться федеральным законом, а не органом исполнительной власти.

2. Дополнить новую редакцию п. 5 ст. 14 законопроекта абзацем 4 следующего содержания:

" В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, устанавливают к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта "

Обоснование: Согласно п. 5 ст. 14 законопроекта определение содержания образования в конкретном образовательном учреждении отдано всецело на усмотрение соответствующего образовательного учреждения.

Вместе с тем, п. 6 ст. 9 законопроекта предусматривает обязательный учет региональных (национальных) особенностей при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Поэтому субъектам Российской Федерации должно быть предоставлено право устанавливать к минимуму содержания основных образовательных программ государственные требования, учитывающие региональные (национальные) особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта.

4. Изложить п. 15 ст. 29 законопроекта в следующей редакции:

"К ведению субъектов российской Федерации относится:

15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях, разработка примерных основных образовательных программ"

Обоснование: Согласно предусмотренной законопроектом новой редакции абз. 3 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" примерные основные образовательные программы, с учетом их уровня и направленности, могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Законопроект сохраняет действующую редакцию п. 15 ст. 29 Закона РФ "Об образовании" , согласно которой в ведении субъектов Российской Федерации находится разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

Вместе с тем, из смысла предлагаемой законопроектом п. 6 ст. 9, п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" следует, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать не только отдельные составляющие примерной основной образовательной программы (то есть базисные учебные планы и примерные программы курсов, дисциплин), но также и примерные основные образовательные программы в целом.

5. Изложить новую редакцию абз. 2 п. 5 ст. 14 законопроекта в следующей редакции:

"Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности."

Обоснование: Предложенная законопроектом новая редакция абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" возлагает обязанность по разработке примерных основных образовательных программ на " уполномоченные органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования ".

В силу п. 1 ст. 37 Закона РФ "Об образовании" государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В новой редакции абз. 2 п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" необходимо четко (недвусмысленно) указать, что обязанность по разработке примерных основных образовательных программ возложена не только на соответствующие федеральные государственные органы, но также и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

6. Дополнить п. 8 ст. 9 законопроекта абзацем 3 следующего содержания:

"К минимуму содержания дополнительной образовательной программы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации , осуществляющими государственное управление в сфере образования, могут устанавливаться государственные требования в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации".

Обоснование: В настоящее время многие граждановедческие, краеведческие курсы, также как и курсы по изучению истории и культуры религий изучаются на факультативах в рамках дополнительных образовательных программ.

Следует предоставить субъектам Российской Федерации право определять минимум содержания дополнительной основной образовательной программы.

РЕКЛАМА