поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
21 мая 2007  распечатать

Елена Малер-Матьязова

Обретение единства

Источник: Русская линия

17 мая 2007 года войдет в историю как день воссоединения двух частей Русской Православной Церкви

ДВЕ МИССИИ – ОДНА ИСТОРИЯ

На протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь находилась в разделенном состоянии, существуя в виде двух отдельных частей: "отечественной" – РПЦ Московского Патриархата и "зарубежной" – РПЦ за рубежом. Разделение Русской Православной Церкви произошло вследствие событий 1917 г. При этом важно отметить, что трагическое, вынужденное и временное раздельное существование обеих частей Русской Православной Церкви было, при этом, весьма и весьма достойным.

Зарубежная Церковь на протяжении восьми с лишним десятилетий добросовестно вела свое главное дело по управлению заграничными епархиями и окормлению православных русских, а в последствии и не только русских людей вне России. В состав Заграничной русской церкви сразу после ее образования вошли не только епископы-эмигранты, но и те части Русской церкви, которые оказались за границами Советской России: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке, а также Православная Духовная Миссия в Палестине. Архиерейский Зарубежный Синод провел широкую организационную и миссионерскую работу и добился полного объединения всех русских заграничных епархий в Китае, Японии, Северной Америке и Западной Европе.

Зарубежная Церковь на протяжении всего своего существования стояла на позиции последовательного церковного консерватизма, что проявилось в радикальной критике любых форм церковного обновленчества и экуменизма и его основных проводников в XX веке – представителей экуменического Константинопольского патриархата. Кроме того, с момента своего основания Зарубежная Церковь стояла на позиции последовательного традиционализма, бережно сохраняя свою русскую историческую и культурную идентичность во всех ее аспектах, причем в ситуации ее пребывания в чуждом, западном, секулярном мире. Русская Православная Церковь в России, несмотря на сложнейшие исторические обстоятельства, смогла занять и последовательно отстаивать антиобновленческую и антиэкуменическую позицию, проявившуюся в радикальном осуждении обновленчества и экуменизма Святейшими Патриархами Тихоном и Сергием и прозвучавшую во всеправославном осуждении обновленчества, экуменизма, новоюлианской календарной реформы и в целом политики Ватикана и константинопольского Патриархата на созванном Святейшим Патриархом Алексием I Всеправославном Московском Совещании 1948 года; причем эти позиции заявлялись и поддерживались в ситуации радикально атеистического режима.

Нужно отметить и тот важнейший факт, что на протяжении XX века в обеих разъединенных частях Русской Православной Церкви были явлены многочисленные случаи святости: например, святой Иоанн (Максимович), архиепископ Сан-Францисский в РПЦЗ или, помимо многочисленного сонма святых мучеников за веру, святая Матрона Московская и святой Лука (Войно-Ясенецкий) в РПЦ, случаи, являющиеся бесспорным свидетельством сохраненной благодатности обеих частей Русской Православной Церкви. Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ была совершенная в 1981 г. канонизация Новомучеников и исповедников Российских и Свв. Царственных Мучеников, канонизация которых в России произошла спустя два десятилетия.

ПУТЬ К СОГЛАСИЮ

В 1991 г. внутриполитическая и, естественно, околоцерковная ситуация в России кардинально изменилась. И Русская Православная Церковь в России, невероятно ослабленная многократными гонениями и репрессиями, а в то же время невероятно окрепшая многочисленным сонмом Новомучеников, действительно невероятно быстро возродилась и приступила к разрешению самых наболевших внутрицерковных проблем, и прежде всего проблемы объединения разрозненных частей Русской Православной Церкви.

Ключевую роль в решении этой проблемы сыграл Архиерейский Собор РПЦ 2000 г., на котором было принято несколько важнейших соборных постановлений: во-первых, документ "Об отношениях Церкви и государства", в котором была отмечена необходимость церковного отказа в доверии любой богоборческой государственной власти, а во-вторых, документ "Принципы отношения к инославию", который устанавливал границы каноничных отношений православных с инославными, резко осуждая ересь экуменизма. В связи с принятием этих соборных документов, на Архиерейском Соборе Зарубежной Церкви в октябре 2000 года были сняты соответствующие претензии к Московскому Патриархату. В связи с этим, по решению представителей обеих разделенных частей Русской Православной Церкви, в целях достижения церковного единства, для разрешения всех накопившихся спорных вопросов и претензий были организованы совместные заседания комиссий Зарубежной и Российской Церкви, где был выработан общий подход к дискуссионным темам, а также найдена каноническая форма полного единства при сохранении внутреннего самоуправления.

Основные спорные вопросы между РПЦ и РПЦЗ касались таких проблем, как:

1) проблема политической и идеологической несвободы РПЦ, которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. "Об отношениях Церкви и государства", обозначением РПЦ собственного свободного идеологического отношения к советскому режиму, прославлением многочисленного сонма Новомучеников и Исповедников Российских, и прежде всего Святых царственных страстотерпцев;

2) проблема "сергианства" – идеологии компромисса с советской властью, вынужденно провозглашенной митрополитом, а затем Святейшим Патриархом Сергием – проблема, которая была разрешена в "Социальной концепции РПЦ" 2004 г., согласно которой личность Патриарха Сергия была отделена от его вынужденной Декларации, в свою очередь расцененной как "не соответствующая подлинной норме церковно-государственных отношений";

3) проблема экуменизма, касающаяся неканоничной формы общения с инославными, которая получила однозначное осуждение со стороны РПЦ еще на Всеправославном Московском Совещании 1948 года и которая была разрешена в соборном документе РПЦ 2000 г. "Принципы отношения к инославию", четко определяющем каноничные границы возможного общения православных с инославными;

4) проблема имущественных споров, связанная с существованием определенного числа приходов Зарубежной Церкви на территории Московского Патриархата, которая будет решена исходя из канонического запрета на подобную форму церковного "сосуществования", но при этом, персональные дела священнослужителей и епископов, действующих в параллельных структурах, будут решаться в духе церковной икономии – снисхождения и практической пользы при решении недогматических вопросов, допускающих не подрывающие вероучения отклонения;

5) проблема статуса Русской Православной Зарубежной Церкви, которая была разрешена в совместно выработанном "Акте о каноническом единстве", по которому РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви" и будет "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви".

Таким образом, в результате работы совместных заседаний комиссий Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви были окончательно разрешены все канонические препятствия, спорные вопросы и взаимные претензии, мешающие воссоединению двух частей единой Русской Православной Церкви, а также выработаны все необходимые документы, одобренные Священным Синодом Русской Православной Церкви и Зарубежным Синодом.

ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ

Одновременно с важнейшей совместной работой по разрешению всех канонических препятствий, в 2000-х гг. благодаря взаимодействию РПЦ и РПЦЗ был осуществлен целый ряд проектов, активно способствующих осуществлению грядущего воссоединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом.

В апреле 2003 г. Патриарх Московский Алексий II обратился с важнейшим Посланием к "архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе", в котором призвал их к возвращению в каноническую юрисдикцию Московского Патриархата и созданию единой Митрополии РПЦ, объединившей бы три ветви русской церковной эмиграции: РПЦЗ, евлогианскую Западноевропейскую архиепископию и различные западноевропейские епархии Московского Патриархата.

В сентябре 2003 г. в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке состоялась историческая встреча Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра и членов Архиерейского Синода с главой России Президентом В.В. Путиным, выразившим свою непосредственную заинтересованность и поддержку налаживанию взаимодействия и итогового объединения частей Русской Православной Церкви.

В мае следующего 2004 г. состоялся грандиозный визит в Москву председателя Зарубежного Синода митрополита Лавра, который включал в себя собеседование под председательством Святейшего Патриарха Московского Алексия II, посещение делегацией Зарубежной Церкви московских и российских православных святынь – особенно мест, связанных со святыми царственными страстотерпцами, Святейшим Патриархом Московским и Первоиерархом РПЦЗ Лавром была осуществлена совместная закладка храма Новомучеников Российских в Бутово и освящение храма Живоначальной Троицы в честь Тысячелетия Крещения Руси; кроме того, окончательно было восстановлено молитвенное общение между РПЦ и РПЦЗ.

Наконец, в 2006 г. состоялись весьма символические исторические и церковно-политические события. В сентябре 2006 г. в Санкт-Петербурге состоялось перезахоронение праха вдовствующей Императрицы Марии Федоровны в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, при содействии Президента России В.В. Путина и королевы Дании Маргрете II и при непосредственном участии представителей духовенства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

А в октябре 2006 г. в Москве состоялась церемония перезахоронения праха генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина – двух во многих отношениях знаковых фигур русской эмиграции – в некрополе древнего Донского монастыря. Патриарх Московский Алексий II совершил панихиду по русским эмигрантам и освятил на территории монастыря Мемориал национального примирения и согласия – часовню, призванную, по его словам, "символизировать примирение и соединение всех ветвей россиян, которые живут в Отечестве и в рассеянии".

СИЛЫ ПРОТИВЛЕНИЯ

На фоне всего выше представленного невероятно важного и плодотворного взаимообщения и взаимодействия, у проекта воссоединения частей Русской Православной Церкви имеются критики и противники. Можно сказать, что процесс воссоединения РПЦ и РПЦЗ стал настоящей "лакмусовой бумажкой" для различных противников Московского Патриархата. И это не удивительно – абсолютное большинство подобных критиков и противников оказались представителями различных современных раскольнических и обновленческих околоцерковных группировок. Это представители так называемой "русской православной автономной церкви" – РПАЦ, или "суздальского раскола", – организации, возникшей в 1994 г. и возглавляемой Валентином Русанцовым, запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это представители так называемой "российской истинно-православной церкви" – РИПЦ – организации, возникшей в 1996 г. и возглавляемой Тихоном Пасечником, также запрещенной и непризнанной и Российской, и Зарубежной Церковью. Это некоторые отдельные священослужители, поссорившиеся с собственным священноначалием, лишенные сана, запрещенные одной из или обеими частями Русской Православной Церкви. Ну и конечно, это интернет-портал Credo.ru – главный информационный орган РПАЦ, возникший в 2002 г., возглавляемый радикально антицерковным журналистом Александром Солдатовым, проводящий позицию этой раскольнической группировки по всем церковно-политическим вопросам. Группа противников воссоединения частей Русской Православной Церкви есть и в Зарубежной Церкви. Это представители отделившейся от Зарубежной Церкви в 2001 г. части во главе с митрополитом Виталием – так называемой РПЦЗ (В); причем если подавляющее большинство духовенства и мирян за границей остались верны Архиерейскому Синоду во главе с митрополитом Лавром – РПЦЗ (Л), к митрополиту Виталию – РПЦЗ (В) примкнули лишь несколько священников и клириков в Америке, Канаде и Франции. В числе не желающих воссоединения оказались также представители русской эмиграции, которые до сих пор игнорируют и не желают признавать перемены, произошедшие в России с 1991 г., и всячески предостерегают представителей РПЦЗ объединяться с РПЦ.

В преддверии воссоединения двух частей Русской Православной Церкви со стороны противников этого события постоянно осуществляется всевозможная критика и различные провокации. Подписание исторического "Акта о каноническом общении" получало с их стороны невероятно критичную и мрачную трактовку чуть ли не "капитуляции РПЦЗ перед Московским Патриархатом". В среде протестующих зарубежников постоянно озвучиваются угрозы и предостережения в связи с осуществлением грандиозного раскола внутри Зарубежной Церкви, а точнее отделения от нее огромной не согласной с "подчинением Московской Патриархии" части. Попытка осуществления подобного скандала произошла и в Русской Православной Церкви в связи с публикацией и распространением нашумевшего Послания епископа Анадырского и Чукотского Диомида, содержащего в себе 10 пунктов различных абсолютно надуманных обвинений в адрес современной Московской Патриархии. А совсем недавно в различных печатных и интернет-изданиях появилось провокационное сообщение о внезапном сильном ухудшении здоровья и даже смерти Патриарха Московского. Конечно, и Послание епископа Диомида, и нелепые слухи о здоровье Предстоятеля Русской Православной Церкви были однозначно расценены нашим священноначалием как намеренные провокативные действия, направленные на срыв грядущего подписания "Акта о каноническом общении" и грядущего объединения.

ДЕНЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩИЙ ИСТОРИИ

Основная же часть представителей Русской Православной Церкви и в Отечестве, и за рубежом среди и священнослужителей, и мирян, в отличие от выше представленных раскольнических маргинальных группировок, активно поддерживает событие воссоединения. Только в московских церковных торжествах 17 мая 2007 г. принимает участие более половины иерархов и около трети священнослужителей Русской Зарубежной Церкви. В этот же день по благословению Патриарха Московского по территории всей России начинается восемь многодневных крестных ходов параллельно из Санкт-Петербурга, Архангельска, Ростова-на-Дону, Барнаула, Якутска, Владивостока, а также из двух центров вселенского православия – Иерусалима и Афона. Отметим также, что важнейшей составляющей московских церковных торжеств, связанных с событием воссоединения, является посещение и совместное сослужение священников РПЦ и РПЦЗ в самых важных государство – и культурообразующих духовных центрах Москвы и России – в Храме Христа Спасителя, в Успенском Соборе Кремля, в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, в Свято-Даниловом и Донском монастырях, наконец, в храме Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово.

Воссоединение разъединенных частей Русской Православной Церкви выходит далеко за рамки внутрицерковных отношений и является важнейшим историческим событием нашего времени. Очевидно, воссоединение частей Русской Православной Церкви станет знаковым событием в восстановлении потерянной в результате гражданской войны церковной, национальной и культурной целостности, в достижении долгожданного единства разделенной русской Церкви и разделенного русского народа. А благодаря воссоединению с Русской Православной Церковью Дальневосточной, Западно-Европейской, Северо-Американской, Восточно-Американской, Австралийской и Новозеландской зарубежных епархий зона канонической юрисдикции Московского Патриархата на все континенты мира, чем невероятно увеличит область русского православного геополитического влияния и станет сильнейшим фактором православного возрождения во всем мире.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Диалог РПЦ с Русской Зарубежной Церковью

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

24.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили перспективы преодоления русского раскола

23.09.2021

В Новоспасском монастыре г. Москвы состоялась презентация православного научного журнала "Ортодоксия"

22.09.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с историком, публицистом, руководителем идеологического отдела Первого русского телеканала "Царьград" Михаилом Анатольевичем Тюренковым
Zoom, 22 сентября 2021 года, 18:00-19:00

17.09.2021

Слушателям научного лектория "Крапивенский 4" был представлен доклад "Религиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX – начала XX веков: истоки и суть обновленчества"

16.09.2021

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

12.09.2021

Щипков. "Социализм. Сахаров и Солженицын"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 193

09.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили вопросы философии языка

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков выступил с лекцией в Минской духовной академии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

27.08.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

25.08.2021

Независимая газета:
Роман Багдасаров
Служил ли Богу Мамонов
Проповедник православия как сценический образ

14.08.2021

Русская народная линия:
Заочный спор о русских
Александр Щипков раскритиковал предложение епископа Саввы (Тутунова) учредить должность уполномоченного при Президенте по правам русских

28.07.2021

Фонд стратегической культуры:
Дмитрий Седов
Как жить во время зоологического глобализма?
О том, как русские закоптили планету, и не только об этом

22.07.2021

Владимир Букарский
Новая линия атаки команды Санду: под прицелом – Православная Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты