поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
18 сентября 2007  распечатать

Андрей Гайосинскас

Христианская жизнь Литвы

Иезуиты в приходе Святого Казимира

Первые шесть иезуитов появились в столице Великого Княжества Литовского в 1569 году, они же в следующем году основали Вильнюсскую коллегию (которая уже в 1579 году была преобразована в Университет /Academia et Universitas Vilnensis Societatis Iesu/). В 1575 году они полчают в свое распоряжение печатню. В 1580 посвящен священником-иезуитом первый литовец, а в 1598 году создана литовская вицепровинция (на 1599 году насчитывается 62 литовских иезуита, через сто лет – в 1700 их уже 712 человек). Вскоре им поручают окормлять семинарию в Варняй, а в 1608 была образована отдельная провинция для Литвы. После объявления о запрете ордина в 1773 году многие его члены перебираются в Полоцк и другие города Российской Империи, где орден запрещен не был, но вскоре после его официального восстановления Римом, уже в России орден вызвал недовольство властей и в 1820 году был снова запрещен, после чего многие братья переехали в Галицию.

История литовского иезуитства снова начинается только в 1919 году, с посвящением первого брата из Литвы. В 1930 году возрождена Литовская Провинция ордена (в 1941 году она насчитывает 87 человек). В 1949-1956 годах в Литве не остается ни одного иезуита (все оказываются в лагерях), активная деятельность ведется среди литовской эмиграции. Возрождение религиозной жизни наступает в 1989 году, когда ордену возвращается три храма (в Вильнюсе, Каунасе и Шауляй), в которых иезуиты служат и поныне. Храм был заложен в 1604 году в честь коронации королевича Казимира, по случаю чего три дня (10-12 мая) продолжались торжества. Особое внимание церкви уделялось из-за покровительства правителя Речи Посполитой Сигинзмунда Вазы (являвшегося воспитанником иезуитов) и канцлера Льва Сапеги. Считается, что храм строился с оглядкой на величественный иезуитский Костел Иисуса, построенный за двадцать лет до этого в Риме. В его основание был заложен огромный камень, наеденный на Антокольской горе и перекаченный к месту строительства богомольцами. В 1606 году было построено временное здание, а в 1609 году строительство храма было закончено, но через год он серьезно пострадал от пожара, и заново отстроенных храм был завершен только в 1618 году. К 1615 году был построен коллегиум (здание для старших монахов). Храм построен в форме латинского креста, в его архитектуре сочетаются элементы итальянской и византийской традиции. В 1655 году костел был значительно поврежден русской армией, занявшей город, еще раз здания костела и монастыря горели в 1706 году, и особенно сильно в 1749 году, после чего его реконструкция длилась до 1755 года. Именно после этой перестройки купол храма приобрел вид Короны Ягеллонов, самый крупный во всем Великом Княжестве Литовском. В костеле было сооружено 13 алтарей, помещены больший картины с изображением сцен из жизни св. Казимира. После запрета "Общества Иисуса" здание костела было передано священникам на покое, а в 1799 году храм стал приходским (правда до 1814 года обслуживали его монахи – регулярные каноники).

В 1812 году армия Наполеона основательно попортила интерьер храма – алтари, скамьи, картины и исповедальни были сожжены, а само здание превращено в склад зерна. В 1814 году храм был передан миссионерам, которые его обновили. После восстания 1831 года храм был у католической церкви конфискован и закрыт, а в 1836 году передан в ведение церкви православной (окончательно переделана в церковь в 1840 году). После второго литовско-польского восстания, в 1864-1868 годах, по проекту архитектора Чагина, была проведена реконструкция здания – заложен новый (в основном каменный) иконостас, убраны барочные скульптуры и статуи, снесены хоры, понижены башни, снесена ограда и установлены традиционно православные луковичные купола. Обновленный храм был освящен со имя св. Николая Чудотворца и стал кафедральным собором Виленской епархии (в 1867 году храм посетил император Александр II). С 1915 года, после того, как город заняли немецкие войска, в храме проводились лютеранские богослужения для немецкого гарнизона. В 1917 году, по ходатайству немецкого католического капеллана, храм был передан католической церкви, а через два года архиепископ Юргис Матулайтис вернул храм иезуитам. В марте 1919 года верующие три дня охраняли храм и священника Мукермана, которого хотели арестовать большевики (после трех дней противостояния ксендза все же арестовали и вывезли). В 1922 году в храме обосновались польские иезуиты, которые три года (до 1925) реставрировали храм и возвращали ему католический вид. В 1942 году центральный луковичный купол был вновь заменен на "корону Ягеллонов", а малые были сняты.

После войны польских иезуитов вытеснили иезуиты литовские, но уже в 1949 году храм у них был конфискован, закрыт и отдан под склады. После двух реставраций (1955-57 и 1965-66) в 1966 году в здании костела был открыт Музей атеизма. Уже во времена перестройки, в октябре 1988 года, храм был возвращен верующим и началась его реставрация. В 1990 году в него вернулись иезуиты. 3 марта 1991 года костел был заново освящен архиепископом Степонавичусом.

Первым настоятелем храма был назначен о. Йонас Борута (который ныне является епископом Тяльшайской епархии), в 1995 году на этом посту его сменил о. Лионгинас Вирбалас, прослуживший настоятелем десять лет, а в августе 2005 года настоятелем назначен и ныне служащий о. Альгис Банюлис. Алтарные образы в костеле были созданы художником Антанасом Кмеляускасом (в 1993 году были освящены четыре картины, еще две – в 2004 году, на 400-ый юбилей церкви). В 2003 году был смонтирован орган фирмы "Oberlinger". Летом 1995 года архиепископом было дано добро на создание в столице иезуитской гимназии (в Каунасе подобная гимназия уже действовала с 1991 года) и уже в сентябре того года школа начала действовать (укомплектованы 5-11 классы с более чем с тремя сотнями учеников). Сейчас работа с молодежью является одним из основных направлений деятельности вильнюсских иезуитов.

Для окормления гимназистов назначен отдельный священник (которой в помещении гимназии, находящемся рядом с храмом, проводит специальные службы для учеников, а по воскресениям служится специальная месса для молодежи, в которой участвует и значительное число негимназистов (существует даже два хора – гимназический и просто молодежный – которые попеременно поют на молодежных мессах). Таким образом выдержана иезуитская традиция работы с образованием, начатая с основания Виленского университета. И ныне иезуиты опекают принадлежащий Вильнюсскому университету костел святых Иоанна крестителя и Иоанна апостола и евангелиста (обычно называемая костелом святых Иоаннов).

Костел этот был основан в 1387 году (постройка готического здания закончилось в 1426 году) как первая приходская церковь города, в 1571 году была передана иезуитам (из-за вхожденгия в состав ансамбля Университета), в 1600-1610 пристроена барочная колокольня, частично церковь была обрушена в 1655 году, во время войны с Москвой, и окончательно сгорела в 1737 году. При восстановлении здание приобрело черты позднего барокко. Из-за смены настоятеля прекращены проповеди на литовском языке. В 1773 году, в связи с запретом ордена иезуитов храм был передан исключительно Университету, а после его закрытия в 1831 году стал приходским.

Костел был закрыт уже в 1948 году советской властью и превращен в бумагохранилище, в 1963 году передан он университету, который после ремонта здания, в 1974 разместил там Музей науки. В 1989 храм вернули верующим, и освятили 11 июля 1991 года. Русскую мессу начали служить в костеле св. Казимира практически сразу после того, как его вернули.

Иезуиты, многие из которых имели опыт ведения мессы на русском благодаря работе в России, решили этого навыка не терять и дать возможность желающим посещать близкую им мессу. В начале русская месса долгое время служилась приблизительно раз в месяц, в восемь часов утра, и посещаемость ее была совсем невелика – от двух до пяти человек. Только в середине девяностых посещаемость русского богослужения стала увеличиваться, верующие стали собираться на послеслужебные чаепития, начался процесс создания более тесной общины. В 1997 году, когда община уже сформировалась, настоятель храма Лёнгинас Вирбалас предложил служить русскую мессу уже каждую неделю, и перенести ее на час позже. Теперь воскресные мессы обычно посещают порядка пятидесяти человек, костяк же общины, который остается после мессы на чаепитие и общение человек 15-20.

Сама община скорее русскоязычная нежели русская, т.к. чисто русских людей в ней всего несколько человек, большинство это выходцы из смешанных семей, некоторые параллельно посещают и некатолические богослужения. Община поддерживает контакты с белорусской латинской и украинской греко-католической общинами, и на день св. Кирилла и Мефодия в костеле св. Казимира даже устраивалось общее праздничное богослужение с чтением евангелия на трех языках. Приход пытается поддерживать отношения и с латвийскими русскоязычными русскими общинами. Уже год как на русском языке проходят Духовные Упражнения св. Игнатия Лойолы, которые проводит сестра Людмила SJE (сестры Служительницы Иисуса в Евхаристии), идет подготовка детей к Первому Причастию (проводит сестра София SJE).


Скажем несколько слов о том, как проходит месса. К началу девятичасовой мессы собиралось порядка тридцати человек, к ее концу их было уже порядка пятидесяти. Начало богослужения ознаменовалось духовной песней под гитару, исполнитель которой находился в левом от алтаря приделе. Затем к современному амвону (находящемуся немного слева и впереди алтаря) подошел одетый в белое облачение настоятель храма о. Альгис Балюлис. В этот момент верующие встают начинается богослужение ("Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа"), верующие откликнулись "Аминь" и перекрестились. Затем вся конгрегация совершают общее исповедание грехов, возглашения "Господи Помилуй" и Великое славословие. Вслед за этим священник произносит Вступительную молитву, вслед за чем начинается Литургия слова. Верующие садятся и внимают евангельским чтениям, первое из которых совершал один из первых прихожан Роман, затем у амвона его сменяет монахиня и поет Псалом, после чего еще одна мирянка выходит и читает еще один евангельский отрывок. После этого к амвону возвращается о. Альгис и провозглашает чтение святого Евангелия от Иоанна, верующие встают и большим пальцем делают трижды осеняют себя малым крестом – на лбу, у губ и вверху груди. После окончания евангельского чтения (о первой встрече Иисуса с будущими апостолами) верующие садятся и настоятель читает небольшую проповедь (у о. Альгиса достаточно сильный акцент, и время от времени ему приходится самому себя поправлять), основанную на прочитанном. После окончании проповеди верующие вновь встают и совершают исповедание веры (Никео-Константиновский символ веры, в середине которого следует поклон; читался он в разнобой, неслажено, видно, что не все его четко помнят). Потом к амвону вышла прихожанка, прочитавшая просительные молитвы, на которые верующие откликались возгласами "Услышь нас Господи". Затем последовала краткая молитва священника, после которой верующие сели, снова слева от алтаря зазвучала песня под гитару, во время которой прихожанка с плетеной корзинкой собирала пожертвования. В это же время мальчик-министрант принес на алтарь евхаристические сосуды. Началась евхаристическая литургия. Священник поочередно поднимает патену с хлебом и чашу с вином, произнося соответствующие слова, после чего верующие отвечают "Благословен Бог вовеки", затем священником над дарами произносится молитва, Префация и общее "Свят". После еще одной краткой молитвы верующие встают, священник будут хлеб и читает молитву (в середине которой звучит колокольный звоночек), то же самое повторяется с вином. После этого верующие садятся, священник снова читает молитву (в том числе поминание церковного началия). После этого верующие хором читают "Отче наш", апостольская молитва и всеобщее приветствие (все стоящие пожимают руки всем, до кого могут дотянуться), после чего священник преломляет Святую Жертву и опускает ее частицу в чашу, в это время поется "Агнец Божий". После причащения самого служащего и монахинь начинается причастие верующих (к причастию подошли чуть более половины присутствующих на службе). После всеобщего причастия священник читает молитву, поется песнопение, священник благословляет верующих и месса заканчивается. После окончания службы часть прихожан собирается в одном из помещений чтобы выпить чаю и пообщаться в неформальной обстановке (обычно в подобных чаепитиях участвуют примерно 15-25 человек).

Таким образом, можно говорить о том, что иезуиты в Литве были, есть и остаются важной религиозной, общественной и политической силой, влияющей на судьбы христианства в стране.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

сюжеты:

Христианская жизнь Литвы

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

16.12.2018

Щипков. "Либеральная травля Солженицына"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 63

Вячеслав Володин: легитимность принятого в Киеве решения об автокефалии сомнительна

14.12.2018

В.В. Кипшидзе: ЕСПЧ признал преследование Pussy Riot имеющим законную цель

Предстоящий "объединительный собор" на Украине расколет все мировое Православие, считают участники пресс-конференции в Москве

При поддержке Представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге в Совете Европы прошел семинар, посвященный практике судебных решений ЕСПЧ в сфере религиозной свободы

Святейший Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл обратился к религиозным и государственным деятелям с посланиями в связи с давлением со стороны украинских властей на Украинскую Православную Церковь и вмешательством государства в церковную жизнь на Украине

13.12.2018

В УПЦ заверяют, что не собираются препятствовать проведению "объединительного собора"

УПЦ выражает протест в связи с богослужением экзарха Константинополя в Киеве

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты