RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
03 августа 2007 Андрей Зайцев Иерей Геннадий Чунин: "Старообрядцы в Петербурге появились с самого момента основания города" О питерских старообрядцах их прошлом и настоящим рассказывает настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Отец Геннадий, как возникло старообрядчество в Петербурге и как оно развивалось до наших дней? После войны начинается некоторое потепление – в Петербург начал приезжать священник из Псковской области – протоиерей Илья Плужников. Он служил в деревне Сысоево Псковской области, по просьбе верующих он приезжал в Петербург и тайно про просьбам верующих совершал крещения, венчания, погребение. Деятельность этого священника как-то позволила сохранить веру. Эта ситуация оставалась неизменной, до того момента, как в 1983 году был открыт наш Покровский храм. Событие это – результат долгой пятилетней борьбы верующих со всеми инстанциями, от которых зависело положительное решение вопроса. Община была в 1982 году зарегистрирована после того, как в дело вмешалась Москва на уровне премьер-министра. После этого началась борьба за передачу староверам здания любого храма. В качестве компромиссного решения и был передан эта церковь, находившаяся в то время в полуразрушенном состоянии и расположенная почти на самой окраине города. В 1983 году это был практический первый случай возвращения храма старообрядческой церкви за весь послевоенный период. Участие в восстановлении храма принимали все старообрядцы Петербурга, а не только члены нашего прихода. В результате всего за 9 месяцев удалось провести капитальный ремонт храма. Работает ли Ваша община с детьми. Есть ли воскресная школа? У нас есть воскресная школа, работающая с 1995 года, с 2000 года она стала достаточно сильной: есть преподаватели, занимались две группы – младшая и старшая, потом мы их соединили, а теперь думаем разделить снова. У нас сейчас около 30 учеников от 6 до 14 лет. Занятия мы проводим каждое воскресенье после службы. В основном мы преподаем катехизис понятие о богослужении, о церковных таинствах и службе. К этому добавляются занятия по истории и практическому богослужению (пение, чтение по-славянски). Мы служим каждую субботу вечером и воскресенье утром, а также все значимые праздники. В храме совершается около ста служб в году Помогает ли вам в финансировании Московская митрополия? Мы живем за счет собственных средств. Московская митрополия нам не помогает, она и не должна этого делать. Митрополия иногда помогает строящимся общинам, и то это делается достаточно локально. Так что мы живем только за счет средств своих прихожан. Как ваш храм сотрудничает со СМИ и людьми, которые интересуются старообрядчеством? Если у журналиста возникает какой то интерес к нашей общине, то мы в меру его интереса и своей компетенции готовы ответить на вопросы, стоящие перед ним. Это может касаться истории, богослужения или различия в обрядах. Он может на правах оглашенного присутствовать на службе для того, чтобы понять и определиться в своих предпочтениях. Кроме того, у нас заведен такой порядок, что после службы я остаюсь в храме и отвечаю на возникающие вопросы. Есть ли у Вас контакты с Санкт-Петербургской епархией РПЦ МП? Недавно митрополит Корнилий говорил о том, что когда – нибудь возможно объединение РПСЦ и РПЦ МП. В каком случае может произойти это событие? В настоящее время мы видим возможность объединения только на основе возвращения к дониконовской богослужебной практике, а новообрядческая церковь хочет получить от старообрядцев признание в каноничности и допустимости нового обряда. Сейчас мы не готовы к такому признанию, поэтому вопрос остается открытым. Скажите, а где учатся люди, которые хотят стать священниками РПСЦ? Неизбежный вопрос: почему люди выбирают старообрядчество, а не, допустим, РПЦ МП? Вы слышали о письме епископа Диомида? Так вот большинство людей, разделяющих взгляды этого иерарха и считающих, что в РПЦ есть эти проблемы, уходят к нам, так как РПЦ не решает пока эти вопросы. Кто-то пытается бороться за эти принципы в рамках самой РПЦ, а тот, кто уже устал бороться, приходят к нам. Часто о старообрядцах думают, как о таких дремучих людях, живущих в тайге, насколько удалось преодолеть подобный стереотип? К нам приходят разные люди, у которых есть свои представления о старообрядцах. На самом деле мнение о староверах как о ретроградах, закосневших в своем XIX или даже XVII веке, совершенно не соответствует действительности. Если мы знаем, что перед революцией большая часть промышленного капитала сосредотачивалось в руках старообрядцев, то это происходило еще и от того, что староверы могли лучше организовать работу, используя и внедряя новейшие технические достижения. В наши дни мы тоже пользуемся теми техническими благами цивилизации. Нет ничего страшного ни в Интернете, ни в мобильном телефоне. Понятно, что любую идею можно использовать и во зло, и во благо, но технические устройства могут принести людям много хорошего, и их стоит использовать. Существуют ли в Петербурге напряженные отношения между староверами и представителями РПЦ МП, такими как священник Даниил Сысоев, оклеветавший протопопа Аввакума и всех старообрядцев? У нас в Петербурге хороший климат для межконфессиональных отношений, и для нас не характерны конфликты, подобные тем, о которых Вы упомянули. Это касается и имущественных, и идеологических вопросов. Как складываются отношения питерских староверов с властями? Отношения со светской властью у нас тоже складываются положительно. Мне кажется, к нам всегда относились с уважением, а в последние годы они стали еще более конструктивными в том, что касается передачи нам имущества, исторически принадлежащего старообрядческой Церкви. Это не удавалось сделать ни при Анатолии Собчаке, ни при Владимире Яковлеве, а вот при Валентине Матвиенко в 2005 году нам вернули храм, за который мы тоже долго боролись. Он расположен в центре города на Лиговском проспекте рядом с вокзалом и станцией метро. Там предстоит большая реконструкция. Это третий храм Лиговской старообрядческой общины. Изначально эта община молилась в домовом храме купца Александрова на Ямской улице. Впоследствии эта община построила себе деревянный храм на Лиговском проспекте д. 46, а после 1905 года разросшаяся община искала возможность для строительства капитального каменного храма. Этот храм был освящен практически во время революции в октябре 1917 года. Последний вопрос, сейчас в обществе идет оживленная дискуссия о преподавании ОПК, как вы относитесь к этой идее? Скорее положительно, в силу того, что большая часть моментов, которая будет преподаваться в курсе ОПК, нами разделяется и близка. В общем, я считаю, что православное сознание будет формироваться у детей, и это гораздо лучше той картины, которую мы видим сейчас. |
РЕКЛАМА |