поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
03 мая 2007  распечатать

Яна Амелина

Восход звезды и полумесяца

Источник: Русский журнал

Максимум через две недели Турция узнает имя нового президента страны. После крупнейшего в истории государства митинга, прошедшего 14 апреля в Анкаре под лозунгами "Турция – светская республика, светской и будет" и "Мы не хотим президента-имама" (по разным данным, в нем участвовало от 80 до 500 тысяч человек), пользуюшийся репутацией умеренного исламиста премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган отказался от выдвижения своей кандидатуры.

Митинг, состоявшийся в минувшее воскресенье в Стамбуле под теми же лозунгами, собрал уже всего "несколько десятков тысяч" человек, недовольных тем, что кандидатом на пост главы государства стал соратник Эрдогана, министр иностранных дел Абдулла Гюль. Не стоит, однако, забывать, что всего несколько месяцев назад, в декабре, сравнимое число стамбульцев митинговало против визита в Турцию Папы Римского Бенедикта XVI. Среди многочисленных антипапских лозунгов выделялись "Нет союзу с крестоносцами" и "Настоящие террористы – это США, Израиль и ЕС". Все это свидетельствует о том, что в соседней стране немало как сторонников светского государства европейского типа, так и поклонников (более или менее) радикального ислама, для которых вполне приемлемы кандидатуры и Эрдогана, и Гюля, и Гюлена. И, рассуждая о стремлении официальной Анкары в Евросоюз, не стоит забывать об этой "второй Турции", известной в России гораздо меньше космополитичного Стамбула и морских курортов.

"Наша вера сильна, нас – не сломить!"

По данным прошлогоднего соцопроса, количество сторонников вступления Турции в Евросоюз составляет всего 32% (еще годом ранее таких было 52%). Как сообщает "Джумхуриет", по результатам исследования, проведенного британским издательским домом ВВС с ноября 2006 года по январь 2007-го, 69% турок относится к США негативно (по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 20%), 76% считают американское военное присутствие на Ближнем Востоке опасным с точки зрения сохранения стабильности в регионе, 90% не одобряют американскую политику в Ираке. Эти цифры очень похожи на правду. Реальное, не искаженное в показной улыбке Западу лицо страны весьма далеко от евросоюзовских стандартов – надо лишь удалиться от обеих турецких столиц и европеизированных университетских центров.

В увешанной красными флагами с тремя белыми полумесяцами диарбакырской штаб-квартире Партии национального движения (ПНД) полно народа. Ее члены охотно рассказывают о партийных принципах и задачах. Один из активистов, мухтар (глава районного муниципалитета), этнический араб Осман Кайя с широкими бровями и пистолетом на боку ("здесь неспокойный регион"), прочитал целую лекцию, дающую представление о геополитике по-диарбакырски.

"Россия и Америка – союзники, – говорит он. – Америка поддерживает и подстрекает Израиль, Россия – Армению, и все это, как и захват Палестины и Ирака, свидетельствует о том, что христиане объединились против мусульман. Мы возвышаем свой голос против такой несправедливости, против оскорбительных заявлений Папы Римского. Мы признаем всех пророков и ни против кого не выступаем. Просто наш пророк Мухаммед – последний, истинный пророк, он принес миру истинную Книгу, и Папа лжет, говоря, что ислам распространялся насильно". Слушая эту проповедь, собравшиеся в небольшом офисе ПНД согласно кивали.

"Наша вера – истинная, – констатировал Осман Кайя. – Мы на всех смотрим с милосердием. А если Папа говорит правду – пусть вернет зрение хотя бы одному слепому! Он же не может этого сделать. Нажим на мусульманский мир со стороны христианского необходимо прекратить – нас все равно не победить. Наша вера сильна, и ничего из этого не выйдет – нас не сломить!" За беседой не заметили, как подошло время очередного намаза. Продолжая разговор, партийцы разложили на полу коврик и по очереди творили молитву в шаге от внимающих им журналистов.

Подобное тому, что поведал Осман Кайя, можно услышать во многих восточных и юго-восточных турецких вилайетах. Однако пока последователи панисламистских и пантюркистских идей не выходят за рамки действующего законодательства. Даже радикальные сторонники ПНД не намерены предъявлять соседям территориальные претензии. Вопрос о теоретической возможности восстановления турецкой юрисдикции над Крымом вызвал у партийных активистов недоумение. "Наша партия никаких переделов не хочет, – заявил Кайя. – Мы хотим мира во всем мире". Столь же невероятными выглядят из Диарбакыра разговоры о пересмотре Карского договора 1921 года, по которому Турция восстановила свою юрисдикцию над Карсом, Артвином и Ардоганом, предыдущие сорок лет принадлежавшими Российской империи. "Возвращение этих областей РФ абсолютно невозможно, – отрезал пожилой активист ПНД Ибрагим Гюлер, не выпускавший из рук красных четок. – Несколько столетий назад большая часть России, Украины и многих других государств была в наших руках – так что, это надо взять обратно?"

Было бы странно, если бы националисты ратовали за вступление Турции в Евросоюз. Действительно, они категорически против этого. Активисты ПНД высоко ценят достижения и культуру родной страны и не намерены "идти в ЕС в качестве просителя".

Патроны любимой маме

Нельзя не признать, что на долгом пути в Евросоюз Турецкое государство сумело добиться по крайней мере одного: вежливости правоохранительных органов. Меры безопасности, принимаемые в Восточной и Юго-Восточной Анатолии, ясно свидетельствуют, что власти не склонны недооценивать опасность "курдского терроризма". По дороге в Ван, занявшей около шести часов, наш автобус проверяли четыре раза. Увидев первый блокпост – с бетонными блоками, пулеметными гнездами, колючей проволокой, бронетехникой и солдатами с автоматами наизготовку – мы приготовились к долгой и унизительной проверке документов. Однако эта процедура и поверхностный осмотр сумок пассажиров заняли не более пяти минут.

То же самое повторилось и на остальных блокпостах, а на автовокзале в Татване, на берегу бирюзового озера Ван, паспортов вообще не спрашивали – боец внимательно оглядел салон и отправился восвояси. Один-единственный раз внимание стражей порядка привлек внешне ничем не примечательный курд, да и тому всего лишь задали пару вопросов. Жандармский пост, укрепленный не хуже боевых позиций, украшал лозунг: "Контроль осуществляется для безопасности и спокойствия нашего народа".

Исполнять свои обязанности быстро и с улыбкой – таков стиль военных и жандармов в приграничных районах Турции. Ни в одном южнокавказском государстве или северокавказской республике, соперничающим по степени напряженности с этой частью Анатолии, не встретишь таких доброжелательных стражей порядка. В Восточной Турции ни на минуту не покидает ощущение полной безопасности. А увиденное на второй день Байрама – праздника по окончании Рамадана – на блокпосту на подъезде к Догубаязиту, что у турецко-армянской границы, просто поразило. После занимающей полминуты проверки документов специально поставленный для этого боец, улыбаясь, омывал каждому водителю руки и протягивал вазочку с конфетами, чтобы тот угостился, как и положено на праздник всякому доброму человеку.

Служба в правоохранительных органах и в армии не только почетна, но и весьма высокооплачиваема. По словам успешного ванского предпринимателя Ибрагима, прожиточный минимум в регионе составляет около трехсот долларов. "Тот, кто работает, получает не меньше 500 долларов, а работают тут все, – говорит он. – Преподаватель в вузе зарабатывает около 2000 долларов, школьный учитель – в среднем 750. Полицейский получает минимум тысячу долларов, а в жандармерии платят еще больше, потому что у них тяжелая работа – по горам бегать".

"Родина неделима" – гласит огромная надпись со звездой и полумесяцем, выложенная белыми камнями на склоне горы неподалеку от ресторана Ибрагима на берегу озера Ван. И подпись: "спецназ жандармерии". Советский пропагандистский тезис "Кто не служил – тот не мужчина" в Турции реализован на практике. На повышение престижа армейской службы, формирование положительного образа бойца, защищающего отечество от внутренних и внешних врагов, работает огромная индустрия.

Для школьников повсюду продается "настоящая" военная форма с погонами и полным комплектом нашивок турецкой армии, "спецназовские" береты, камуфляжные пеналы, тетрадки, кошельки, сумки с белыми звездой и полумесяцем на красном фоне. Для военнослужащих – огромный выбор "дембельских альбомов", наборов специальной бумаги и конвертов с изображением разного рода оружия среди роз и других цветов (по-видимому, для писем любимой), сувениров вроде кружек, спортивных костюмов, часов, полотенец и прочего с эмблемами частей. В фотомагазинах продаются удивительные открытки-фотографии – стоящий на песке пулемет, рядом с которым лентой изображено сердечко, или автомат, патронами которого выложено: "Любимой маме". Все эти изделия, по большей части представляющие собой откровенный кич, пользуются большой популярностью. Парни в куртках с надписью "Хаккарский спецназ" встречались в сотнях километров от этого неспокойного приграничного городка.

"Перенимать у Европы мы ничего не собираемся"

Для Вана характерна значительно более высокая, чем в Диарбакыре, религиозность и развитая общеисламская идентичность местного населения. У расположенного в центре города пункта по сбору средств в помощь "жертве сионизма – палестинскому народу" постоянно толпится возбужденный народ. Ящик для пожертвований медленно, но верно наполняется.

Именно здесь довелось познакомиться с поклонниками Фетхуллаха Гюлена. Услышав эту фамилию в застольной беседе, курдские ребята, пригласившие нас на чай, повели себя почти как ортодоксальные марксисты, вживую увидевшие основателя коммунистического учения. "Гюлен – очень религиозный человек, – произнес после благоговейной паузы молодой электрик Бейсал. – Турецкое правительство выгнало его из страны, но мы все его очень, очень уважаем". Его товарищи согласно кивали головами. К сожалению, продолжить этот разговор не удалось: парни мало что знали об идеологии и практике основателя, по определению ФСБ, "турецкой религиозно-националистической секты "Нурджулар", а потому ограничились замечаниями "Я Гюлена не читал, но очень уважаю его и его деятельность".

Идея вступления Турции в Евросоюз оказалась исключительно непопулярной как в этой, условно исламистской, так и в гораздо более обеспеченной и вестернизированной ванской аудитории. Братья Зейданлы (Джахит возглавляет крупную строительную фирму "Карталкайя" – подрядчика восстановления армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар, Энгин работает на телевидении) уверены, что против Турции работают согласованные силы тех, кто не хочет, "чтобы наша страна стала сильной". Среди врагов Турецкого государства называются Франция, США, Германия, Израиль и, "конечно, Англия тоже!".

Глава ванского отделения единственной легальной курдской Партии демократического общества Ибрагим Сункур считает эти построения нелепыми. "Скорее, Америка заинтересована в том, чтобы Турция была сильна, и помогает ей в этом вопросе, а не наоборот, – убежден он. – Все происходящее здесь вызвано сугубо внутренними проблемами". ПДО, пожалуй, единственная здешняя политическая структура, члены которой практически безоговорочно поддерживают идею вхождения в ЕС. "Мы заставим власти войти туда, чего бы нам это ни стоило, – говорит Ибрагим Сункур. – Тогда им придется уважать наши права". И заканчивает несколько неожиданным выводом: "Мы думаем, что и Россия, и Евросоюз, и Турция находятся под влиянием Америки. Америка и Россия должны понимать, что, пока курдский вопрос не решен, спокойствия здесь не будет".

Избранный от ванского округа депутат турецкого парламента от оппозиционной Народно-республиканской партии Мехмет Картал, несмотря на то, что официально его партия выступает за ЕС, не питает особых иллюзий по поводу этого межгосударственного союза. "Турция обращается с просьбой о приеме в Евросоюз с восьмидесятых годов, – напоминает он. – Ее не принимают только из-за грязной политики и двойных стандартов европейских стран. Ведь Турция будет единственной в Евросоюзе мусульманской страной, а отдельные европейские политики открыто называют ЕС "христианским клубом". С одной стороны, ведутся разговоры о демократии, а с другой – принимаются фашистские законы! Как иначе назвать закон Франции об уголовной ответственности за отрицание геноцида армян!"

Турция – мост между цивилизациями, всегда повернутый к Западу, а не к Востоку, считает депутат. "Но перенимать у Европы мы ничего не собираемся – пусть они перенимают у нас, – констатирует он. – Мы намного культурнее европейцев и готовы войти в ЕС только при условии сохранения своей национальной идентичности". Мехмет Картал убежден, что Турция еще станет всеобщим образцом для подражания – ведь "мы признаем всех, вне зависимости от национальности и вероисповедания", и даже турецкие женщины получили избирательное право раньше француженок.

В этом регионе всерьез обеспокоены проблемой вестернизации в случае вступления Турции в Евросоюз. "Мы пойдем туда, чтобы европейцы не вмешивались в наши дела, – говорит молодой ванский журналист Исмет. – Впрочем, все знают, что нас в ЕС не возьмут". "Да, мы очень надеемся, что так и будет, – хохочут братья Зейданлы. – А заявку на вступление подали только для того, чтобы потом не говорили, что мы, мол, не обращались". "Турки никогда не потеряют свою самобытность, не откажутся от своей культуры", – посерьезнев, продолжает Джахит Зейданлы. "Такая опасность существует, – не согласен с ним Энгин. – Пройдет два-три поколения, и турки могут утратить свою идентичность". Исмет убежден, что опасения напрасны: "Мы культурнее европейцев и чище их в любом отношении". "Нам нечему у них учиться – мы сами можем многому научить, – считает он. – Мы отстаем от Запада только в технологиях, но пятьсот лет назад были намного впереди".

Глубинное неприятие современной Европы проявляется в любых мелочах. Как известно, недавно Нобелевскую премию по литературе получил Орхан Памук – первый турецкий писатель в истории "Нобелевки". Однако всенародного ликования по случаю международного признания не наблюдалось. "Что ж, он пишет неплохо, – без улыбки заметил заведующий отделом новостей в ванской газете "Белге". – Но в Турции есть писатели гораздо лучше, и то, что премию дали именно Памуку, определяется все теми же двойными стандартами. Просто он говорит то, что хочет улышать Европа, – о так называемом геноциде армян, о преследовании курдов". На его рабочем столе лежал толстый том турецких переводов последних произведений Чингиза Айтматова. "Вот это литература", – сказал журналист.

Хаккарская геополитика

Но для того, чтобы окончательно убедиться, что Турция не Европа, надо посетить Хаккари, единственная дорога в который идет через Ван. Три часа на маршрутке – и ванские и диарбакырские кварталы бутиков, кафе и ювелирных магазинов кажутся нелепой фантазией. Чтобы представить этот город в Евросоюзе, нужно чересчур богатое воображение. Здесь практически невооруженным глазом видно иракскую границу – но никак не Страсбург с Брюсселем.

Хаккари производит какое-то инфернальное впечатление. День и ночь в центре города шумит базар, еще недавно знаменитый на весь регион дешевизной и богатством выбора. До начала "событий" – так говорят об американской операции в Ираке – сюда стекался дешевый контрабандный товар из Сирии и Ирана. Теперь границы перекрыты, поток товаров иссяк. Магазинные цены на некоторые из них достигают московских. На базаре, который правильнее назвать "толкучкой", продают лишь носки, тапочки, пряности, овощи, фрукты да дешевую карамель. Несмотря на то, что покупать нечего и не на что, он почти круглосуточно забит праздношатающимся людом, снующим туда-сюда в тесных проходах между грубо сколоченными прилавками.

Мировые проблемы выглядят отсюда немного иначе. Невзирая на то, что, по словам лидера хаккарского отделения Партии демократического общества Алаадина Эге, "вхождения Турции в ЕС хотят именно курды и именно они больше всех борются за это", иллюзий в отношении Евросоюза нет и у них. "Мы не считаем, что Европа правильно понимает нас, отражает наши умонастроения, – говорит Эге. – Они недостаточно защищают нас. Америка и Европа исповедуют двойные стандарты: говорят, что курдов не 20, а 15 миллионов, обвиняют Рабочую партию Курдистана (РПК) в том, что она совершает теракты. Впрочем, с нынешним режимом и состоянием прав человека вхождение Турции в ЕС невозможно".

В мире, убежден политик, есть силы, которые желают лишь усиления напряженности и втягивания Турции в мировую войну. "Подход Европы в корне неправильный, – уверен Алаадин. – Желая повлиять на Турцию, Франция приняла закон о геноциде армян, но этим они всего лишь хотели отвлечь внимание от курдской проблемы. Вопрос геноцида должен обсуждаться, но прошлое есть прошлое, а на повестке дня – злободневные проблемы". Французский закон отвлек внимание от объявленного РПК перемирия, что "нанесло большой урон демократии и огромный вред нашему делу". "В то время, когда курдский вопрос был столь близок к разрешению, Франция – думаю, что преднамеренно – сделала такой шаг, – рассуждает Алаадин Эге. – Нападение Америки на Ирак, Израиля на Ливан также служило тому, чтобы отвлечь внимание от курдской темы". Эти события вряд ли можно расценивать только как отвлекающие маневры, но многие в Хаккари думают именно так.


*

Впрочем, ключевые игроки Европы также не спешат увидеть Турцию в своих рядах. Предыдущий президент Евросоюза Хосе Мануэль Баррозо недавно заметил, что процесс вступления Турции в ЕС может занять двадцать лет. Николя Саркози – возможно, будущий президент Франции – прямо говорил о том, что Турции вовсе нет места в ЕС. Канцлер Германии, нынешний президент Евросоюза Ангела Меркель убеждена, что Анкаре достаточно и некоего "привилегированного партнерства" с ЕС.

В итоге в середине апреля Реджеп Тайип Эрдоган буквально потребовал от Евросоюза назвать конкретную дату вступления Турции в этот межгосударственный союз и предложить "четкий график переговоров", чтобы убедить население страны в серьезности намерений ЕС. Если же у Европы нет желания принять Турцию, об этом следует честно заявить, подчеркнул г-н Эрдоган. Сам он считает реалистичной датой вхождения в Евросоюз 2014-2015 год. Однако отказ Анкары идти на уступки в курдском и кипрском вопросах, а также нарастающее влияние исламистов и массовая убежденность населения в преимуществах турецкой цивилизации и образа жизни могут привести к серьезной корректировке внешнеполитического курса Турецкой Республики.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты