поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
15 мая 2007  распечатать

Анна Здор

Миссия богословского образования – вырастить православную интеллигенцию

Источник: Православие.Ru

О перспективах и задачах богословского образования в России, и в частности – на Дальнем Востоке, рассказывает Анна Владимировна Здор, кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), г. Владивосток.

– Сколько студентов обучается на отделении теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета сегодня? И сколько из них теологов?

– В настоящее время на нашем отделении обучается 152 человека, в том числе на специальности "теология (богословие)" – 93 человека, на специальности "религиоведение" – 59 человек. Среди обучающихся на очно-заочном спецотделении (на базе первого высшего образования) есть преподаватели вузов и учителя средних школ, врачи, юристы, журналисты, предприниматели. Среди студентов заочного отделения – 10 священнослужителей.

– Где студенты проходят практику и как проводят свой досуг?

– У нашей кафедры существуют прочные связи с подразделением администрации Приморского края, занимающимся взаимодействием с религиозными организациями. Это подразделение стало базой для учебной практики студентов-религиоведов. Будущие теологи проходят практику в отделе религиозного образования и в миссионерском отделе Владивостокской епархии. Педагогическую практику наши студенты проходят в учебных заведениях, детских и молодежных лагерях, социально-каритативных и социально-реабилитационных организациях. Студенты-старшекурсники работают в общеобразовательных и воскресных школах, в детских домах и больницах, преподают на катехизаторских курсах, участвуют в реализации социальных программ, направленных на поддержку молодых семей, пробуют свои силы в организации православного молодежного центра. Многие студенты поют на клиросе. Есть те, кто пробует свои силы в журналистике. Некоторые студенты параллельно с обучением на отделении теологии и религиоведения ДВГУ осваивают китайский язык и работают с китайцами, приобщая их к основам знаний о Православии. Несколько человек прошли подготовку по антинаркотической программе "Барьер", получили соответствующие сертификаты и сейчас занимаются просветительской работой среди молодежи. В летние месяцы студенты имеют возможность совершать паломнические поездки по святым местам России. Наши студенты уже побывали в Москве, Санкт-Петербурге, на Украине.

– Много ли студентов работают по специальности и в каких областях?

– Выпускники ДВГУ работают в администрациях г. Владивостока, Приморского края и Сахалинской области, занимаются интенсивной преподавательской деятельностью в вузах Приморского края, духовном училище Владивостокско-Приморской епархии Русской Православной Церкви, на катехизаторских и регентских курсах, в воскресных школах. Те, у кого есть способности к научной работе, продолжают обучение в аспирантуре. Наши выпускники трудятся в епархиальных структурах (отделе религиозного образования, молодежном отделе), в информационном центре при православной гимназии, в учреждениях культуры (музеях, домах культуры, библиотеках), в правоохранительных органах. В Приморском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования имеется лаборатория православной культуры, которая укомплектована выпускниками отделения теологии ДВГУ. Два выпускника спецотделения теологии приняли духовный сан.

В подавляющем большинстве случаев проблем с трудоустройством у наших выпускников нет. Они возникают у молодых людей (причем, это касается выпускников любого вуза, любой специальности) только тогда, когда они хотят "всего и сразу", то есть, не имея опыта самостоятельной практической работы, желают получать большую зарплату, занимать высокую должность и т.д. Или, приехав на учебу во Владивосток из района, потом ни за что не хотят возвращаться на свою "малую родину", а пытаются любой ценой "закрепиться" во Владивостоке. Если же молодой человек реально смотрит на вещи и готов начинать с малого, постепенно накапливая опыт, то ему работу найти нетрудно.

В целом нужно сказать, что университет дает достаточно широкое гуманитарное образование, которое позволяет реализовать себя и в преподавании, и в журналистике, и в социальной работе, и в административной и правоохранительной деятельности, и в сфере культуры и туризма. Конечно, наши специальности – некоммерческие, и мы никогда не пытались привлекать абитуриентов посулами баснословных зарплат и головокружительной карьеры. Мы ориентируемся на тех людей, которые заботятся в первую очередь о том, чтобы их жизнь была осмысленной, а работа – полезной Церкви и Отечеству. А Господь никогда не оставляет своим попечением тех, кто такие цели ставит во главу угла.

– По-вашему, насколько необходимо теологическое образование молодому человеку в современном мире?

– Думаю, что сегодня базовые богословские знания необходимы не только молодым людям, но любому христианину, который чувствует ответственность за судьбу своей страны. Наверное, нет необходимости подробно говорить о нравственном упадке, демографическом кризисе, распространении наркомании и алкоголизма, экономической разрухе, политике, предающей национальные интересы, засилии сект, оккультизма и многом другом... Исправить положение можно, только изменив духовную атмосферу в обществе. И здесь решающее значение имеет мировоззренческий выбор нашей интеллигенции. Ведь именно она определяет основные направления развития политики, экономики, здравоохранения, образования, культуры, СМИ. Если интеллигенция не повернется к Церкви, мы потеряем Россию. У нас уже есть горький опыт 1917 года. А чтобы заниматься просветительской, миссионерской работой среди интеллигенции, нужно быть не только богословски, но и всесторонне образованным человеком. Университет и позволяет обеспечить такое сочетание общего гуманитарного образования с фундаментальными знаниями в области православного богословия. Кроме того, университет дает диплом государственного образца, который открывает перед человеком практически неограниченные возможности трудоустройства.

Помимо задач внешней миссии, не менее остро перед нами стоят и задачи миссии внутренней, то есть внутрицерковной просветительской работы. Во многих ли храмах у нас проводят огласительные беседы перед крещением? На всех ли приходах есть воскресные школы для детей и взрослых? Все ли из наших прихожан имеют ясные представления об основах Православия, осмысленно участвуют в богослужении, читают церковную литературу, свободны от суеверий, обрядоверия, оккультных увлечений? Есть ли у нас устойчивые традиции социальной работы? Много ли у нас в храмах молодежи? Очевидно, что все эти направления работы священники охватить не могут просто в силу занятости. И здесь очень много могли бы сделать получившие специальное образование миряне.

Наконец, мы должны понимать, что если нам не удастся вырастить православную интеллигенцию, то в представлении большинства наших соотечественников Православная Церковь всегда будет ассоциироваться с суевериями, малограмотностью, забитостью, неспособностью к активному социальному служению. А это значит, что миллионы россиян из-за нашей лени и безответственности не смогут открыть для себя спасительный путь Православия. Поэтому, я убеждена, что сегодня каждый православный христианин, которому способности позволяют учиться в вузе, должен стремиться получить полноценное богословское образование и внести свой вклад в духовное возрождение России.

* * *

С вопросами о выборе факультета и о его важности в сфере современного образования мы обратились к будущим теологам и религиоведам.

– Почему вы решили поступить на факультет теологии и религиоведения?

Надежда Шулекина (студентка V курса, специальность "религиоведение"; в настоящее время является координатором катехизаторских курсов при Владивостокской епархии): Выбор был не от разума, а от души, по воле Божией, так как, поступая учиться на религиоведение, я была убежденной атеисткой. Я только со временем осознала, что Сам Господь привел меня сюда.

Лариса Стах (студентка V курса, специальность "теология"): Вначале я хотела поступить на философский факультет. Но потом поняла, что философия без религии пуста. По своей природе философия религиозна. А теология помогла мне приблизиться к религиозной истине, глубже вникнуть в Православие.

Татьяна Ароновна Гвоздарева (спецотделение теологии; заведующая лабораторией православной культуры Приморского института переподготовки и повышения квалификации работников образования): Еще когда я работала в школе учителем русского языка и литературы, я поняла, насколько важно и необходимо знать православную культуру. И в первую очередь это необходимо детям – будущему нашей страны. И когда я шла на теологию, я делала это не только по зову сердца, но с уверенностью в правильном выборе.

– Каким образом вы применяете свои теологические знания на практике?

Лариса Стах: Занимаясь просветительской работой по программе предотвращения эпидемии наркомании среди детей и подростков, нельзя обойтись без теологических знаний. Очень важно, чтобы дети увидели духовную сторону проблемы, заглянули в самый ее корень. А наркомания – это в первую очередь духовная проблема.

Главная наша цель – научить распознавать приемы и методы скрытой рекламы наркотиков, которая в неявной форме представлена на баннерах, в некоторых фильмах, видеороликах, в листовках якобы по профилактике наркомании. Обнаруживая признаки скрытой угрозы, мы пишем заявление в наркоконтроль. И таким методом противостоим наркотической войне. Координатором нашей деятельности является общественная организация "Венец".

Надежда Шулекина: Знания применяются и в быту: когда Господь сталкивает меня с такими людьми, которые тянутся к вере, но многого не понимают, мои знания идут на пользу и просвещение этих людей. Но наибольшая отдача от полученных мной знаний – на катехизаторских курсах основ православного вероучения, где я преподаю библейскую историю Ветхого и Нового Заветов.

– Что такое, по-вашему, теологическое образование?

Татьяна Ароновна Гвоздарева: Теологическое образование – это мировоззрение. Конечно, можно поступить на факультет из любопытства или по совету родителей, но если теология – зов не только ума, но и сердца, тогда желание поступить перерастает в осознанное решение, основанное на внутреннем убеждении.

– Насколько важно богословское образование в современном мире?

Виктория Викторовна Бондаренко (специальность "религиоведение"; консультант Департамента социального развития и СМИ администрации Приморского края): В наш отдел часто обращаются сотрудники разных учреждений, нуждающиеся в специалистах – теологах, религиоведах. Ни одно мероприятие, направленное на укрепление духовно-нравственного, духовно-патриотического начала, не может обойтись без этих специалистов. Поэтому я считаю, что это востребованная специальность, особенно сегодня: в условиях многоконфессионального сосуществования необходимы специалисты для решения духовно-нравственных, этических, социальных вопросов.

Татьяна Ароновна Гвоздарева: Очень важно, чтобы наши дети были знакомы с православной культурой, поэтому наша лаборатория православной культуры проводит специальные выездные курсы для приморских школьников. И в этом деле никак не обойтись без теологического образования.

Надежда Шулекина: Во все времена именно религиозное образование было основным, а подчас и единственным. Люди понимали, что всеми процессами в мире, в обществе движут именно религиозные мотивы. Поэтому человек, разбирающийся в такой сложной и тонкой теме, как религиозность, всегда будет ясно представлять, что является причиной современных исторических событий. А это уже не мало.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты