Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_44266.html


03 августа 2007

Религия и гуманизм, – мнения священнослужителей

Источник: http://www.regions.ru/news/2089632/ Regions.ru

В ходе полемики вокруг так называемого "письма десяти академиков"в качестве альтернативы религиозному мировоззрению часто упоминался гуманизм. В 2000 году трое из авторов письма, академики Г.И. Абелев, Э.П. Кругляков и В.Л. Гинзбурга, подписали "Гуманистический манифест 2000". В этом документе одной из главных опасностей для человечества названы как раз сторонники традиционных религиозных воззрений, а также те, кто оберегает свою этническую или государственную идентичность.

"Что такое "гуманизм" с вашей точки зрения?" – такой вопрос задали Regions.Ru ряду православных священнослужителей.

"Нужно различать гуманизм и гуманность", – считает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

"В словаре российских шестидесятников смешались понятия "гуманность" и "гуманизм". Для многих они остаются смешанными до сих пор. А разница между ними большая", – заметил отец Всеволод. – "Гуманность, человечность, любовь к людям – это естественное состояние души христианина и побудительный мотив для его работы в обществе. А гуманизмом во всем мире называется антропоцентрическое мировоззрение, в центре которого не Бог, не высшие идеалы, а индивидуум, который является мерой всех вещей".

"И вот эта идеология является вечным оппонентом религии. И не случайно на Западе гуманистами объявляют себя именно неверующие люди. Об этом говорят документы Общества гуманистов, Гуманистический манифест и т.д. Гуманизм как человекобожие христианству противоположен. Я уважаю людей, которые исповедуют подобные убеждения, как и вообще любого человека, но убежден, что их идеология не должна навязываться обществу как государственная или общеобязательная", – подчеркнул священник.

"К сожалению, эта терминологическая путаница прокралась и в российское законодательство", – отметил отец Всеволод Чаплин.

"Победивший гуманизм был бы очень негуманным", – уверен протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне.

"На первый взгляд, общее в христианстве и гуманизме – любовь к человеку. Но различны источники этой любви. В христианстве это Бог, а в гуманизме – мое "эго" со всеми его недостатками и непостоянством", – сказал отец Александр.

"Вроде бы самое главное в гуманизме – это уважение к достоинству человеческой личности. Но в христианстве достоинство человека поднимается на такую высоту, что дух захватывает. Это высота, где должны соединиться человечество и Божество, как в Иисусе Христе. Мы постоянно напоминаем, что человек создан по образу и подобию Божию", – напомнил священник.

"Говоря о гуманизме, нельзя забывать, что он ценен не сам по себе. Он возник в свое время в частности как реакция на определенные недостатки в церковной и религиозной жизни Западной Европы. Затем он попытался вытеснить или подменить христианские ценности. Но история свидетельствует: когда утрачивается религиозность, утрачиваются и нравственные критерии, а человеческая жизнь обесценивается. Так что победивший гуманизм был бы очень негуманным", – сказал отец Александр Лаврин.

"В нашей религиозной жизни, конечно, тоже есть и предрассудки, и недостатки. Но исправлять их – дело не гуманизма, а религиозного просвещения", – заключил он.

" "Представление, что гуманизм спасает – иллюзия", – подчеркнул настоятель храма свв. Косьмы и Дамиана в Шубине, кандидат биологических наук протоиерей Александр Борисов.

"Гуманизм может быть совместим с религией лишь отчасти. Если он признает, что человек – это творение Божие, которому Бог дал откровение. Самое возвышенное и чистое откровение – в Библии и в личности Иисуса Христа. И человек нуждается в помощи Божией, без которой он, как щепка в море, и ощущает себя дисгармоничным и ущербным. Он нуждается в спасении.

Представление, что гуманизм спасает – иллюзия. Он пользуется тем, что заимствует у религии и объявляет своим. Переходя на как бы самостоятельные, то есть внерелигиозные безбожные позиции, гуманизм начинает допускать уже такое, что Библией строго осуждается: однополые браки, например. Такой гуманизм – это уже путь к вырождению человечества", – заключил отец Александр.

"Гуманизм – это культ человека", – такое определение дал настоятель храма св. Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов. – "Гуманизм – это такая религия, в центре которой не Бог, а человек. А Бог – за рамками гуманизма".

"Это направление мыслей берет свое начало в эпоху Возрождения. Не все знают, эпохой возрождения чего она была. А это была эпоха возрождения язычества", – заявил отец Димитрий.

"Поэтому гуманизм – христоненавистническая религия. Ведь самый высокий идеал человека был достигнут во Христе, в котором Божество соединилось с человечеством. Поэтому Христос и стал образцом во всем: и в отношении к жизни, и в отношении к миру и к ближнему. А гуманизм – это отношение без эталона, где каждый волен объявить себя мерилом всех вещей, и часто так и делает", – отметил отец Димтрий.

"Конечно, в современной России гуманистическая идеология имеет право на существование, но она не должна навязываться как обязательная. Крещеных православных у нас в стране около 80%, – почему они должны жить под диктатом безбожного мировоззрения?" – заключил отец Димитрий.

РЕКЛАМА