поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
25 апреля 2007  распечатать

Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации

Комиссия по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации

1. Введение. В 2006 г. в связи с обращением Министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко в Общественной палате Российской Федерации рассматривались вопросы преподавания в российских общеобразовательных школах учебных курсов по истории и культуре религий в аспекте соблюдения при этом конституционных принципов свободы совести и вероисповедания граждан, обеспечения законных интересов и прав представителей различных мировоззренческих и конфессиональных групп населения в области образования.

Обсуждение проблемы состоялось в Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести, на совместном заседании трех профильных комиссий (по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам культурного и духовного наследия), а также на Совете Общественной палаты. В обсуждениях приняли участие члены Общественной палаты, представители традиционных религиозных конфессий, общественных организаций, руководители образования, специалисты. В результате были выработаны итоговые Предложения, направленные в Министерство образования и науки РФ[1]. В то же время в результате обсуждений сложилось убеждение, что необходимо и в дальнейшем наблюдать за ситуацией в этой сфере. В связи с этим было принято решение[2] о проведении мониторинга по теме "Обеспечение свободы совести и вероисповедания учащихся в государственной и муниципальной системе общего образования", направленного на получение данных непосредственно от более широкого круга источников из субъектов РФ.

Материалы мониторинга подготовлены по результатам информации, полученной из 72 субъектов Российской Федерации. Из регионов запрашивалась информация по вопросам, связанным с предметом мониторинга – организацией и практикой преподавания учебных курсов по истории и культуре религий при получении детьми общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях[3](состав и содержание курсов, обеспечение пособиями, подготовка педагогов, число изучающих их школьников, образовательный запрос на их изучение, меры органов власти по его удовлетворению, формы их взаимодействия с религиозными организациями, соблюдение принципа добровольности, свободы выбора, существующие проблемы).

Информация, полученная из разных субъектов Российской Федерации, отличается по полноте, качественным характеристикам, объему (от 1 до 10 стр.). В части ответов содержатся сведения, не относящиеся к предмету мониторинга по вопросам: изучения истории и культуры религий в конфессионально ориентированных негосударственных учреждениях общего образования (православные, еврейские и иные школы, гимназии, детские сады и т.п.); "обучения религии" за рамками образовательных программ школ в соответствии с ч.4 ст.5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и приказом Минобразования России от 01.07.2003 г. № 2833; практики изучения религий, катехизации (и т.п. в других религиозных традициях) при религиозных общинах (воскресные школы при православных храмах, аналогичные школы при мечетях и т.п.). Данная информация не учитывалась при обобщении и анализе.

2. Сущность проблемы. В настоящее время изучение истории и культуры религий в виде отдельного учебного курса, предмета в составе учебного плана в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях проводится в двух основных формах, различающихся по содержанию, учебным и воспитательным задачам. Им соответствуют учебные курсы двух основных типов: курсы религиозной культуры традиционных российских конфессий (Основы православной культуры, Православная культура, Культура ислама, Основы буддизма, Традиции иудаизма и т.п.); курсы философского религиоведения (Религиоведение, История религий, Религии мира, Мировые религии, Религии в России и т.п.).

Курсы философского религиоведения направлены на расширение знаний учащихся о многих религиях, феномене религии в целом, знакомят с описанием религий на нерелигиозной мировоззренческой основе. Их содержание разрабатывается без участия религиозных организаций и отражает результаты философско-культурологических, социологических, исторических исследований, описаний религии, религиозных традиций как психологического и социально-исторического феномена. В воспитательном плане данные учебные курсы могут способствовать формированию понимания школьниками значения религий в российской и мировой истории и культуре, современном обществе, расширению их культурного кругозора. Курсы религиозной культуры направлены на изучение в основном одной, определенной религии, религиозной культуры, традиции. Их содержание разрабатывается с участием соответствующих религиозных организаций и отражает понимание данной религии и феномена религии в целом с определенных конфессиональных мировоззренческих и этических позиций. В воспитательном плане они решают задачу приобщения детей к религиозной культуре, к которой выражают принадлежность или предпочтительное отношение семьи учащихся, к соответствующим нравственным нормам, традициям, мировоззрению, укладу жизни.

Изучение всех таких учебных курсов оказывает существенное воздействие на становление личности обучающегося, его духовное и нравственное развитие, формирование мировоззренческой и культурной идентичности (религиозного или нерелигиозного типов). В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к религии в целом и к отдельным религиозным традициям. Поэтому изучение всех таких учебных курсов должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи несовершеннолетнего учащегося и самого учащегося по достижении им определенного возраста.

В демократическом обществе семья школьника с учетом принятых в ней культурных традиций и уклада жизни (религиозного или нет) имеет приоритет в воспитании ребенка. И, соответственно, в выборе для изучения ребенком в государственной или муниципальной школе учебного курса определенной религиозной культуры или курса философского религиоведения. Либо отказа от изучения любых таких учебных курсов, имея в виду, что все минимально необходимые фактические знания о религиях должны преподаваться всем детям в содержании основных общеобразовательных социально-гуманитарных учебных дисциплин (история, обществознание, социальная география, литература, мировая художественная культура, музыка и др.). Данные принципиальные методологические положения в отношении систематического изучения истории и культуры религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях базируются на действующем законодательстве Российской Федерации, нормах Конституции РФ (ст. 2, 13, 14, 19, 29), Закона РФ "Об образовании" (ст. 2, 14, 32 и др.), Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", признанных Российской Федерации международных правовых актов о правах граждан на воспитание детей при получении ими общедоступного образования в соответствии с ценностями культуры своего народа, обязанности государства содействовать образованию и воспитанию детей согласно мировоззренческим убеждениям и культуре семьи.

Тем не менее, в реальной практической деятельности государственной и муниципальной системы общего образования в регионах России эти положения и нормы в настоящее время соблюдаются не всегда. Встречаются попытки "добровольно-принудительного" введения в учебную программу общеобразовательных школ курсов религиозной культуры (разных конфессий). При этом в той или иной степени могут игнорироваться мнения и интересы семей школьников, не обеспечиваться достаточное ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с содержанием образовательных программ, не учитываться или не фиксироваться их согласие на изучение детьми той или иной религиозной культуры. С другой стороны, на разных уровнях управления системой общего образования встречаются инициативы организации всеобщего философско-религиоведческого образования на безальтернативной основе. Есть попытки включения в обязательную программу обучения в школах учебных курсов по истории религий не наряду, а вместо курсов религиозной культуры при фактическом запрещении или негласном ограничении введения последних.

Такие действия ведут к нарушениям конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания в сфере государственного и муниципального образования и прав семьи на воспитание детей. Попытки внедрить "силовым путем", сверху какую-то одну модель изучения религий (секулярно-философскую или религиозно-конфессиональную) потенциально несут угрозу конфликтов. В случае навязывания изучения определенных религий выражают недовольство представители других конфессий и нерелигиозной части общества. При одностороннем внедрении "сверху" философско-религиоведческих курсов по истории религий выражают недовольство представители религиозной части общества, считая это навязыванием их детям по существу нерелигиозных взглядов на религию. Любое отступление органов управления образованием от плюрализма, демократических норм свободы выбора, уважения приоритетного права семьи на воспитание ребенка в данной сфере под любыми предлогами (обеспечение "светскости", "научности" школьного образования, "единства общества", необходимость всеобщего нравственного воспитания детей и др.) оценивается соответствующими группами как игнорирование их законных интересов в области образования или препятствование их свободной реализации. Результатом этого оказывается негативное воздействие на формирование атмосферы взаимного уважения и доверия граждан Российской Федерации, толерантности и сотрудничества в российском обществе между представителями различных мировоззренческих и конфессиональных групп населения.

3. Состав и содержание учебных курсов по истории и культуре религий, преподающихся в субъектах Российской Федерации.

Первая группа – учебные курсы религиозной культуры конкретных конфессий – православной культуры, ислама, иудаизма и др. религий, преподающиеся на мировоззренческой основе соответствующих религий и с тем или иным участием религиозных организаций.

Это, в частности, курсы под названиями "Основы православной культуры", "Православная культура", "Основы Православия" и др. в областях и краях, республиках с большой частью православного населения. Курсы исламской культуры под разными названиями, в том числе без конкретного обозначения в названии мусульманской религии, в регионах Северного Кавказа, Татарстане, ряде других регионов Поволжья, Сибири, в г. Москве. Курсы еврейской религиозной традиции (культуры иудаизма) "Традиции еврейского народа" и т.п. в школах г. Москвы, Саратовской области и ряда других регионов. В регионах традиционного распространения буддизма: "Основы буддизма", "Буддизм в современном мире", "Буддизм: основы учения, история и культура", "История и основы буддизма". В Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края курс о религиозном мировоззрении народов Таймыра "История культуры малочисленных народов Таймыра".

Данные учебные курсы направлены на систематическое приобщение учащихся к традициям, культуре, мировоззрению, принятым в данной конкретной религии и духовно-нравственном воспитании детей на этой основе. Поскольку их содержание может быть адаптировано к возрастным возможностям и познавательным способностям детей любого возраста, они преподаются на разных ступенях общего среднего образования, преимущественно в начальной и основной школе (1 – 4, 5 – 9 классы) с учебной нагрузкой 1 – 2 часа в неделю по годам обучения. В ряде регионов преподавание таких курсов проводиться на одной, на двух, или даже на всех трех ступенях общего среднего образования. Например, в Курской области в большинстве школ во 2 – 11 классах (с нагрузкой 1 час в неделю) преподается курс "Основы православной культуры". В Республике Ингушетия в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия № 295 от 8.101998 г. в 5 – 11 классах (2 часа в неделю) преподается учебный курс "Основы религии", который знакомит учащихся с основами культуры ислама. В 9 школах Ямало-Ненецкого АО изучается курс "Основы православной культуры с 3 по 11 классы. Общее число учебных часов, предусмотренное для изучения таких учебных курсов, может составлять от 20 – 35 (на один учебный год), до 140, 185 (1 учебный час в 5 – 9 классах), 350 (1 учебный час во 2 – 11 классах) и более.

Одинаковые названия могут иметь разные курсы православной культуры, созданные разными авторами, авторскими коллективами, а также составленные из нескольких учебных курсов по годам обучения, каждый из которых имеет свое название. Наиболее часто используются названия "Основы православной культуры" и "Православная культура". Как правило, в регионах с развитой, массовой практикой изучения православной культуры используются именно эти названия. Например, "Основы православной культуры" в Чувашской Республике, Брянской, Московской, Нижегородской, Орловской, Калужской, Кемеровской, Курской, Рязанской областях, Краснодарском крае и других регионах; "Православная культура" в Белгородской, Калининградской областях. Для других регионов, с развивающейся практикой изучения религиозной культуры, характерно более широкое разнообразие курсов и их названий. Например, в школах Омской области: "Основы православной культуры", "Нравственная культура Православия", "Духовное пение", "Традиции православия", "Нравственные основы христианства", "Возрождение православной культуры", "На пути к храму" и др. В Псковской области: "Основы православной культуры", "История православной культуры", "Православная культура России" и др. В Новосибирской области "Православная культура России", в Тюменской области "Основы русской православной культуры", "Православные праздники", в Ярославской области "Православие и русская культура", "Истоки", "Духовные традиции русской семьи", "Добротолюбие" и др.

Вторая группа – учебные курсы философско-религиоведческого содержания, содержащие сведения по некоторому числу религий, преподающиеся без участия религиозных организаций на нерелигиозной мировоззренческой основе.

Вследствие их специфического и достаточно сложного для школьников содержания преподавание таких курсов обычно ведется в старших классах (10 – 11) средних школ, изредка в 9, 8, 7 классах на основной ступени общего среднего образования, в начальной школе такие курсы не преподаются. Учебная нагрузка по таким курсам – 1 час в неделю, изредка 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов, предусмотренное для изучения таких учебных курсов, обычно меньше, чем по курсам религиозной культуры, редко превышает 70 (1 час в неделю на 2 учебных года), чаще всего это учебные курсы на 35 часов (1 год обучения). Их объем ограничен совокупностью фактических знаний о религиях и теоретических философско-религиоведческих знаний, которые доступны школьникам по возрастным возможностям и познавательными способностям, могут представлять для них интерес, усваиваться без "погружения" в культуру религий, что не предусматривается образовательными целями данных учебных курсов. Это разные курсы под названиями "История религий", "Религии мира" во многих регионах; курсы "Народы и религии России" в Липецкой области; "История религий мира" в Тюменской области, Красноярском крае; "История мировых религий" в Пермском крае, Республике Бурятия; "Религиоведение", "История мировых религий", "Религии мира" в Удмуртской Республике; "Мировые религии" в Псковской области и т.д.

Можно выделить еще одну группу учебных курсов, занимающих промежуточное положение между указанными двумя основными группами. Это курсы, в содержании которых используются, в разных соотношениях, материалы как философско-религиоведческого образования, так и материалы по религиозной культуре конкретных конфессий на религиозной основе. Такие курсы реализуются в рамках вариативного регионального компонента общего историко-обществоведческого образования как добавления к базовому образованию по истории и обществознанию и предусматривают освоение знаний о нескольких религиях, распространенных в данном регионе, о религиозной культуре и ситуации в регионе в целом. Такой курс может быть интегрирован в региональные историко-обществоведческие учебные курсы или представлять собой отдельный учебный курс, в свою очередь составленный из ряда курсов или разделов по избранным конфессиями (православие и ислам; православие, ислам, буддизм и т.п.). Содержание данных разделов или отдельных курсов по каждой конфессии может согласовываться с соответствующими религиозными организациями.

Приведем примеры разных моделей реализации курсов такого типа. В Краснодарском крае в части школ проводится изучение основ православной культуры с учетом запросов родителей, на добровольной основе, а все школьники изучают раздел "Православная культура на Кубани" в рамках обязательного регионального учебного предмета "Кубановедение". В Карачаево-Черкесской Республике в 10 – 11 классах преподается курс "История и культура традиционных религий народов КЧР" в рамках предмета "История и культура народов КЧР" на основе разработанных в регионе программы и учебно-методического пособия (И.А.Шаповалова, Е.В.Кратов, Н.В.Кратова, Х.А.Лепшоков). В Смоленской области наряду с более чем 10 факультативными курсами по религиозной культуре и истории религий в региональный компонент включен учебный курс "История православной культуры земли Смоленской". В Свердловской области в рамках регионального историко-обществоведческого проекта "Урал. Человек. Истоки" для 1 – 4 классов разработан модуль "Уральские исламские святыни" при сотрудничестве с Кызыятским управлением мусульман Свердловской области. Одновременно по заказу Кызыятского управления разработана учебная программа "История религий", очевидно, для удовлетворения образовательных запросов мусульманской общины в регионе.

В отношении принципа добровольности при изучении данных курсов следует отметить, что при включении в региональный историко-обществоведческий учебный предмет небольших разделов или курса (до 25-30 часов) по истории и культуре традиционной религии в данном регионе эти материалы целесообразно преподавать всем школьникам. Принцип добровольности в изучении любых курсов по истории и культуре религий становится актуальным при освоении учащимся знаний по данной теме в объеме, ориентировочно, более 30 учебных часов. Тогда изучение религий приобретает систематический характер, оказывает существенное воздействие на формирование отношения ребенка к религии и требует фиксированного согласия семьи школьника.

4. Учебно-методическое обеспечение преподавания учебных курсов по истории и культуре религий, подготовка педагогов.

Учебно-методическое обеспечение (учебники для учащихся, пособия для учителей, наглядные пособия и др.) для курсов религиозной культуры активно создается, развивается в последние 10 – 15 лет. В то же время его все еще явно не хватает. Это относится и к курсам православной культуры, и (даже в большей степени) к курсам исламской культуры, культуры буддизма. Единственным исключением можно считать пособия для преподавания курсов по истории и культуре иудаизма. В школах используются непосредственно пособия из Израиля (переводные), адаптированные к российским условиям, но также на основе израильских пособий, и программно-методические разработки местных педагогов.

В регионах с уже достаточно развитой практикой изучения религиозной культуры создаются линии (комплекты) учебных пособий для разных ступеней общего среднего образования. Одновременно используются и уже созданные, имеющиеся пособия, в основном московских авторов, прежде всего те, которые проходили федеральную экспертизу до 2005 г. (ликвидации Федерального экспертного совета[4]) и тогда получили гриф Минобразования России. Некоторые из авторов этих пособий выстраивают линии учебников по годам обучения, формируют полноценные учебно-методические комплекты (УМК) на несколько лет обучения (учебник – книга для учащегося, методическое пособие для учителя, программа курса, рабочие тетради, практикумы для учащихся, наглядные пособия, электронные учебные пособия и др.). К числу таких развивающихся линий учебных пособий следует отнести учебные комплекты А.В.Бородиной (начальная школа, 5 – 7 классы), Л.Л.Шевченко (начальная школа), которые в той или иной мере используются в большинстве регионов, где преподаются курсы православной культуры.

Например, в Белгородской области используются УМК Л.Л.Шевченко и разработанный по решению региональных властей УМК для 5 – 11 классов "Православная культура" с материалами по краеведению Белгородской области и мультимедийными приложениями авторов В.Д.Скоробогатова, Т.В.Рыжовой, О.Н.Кобеца. В Курской области в соответствии с программой курса "Основы православной культуры" В.А.Гребенькова и В.М.Меньшикова в регионе разрабатывается учебно-методическое обеспечение, в практике используются разные пособия. В Смоленской области наряду с другими пособиями разработан УМК для преподавания регионального курса "История православной культуры земли Смоленской". В школах Саратовской области курс "Основы православной культуры" ведется с использованием программ и пособий А.В.Бородиной, программы В.А.Гребенькова и В.М.Меньшикова (Курская область) и др. В Псковской области курсы православной культуры преподаются с использованием пособий А.В.Бородиной, Б.Пивоварова ("Православная культура России", Новосибирск), С.Е.Шамаева ("Библейские сказания в школе"), Л.Л.Шевченко и Е.Шестуна (Экспериментально-методический комплект "Православная культура"), С.Э.Наперстниковой (УМК "Основы православной культуры и этики", Смоленск) О.К.Харитоновой и В.Дорофеева ("Основы православной культуры"), Н.И.Заболотской, Н.В. Скурской ("Светочи и святыни России"), И.В.Кошминой ("Основы русской православной культуры"), Д.А.Берсеньевой ("Уроки добротолюбия", Санкт-Петербург) и др., разрабатывается и апробируется программа курса для начальной школы местных специалистов. Во Владимирской области в областном ИПК разработан и проходит экспериментальную апробацию в школах курс "Основы православной культуры" (Т.А.Ионова, А.С.Куликов, С.Н.Минин, Т.А.Сухова, А.В.Торопов), к нему разрабатываются пособия. В Ульяновской области на кафедре культурологии УИПК ПРО разработаны программы факультативных курсов по православной культуре, методические разработки к ним направлены для использования во все школы области (авт. В.А.Угольнов). В Томской области используются пособия А.В.Бородиной, Л.Л.Шевченко, Б.Пивоварова, разрабатываются собственные пособия, как для изучения православной культуры, так и по сравнительному религиоведению. В Московской области, в дополнении к наиболее распространенным, апробируется пособие "Духовное краеведение Подмосковья", подобные учебные курсы по православной культуре на региональном материале созданы и преподаются еще в ряде областей (Смоленская, Ярославская и др.). Так, в Ярославской области разработан УМК "Православие и русская культура" (Ю.Я.Колбовский, Т.А.Степанова), реализуются авторские программы, составленные педагогами школ.

Изучение мусульманской культуры в школах преимущественно ведется по пособиям, разработанным в конкретном регионе. В Республике Ингушетия по УМК для 5 – 11 классов "История религий" авторов А.-М.М. Дударова и М.Д. Эсмурзиева, в Чеченской Республике по местным пособиям, в Татарстане, в частности, по учебным пособиям Л.А.Харисовой "Религия мира и добра: Школьникам об исламе" (Казань, Магариф, 2001), "Ислам. Духовно-нравственное обучение школьников. Конспекты занятий" (Москва, Владос, 2002) и др. В Республике Мордовия, наряду с реализацией курса "Основы православной культуры", разработан курс "Основы исламской культуры" для учащихся 8 классов. В Агинском Бурятском АО курс "История и основы буддизма" разработан и преподается во взаимодействии с местными буддийскими религиозными организациями по авторской программе Б.Ц.Цыденова.

В отношении обеспеченности преподавания философско-религиоведческих курсов учебными пособиями, образовательными материалами, следует сказать, что, уже в конце 1990-х годов были подготовлены ряд соответствующих учебников, пособий [5], и поэтому в целом проблем с подбором учебников для преподавания таких курсов нет. Соответственно, в информации из регионов нет замечаний об отсутствии таких пособий или их недостатке. Используются ряд наиболее популярных пособий. Например, в Удмуртской республике философско-религиоведческие курсы читаются "... на основе учебников: Г.А.Елисеева "История религий: 10-11 классы" (М., 1997), А.Е. Кулакова "Религии мира. 10-11 классы" (М., 2003) и др. Необходимыми изданиями преподаватели обеспечивают себя самостоятельно". Религиоведческий курс "Религии мира" (авт. А.Е.Кулаков) для старшеклассников в настоящее время имеет наиболее развитое учебно-методическое обеспечение[6] и преподается в некоторых школах г. Москвы, Пензенской и др. областей, Республике Удмуртия, в ряде других регионов. В Пермском крае также используются пособия М.Г.Писманника "Религия в истории и культуре", А.И.Осипова "Религии мира".

К этой же, второй группе философско-религиоведческих курсов могут быть отнесены учебные курсы философско-этического содержания, которые могут служить альтернативой для семей, не желающих, чтобы их дети изучали какие-либо курсы религиозной культуры. Например, курс "Основы этики", "формирующий нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов" в школах Республики Ингушетия, который преподается для тех, кто отказался от изучения курса "Основы религии" с преимущественным изучением культуры ислама. Аналогичные учебные курсы преподаются в некоторых школах г. Москвы ("Этика", "Этическая грамматика" и др.), в отдельных школах ряда других регионов. В 168 школах Тюменской области преподается учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры" с использованием учебно-методического пособия "Развитие духовно-нравственной культуры школьников через реализацию регионального компонента" (под ред. Л.А.Пимановой, авторский коллектив Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО)).

Практически во всех регионах осуществляется в разных формах профильная подготовка педагогов для преподавания учебных курсов по истории и культуре религий в местных учреждениях, институтах повышения квалификации (ИПК), методических центрах и т.п., на кафедрах религиоведения и теологии местных вузов. Такая подготовка проводится и для преподавателей философско-религиоведческих курсов по истории религий, и для педагогов, выражающих желание преподавать курсы религиозной культуры. В последнем случае к такой подготовке привлекаются учреждения религиозных организаций (духовные школы, монастыри и др.), специалисты в области данной религии, в том числе служители религиозного культа (священники, муфтии и др.).

Например, в Чувашской Республике проводятся курсы повышения квалификации, семинары-совещания на базе местного ИПК (126 учителей), в Удмуртской Республике педагоги готовятся на курсах при Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ, на курсах повышения квалификации в ИПК и ПРО УР, на учебных семинарах читаются религиоведческие спецкурсы (предмет "Конфессиональное пространство Удмуртии"). В Рязанской области подготовка педагогов для преподавания курсов религиозной культуры осуществляется на базе Рязанского института развития образования. В Псковской области работа по подготовке педагогов к преподаванию предмета "Основы православной культуры", в частности, предусматривает: курсовую подготовка на базе Псковского ИПКРО (программа Н.С. Маляковой и С.Н. Тагановой, Псков); курсовую подготовку по методике преподавания на базе Московской духовной академии; курсы и семинары на базе Псковского духовного училища; создание православных педагогических обществ, работа методических объединений преподавателей "Основ православной культуры"; областные, районные и городские конференции, семинары с участием священнослужителей.

В Ярославской области ГУ ЯО "Институт развития образования" осуществляет подготовку педагогических кадров для преподавания курса "Православие и русская культура", с 2004 г. обучено 78 педагогов, в 2007 г. предполагается осуществить подготовку ещё 50 учителей. Калужским областным ИПКРО организованы курсы повышения квалификации преподавателей основ православной культуры по программе "Православная культура в светском образовательном учреждении", за 2 последних года повысили свою квалификацию 250 учителей. На базе ГОУ "Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" организована подготовка педагогов, преподающих курс "Основы православной культуры" (в течение 2003 – 2006 гг. курсовую подготовку прошли более 100 человек). Во Владимирской области на базе Владимирского ИПКРО проводится курсовая подготовка учителей (в 2003 – 2006 гг. обучено 144 педагога). В Липецкой области на базе областного Института развития образования 140 преподавателей прошли обучение на курсах по методике преподавания факультативного курса "Основы православной культуры". В Ивановской области в областном ИПКиППК организована курсовая подготовка для учителей начальных классов по предмету "Основы духовной культуры и этики", который предложен для факультативного изучения в начальных классах с 2007 г. В Омской области в 2006 г. "... 134 педагога прошли обучение на курсах "Православная культура" в ГОУ ВПО "Омский государственный университет", 25 педагогов подготовлены на выездных курсах-семинарах, организованных Духовным училищем совместно с ОмГУ. В Волгоградской области на базе учреждениях дополнительного профессионального образования Волгоградский ГИ ПКиПРО организуется переподготовка и повышение квалификации преподавателей исторических и культурных основ традиционных религий, экспертиза авторских программ.

Наиболее развита система подготовки кадров в регионах, где курсы религиозной культуры изучают много учащихся или они включены в региональный компонент общего среднего образования. В Белгородской области предмет "Православная культура" преподают учителя, прошедшие курсовую подготовку на базе Белгородского регионального ИПКиПП в объеме 108 и 72 часов, а также выпускники социально-теологического факультета БелГУ. В Смоленской области с 2002 г. курсовую подготовку в объеме 72 часов прошли более 900 учителей, преподающих факультативные курсы по истории и культуре религий, в том числе курсы православной культуры. В Смоленском педагогическом колледже открыта специализация "Учитель православной культуры", в 2004 г. выпускники работают в школах. С 2004 г. также открыта школа двухгодичная школа для педагогов по специальности "Культурология. Православная культура" с нагрузкой 400 часов, в которой уже подготовлено 800 учителей. В Курской области подготовку и переподготовку преподавателей курса основ православной культуры осуществляет кафедра "Теологии и религиоведения" Курского государственного университета, за последние 5 лет переподготовку прошли более 2000 учителей.

В Республике Мордовия "Подготовка преподавателей по учебными курсам "Основы православной культуры" и "Основы исламской культуры" осуществляется на безе ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов "Мордовский республиканский институт образования". Широкая подготовка педагогов исламской культуры проводится в регионах, где соответствующие курсы изучаются во многих школах или включены в региональный компонент общего среднего образования (Республики Ингушетия, Чеченская Республика).

В большей части регионов курсовая подготовка по истории и культуре религий включает курсы, материалы, учебные программы по религиозной культуре для педагогов, желающих преподавать учебные курсы конкретной религиозной культуры, курсы и программы философско-религиоведческого содержания, а также смешанного содержания. В ряде субъектов РФ (по полученной информации), повышение квалификации учителей на региональном уровне ведется только по определенной религиозной культуре, либо только по философскому религиоведению (г. Москва). В части регионов курсы повышения квалификации учителей по философскому религиоведению или религиозной культуре (православию, исламу, буддизму и др.) посещают (в частности или в основном) учителя школьных социально-гуманитарных дисциплин, не преподающие в школах отдельные курсы по истории и культуре религий.

5. Количество учащихся, изучающихся учебные курсы по истории и культуре религий в субъектах Российской Федерации и способы их преподавания.

Данные о численности учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации, изучающих различные учебные курсы всех типов по истории и культуре религий, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Преподавание в государственных и муниципальных учреждениях

общего образования субъектов Российской Федерации учебных курсов

по истории и культуре религий

Число

школьников

Субъекты РФ

2006-07 учебный год

Субъекты

РФ

(%)

Нет

Области Астраханская, Сахалинская, г. Санкт-Петербург.

Республики Адыгея, Алтай[7], Башкортостан, Тыва, Хакасия, Ненецкий АО, Чукотский АО.

10

12 %

До 1000

Области Амурская, Архангельская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Камчатская, Кировская, Костромская, Курганская, Ленинградская, Магаданская, Новосибирская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская, Томская, Челябинская, Ульяновская, г. Москва.

Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Коми, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Агинский Бурятский АО, Ханты-Мансийский АО-Югра, Ямало-Ненецкий АО.

Края Алтайский, Пермский, Приморский, Хабаровский.

35

42 %

От 1000 до 5000

Области Архангельская, Владимирская, Иркутская, Липецкая, Омская, Нижегородская, Псковская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Читинская, Ярославская.

Республики Мордовия, Марий-Эл, Чувашская, Татарстан.

Края Красноярский, Ставропольский.

21

25 %

От 5000 до 10000

Области Воронежская, Калужская, Рязанская.

Республики Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская.

5

6 %

Свыше 10000

Области Белгородская, Брянская, Калининградская, Кемеровская, Курская, Московская, Орловская, Смоленская, Тюменская.

Республики Ингушетия, Чеченская.

Края Краснодарский.

12

14 %

Всего:

83[8]

100 (99)%

Если полученные данные сопоставить с информацией Министерства образования и науки РФ на начало 2006 г.[9] то можно проследить динамику изменений в течение одного, последнего учебного года. За один год (2005/06 – 2006/7 учебные годы) положительная динамика (смещение региона в сторону развития практики) зафиксирована по 20 регионам.

Это следующие регионы: республики Кабардино-Балкарская, Марий-Эл, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Чувашская; области Архангельская, Брянская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Орловская, Рязанская, Тюменская, Ярославская области; края Краснодарский, Красноярский.

Обобщая, можно сделать примерный оценочный вывод, что за год практика изучения курсов по истории и культуре религий (всех типов – и религиозной культуры и философского религиоведения) выросла на 15 – 18%, если исходить из числа регионов. Произошло сокращение числа регионов с отсутствием такой практики и рост числа регионов с развитой практикой (верхняя и нижняя графы). Стабильным осталось число регионов с неразвитой практикой (до 1000 учащихся).

Примерная оценка по числу школьников, изучающих учебные курсы по истории и культуре религий (всех типов), также лежит в этих пределах: рост в 2006/7 учебном году на 15 – 18% в отношении 2005/06 учебного года. При этом принимается во внимание ряд противоположно действующих факторов. Это: разница общего числа учтенных регионов (78 и 83, в том числе в информации Минобрнауки нет данных по субъектам с развитой практикой, например, Курская область); слияния нескольких субъектов Федерации (их данные вошли в справки объединенных субъектов); "отрицательное" движение нескольких субъектов из-за различий в системе учета (в данном исследовании не учитывалась практика изучения истории и культуры религий в негосударственных конфессиональных школах, которая была учтена в ряде случаев в информации Минобрнауки). В большинстве регионов рост обусловлен развитием практики изучения религиозной культуры, прежде всего православной (пропорционально, с учетом более 80% этнокультурно православного населения в стране).

В таблице учитывается изучение истории и культуры религий в государственных и муниципальных средних общеобразовательных школах. В нескольких ответах сообщается о практике изучения истории и культуры религий в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей, но она не носит массового характера. При ее реализации практически невозможны нарушения прав семьи на воспитание детей. В программе учебных занятий для дошкольных учреждений обычно нет занятий по религиозному воспитанию, а если такие занятия где-то проводятся, они практически не могут реализовываться без учета мнений родителей, их согласия. В учреждениях дополнительного образования дети обучаются на добровольной основе.

Данные о числе общеобразовательных учреждений, в которых преподаются такие учебные курсы, в принципе, корреспондируют с данными по числу учащихся, но имеют вторичное значение, их надо оценивать в связи с числом учащихся. Кроме того, следует учитывать различное число школьников в школах, особенно велик этот разрыв между городскими и сельскими школами. Например, в Кемеровской области курсы православной культуры изучают в 193 школах области (20%) 12 000 учащихся (4,4%). Можно сделать вывод, что в среднем в школе изучение курсов православной культуры проводится в течение 2-х лет обучения, но при этом не учитывается численность учащихся в разных школах. Курсы православной культуры читаются в 13% школ Липецкой области, но число обучающихся сравнительно невелико – 1991. В связи с этим, число общеобразовательных учреждений, в которых изучаются курсы по истории и культуре религий, оказывается значимым показателем только при массовом развитии данной практики – 30-50% и более школ в регионе. В этом случае такой показатель позволяет оценить степень интеграции этого вида образования в образовательной системе региона и также является свидетельством активной работы органов управления образованием в этой сфере. Изучение любого учебного курса по истории и культуре религий в существенной части школ региона (от 20-30%) не может проводиться без организации широкой системы работы по данному направлению методических центров, государственных и муниципальных органов управления образованием.

Как правило, в регионах, где ведется преподавание курсов по истории и культуре религий (хотя бы до 1000 учащихся), имеется практика изучения курсов всех типов – и курсов религиозной культуры и курсов философского религиоведения. В части регионов изучаются только курсы религиозной культуры: в областях обычно православной, в отдельных республиках – исламской. Имеются единичные исключения: в Республике Северная Осетия-Алания в одной из школ в 10 – 11 классах изучается курс "Религии мира" по авторской программе учителя А.А.Бабаянц и учебному пособию "Религии мира" (авт. Н.В.Шабуров), курсы религиозной культуры не преподаются.

Практически во всех регионах, где учебные курсы по истории и культуре религий изучают от 5000 и более школьников, основная часть приходится на курсы соответствующей религиозной культуры конфессии, традиционной в данном регионе – православного христианства, ислама, буддизма. Изучение философско-религиоведческих курсов либо вообще не фиксируется, либо охватывает несколько (до 10) школ в регионе с числом обучающихся несколько сот школьников. Обобщая, в среднем можно сказать, что соотношение распространенности курсов религиозной культуры и курсов философского религиоведения примерно равно 10 : 1. В регионах с неразвитой практикой изучения истории и культуры религий (до 1000 обучающихся) оно обычно смещено в пользу курсов философского религиоведения, в регионах с развитой или развивающееся практикой в пользу курсов религиозной культуры.

Указанное типичное соотношение особенно характерно для областей и краев России. Например, в Омской области курс "Основы православной культуры" изучают в 168 школах в 2 – 11 классах 4256 школьников, курс "История мировых религий" в 4 школах в 8 – 11 классах 163 учащихся. Помимо этого преподаются еще более 15 курсов религиозно-культурологического, философско-религиоведческого и этноконфессионального содержания (русского, казахского, немецкого) с числом обучающихся до 100-150 человек по каждому курсу. В Костромской области факультативный курс "Основы православной культуры" изучают 977 детей, читаются 4 факультативных курса философско-религиоведческого содержания для 124 учащихся. В Воронежской области курс "Основы православной культуры" изучают в 710 школах 7700 учащихся 5 – 9 классов. Еще ряд курсов православной культуры ("Духовные истоки нашей культуры", "Уроки Библии", "Библейская история и родной язык", "Духовно-нравственный мир Библии" и др.) изучают около 500 школьников начальной и основной ступеней общего образования. Философско-религиоведческие курсы "Религиоведение", "Мировые религии" в 2 школах изучают более 100 учащихся 9 классов. Имеются и единичные исключения из этой, наиболее распространенной практики. Например, Тюменская область, где курс "Основы духовно-нравственной культуры" изучают в 168 школах почти 12 000 учащихся на всех ступенях общего образования. Курс "Основы православной культуры" изучается только в 5 школах (162 человека) на начальной и основной ступени, а курс "История религий" в 1 школе (30 обучающихся) в 9 классе.

В нескольких регионах России курсы религиозной культуры преподаются за счет часов регионального (национально-регионального) компонента учебного плана или прямо включены в состав регионального компонента общего среднего образования (Белгородская, Брянская области, Владимирская, Калининградская области, Чеченская Республика и др.) по всем годам обучения или на одной из ступеней общего среднего образования. Например, в Брянской области курс регионального компонента преподается в начальной школе, а в 5 – 11 классах как факультатив по выбору учащихся. В Калужской области в текущем (2006-2007) учебном году в 367 классах 117-ти школ ведется преподавание курса "Основы православной культуры" для около 10000 учащихся. Преподавание данного курса осуществляется за счет часов, отведенных в учебных планах школ на изучение регионального и школьного компонентов, факультативов и кружков. В отдельных регионах с развитой практикой проводится работа по включению курсов религиозной культуры в региональный компонент (Курская область). Имеются прецеденты включения в состав регионального компонента и курсов по истории религий или работы в этом направлении (г. Москва, Нижегородская область, Республика Бурятия).

В большой части регионов со средним развитием практики преподавания курсов религиозной культуры (от 1000 до 10000 учащихся) они преподаются за счет часов компонента образовательного учреждения (школьный компонент). Но есть регионы, где курсы религиозной культуры в рамках школьного компонента изучают большое число школьников. В частности, в Калининградской области курс православной культуры в 2006/7 учебном году "... в качестве предмета школьного компонента преподается уже в 136 школах области. В учебном процессе занято 245 педагогов и 10 767 учащихся". Используются также часы для дополнительных групповых занятий, факультативов, курсов школьного дополнительного образования (занятия, кружки и т.п. во второй половине дня, за рамками учебного расписания).

Например, в 170 образовательных учреждениях Рязанской области факультативно и на кружковых занятиях с 2006 г. с 1 по 11 класс изучают курс "Основы православной культуры" 9310 учащихся, другие курсы преподаются за счет часов школьного компонента или через систему школьного дополнительного образования. В Омской области способами реализации курсов православной культуры являются факультативные занятия, кружки, уроки. В Республике Мордовия "Занятия проводятся в рамках учебного времени, отведенного на школьный компонент вариативной части учебного плана". Преподавание философско-религиоведческих курсов также чаще всего ведется за счет часов компонента образовательного учреждения (школьного), реже посредством факультативных и кружковых занятий.

Таким образом, для изучения учебных курсов по истории и культуре религий используются часы школьного и регионального компонентов учебного плана, факультативных и кружковых занятий (школьное дополнительное образование за рамками основного учебного расписания, во второй половине дня). Учебная нагрузка, отнесенная к учебным предметам федерального компонента общего среднего образования, для преподавания всех таких курсов не используется.

6. Информация по образовательному запросу в отношении изучения курсов религиозной культуры и философского религиоведения в общеобразовательных учреждениях и о мерах органов государственной власти, управлений образованием в субъектах Российской Федерации по его удовлетворению.

В ряде ответов из регионов (прежде всего из регионов, с развитой или развивающейся практикой) конкретно указывается на наличие или отсутствие запросов граждан на изучение их детьми учебных курсов по истории и культуре религий в общеобразовательной школе, проведение соответствующих опросов родителей учащихся.

Например, в Краснодарском крае образовательные запросы со стороны родителей учащихся на изучение школьниками курсов религиозной культуры и курсов философского религиоведения (история религий, религии мира и т.п.) удовлетворяются по мере их поступления (например, в прошлом учебном году они велись в некоторых школах края в качестве курса по выбору). В Рязанской области "до введения указанных курсов муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями проводилось изучение образовательного запроса со стороны родителей обучающихся и их самих".

В Новгородской области "В муниципальных учреждениях общего образования в рамках школьного компонента и дополнительного образования с учетом запроса со стороны родителей учащихся на изучение основ религиозной культуры и философского религиоведения ведутся следующие учебные курсы: "Основы православной культуры", "Святыни родного края", "Христианская этика и психология". Названные курсы изучают около 650 учащихся. Учебные курсы религиозной культуры ислама, буддизма, иудаизма и др., равно как и курсы философско-религиоведческого содержания (история религий, религии мира и т.п.) в муниципальных учреждениях общего образования не ведутся". В Калининградской области для оценки образовательного запроса со стороны учащихся и их родителей на каждом этапе эксперимента проводятся соответствующие мониторинговые исследования. "По результатам анкетирования учащихся и их родителей при входном мониторинге (январь-февраль 2004 г.) уровень заинтересованности в изучении предмета составлял: 92% у школьников (1-11 классы) и 87% у родителей. Таким образом, результаты анкетирования показывают наличие социального заказа общества образовательным институтам по духовно-нравственному воспитанию детей и ознакомлению их с основами православной культуры. Кроме того, подтверждением данного вывода является ежегодное увеличение количества учреждений, вступающих в эксперимент (54, 91, 141, 165)".

В Краснодарском крае с учетом образовательных запросов населения издан приказ Департамента образования и науки от 18.05.2006 г. № 01.5/2329 "О введении с 2006/2007 учебного года в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края регионального учебного предмета "Основы православной культуры" (ОПК), которым предусмотрено ввести данный культурологический курс "для желающих в качестве факультативного курса (групповых занятий) или кружка в трех разновозрастных группах учащихся: начальной, основной и старшей школы с учетом численности обучающихся, изъявивших желание его изучать, для желающих в качестве факультативного курса (групповых занятий) или кружка для класса или параллели с 3 по 11 классы; во внеклассной деятельности для учащихся 1-2 классов; в школах и классах казачьей направленности в качестве предмета или факультатива, кружка в каждом классе, в том числе и в разновозрастном классе; в классах гуманитарной и педагогической направленности в условиях профильного обучения в качестве элективного курса". В Республике Коми по результатам опросов родителей, проведенным Министерством образования и высшей школы Республики Коми, за введение курса "Основы православной культуры" высказываются 42,6% родительской общественности, против – 44,8%, не определились с выбором ответа – 10,3%. Соответственно, образовательный запрос на систематическое изучение православной культуры может быть оценен как не менее чем для 40% обучающихся. В Курганской области по данным социологических опросов родителей высказываются за преподавание курсов религиозной культуры 38% родителей, 16,3% – не поддерживают преподавание таких курсов. Здесь же в целях обеспечения образовательных запросов родителей и обучающихся на изучение культуры традиционных российских религий в марте-апреле 2007 г. предусмотрено проведение родительских собраний во всех школах на тему "Взаимодействие школы, семьи и общественности в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения" с участием представителей традиционных конфессий. По итогам указанных собраний на основании мнений родителей будут приняты решения о преподавании на факультативной основе соответствующих курсов, организованы приобретение учебно-методических пособий и подготовка педагогических кадров". Аналогичное решение принято в Сахалинской области (в настоящее время в школах области курсы по истории и культуре религий не ведутся), на основании изучения ситуации в муниципальных образованиях, анкетирования учащихся, родителей и педагогов должна быть получена информация, о которой будет сообщено дополнительно в мае 2007 г. В ответе из Республики Калмыкия отмечается, что "изучение данных спецкурсов основывается на добровольном выборе самих учащихся. Надо отметить, что наблюдается тенденция возрастания интереса к духовной культуре народов Калмыкии наряду с изучением предмета региональной компетенции "История и культура родного края". В Ульяновской области "с целью организации религиоведческого образования в образовательных учреждениях области в 2007-2008 учебном году в настоящее время проводится социологическое исследование".

В изучении образовательного запроса и поиске возможностей его удовлетворения участвуют институты гражданского общества. Например "в январе 2007 года Общественная палата Ивановской области провела заседание "круглого стола" по теме: "О введении в региональный образовательный компонент предмета "Основы духовной культуры и этики". По итогам заседания в адрес Губернатора Ивановской области и Председателя Ивановской областной Думы направлены рекомендации с предложениями о поэтапном введении в школах Ивановской области, начиная с начального звена, в рамках регионального компонента общего образования предмета "Основы духовной культуры и этики".

В информации из Ханты-Мансийского АО-Югра сообщается, что "... с целью выявления запроса со стороны родителей и учащихся на изучение курсов религиозной культуры конкретных конфессий и курсов философско-религиоведческого содержания в системе общего образования проводятся опросы, анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей). По результатам данных исследований запросы на реализацию программ вышеуказанных курсов поступили только в 22 муниципальных общеобразовательных учреждения, расположенных в 8 муниципальных образованиях автономного округа, что составляет соответственно 6% и 36% от общего количества. С целью удовлетворения образовательных запросов, поступивших со стороны родителей (законных представителей) учащихся, в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории автономного округа, преподаются учебные курсы религиозной культуры, такие как основы православной культуры, и курсы философско-религиоведческого содержания...". В Приморском крае принимаются меры для реализации прав граждан (родителей обучающихся) на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий, в том числе изучение курса православной культуры. В связи с этим с 2003 г. на базе ПИППКРО работает лаборатория "Основы православной культуры". За время работы проведено 18 курсов, 4 семинара. Обучено 497 педагогов разных категорий, библиотекарей, директоров школ, школьных психологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, детских домов, реабилитационных центров. Курсы при ПИППКРО по религиоведению, в программу которых вошли лекции по искусству и культуре мировых религий: христианству, исламу, буддизму, религиям Дальнего Востока в настоящее время остаются невостребованными. Данные курсы предназначены для учителей истории и обществознания, мировой художественной культуры.

Во Владимирской области "обращения представителей других религий по поводу организации изучения их детьми основ соответствующей религиозной культуры в департамент образования администрации области не поступали". Об отсутствии таких обращений сообщается в ответе из Мурманской области, при этом в целях реализации прав граждан (родителей обучающихся) на изучение их детьми культуры традиционных российских религий в системе образования осуществляется информирование о порядке организации таких курсов. В Республике Карелия: "заявлений от родителей на изучение курсов православной культуры, культуры ислама и других религий в адрес государственных и муниципальных образовательных учреждений не поступало". Тем не менее там же выше указано, что учебный предмет "Основы православной культуры" изучают факультативно в одной из школ 102 школьника и "в обучении соблюдается принцип добровольности и занятия с учениками проводятся по заявлениям родителей и с их согласия" (возможно, в устной форме). Министерство образования и науки Республики Хакасия информирует, что "заявлений со стороны родителей обучающихся по вопросам организации изучения курсов религиозной культуры и курсов философского религиоведения в общеобразовательных учреждениях не поступало".

Отметим, что отсутствие формальных обращений, письменных заявлений родителей обучающихся обычно не означает, что образовательный запрос реально отсутствует, это зачастую объяснятся просто неразвитостью структур гражданского общества или недостаточной информированностью родителей о возможности такого образования. Особенно это касается регионов, близких по этнокультурному составу населения к тем, где практика изучения религиозной культуры имеет широкое распространение. Так, очевидно, что образовательный запрос на изучение православной культуры родителей школьников в Ленинградской области не может существенно отличаться от запроса в Калининградской или Курской областях.

В части регионов образовательный запрос на изучение курсов религиозной культуры, истории религий не фиксируются в отношении изучения истории и культуры тех религий, которые не распространены или мало распространены в данном регионе. Например, в Ямало-Ненецком АО "преподавание основ культуры ислама, основ буддизма и др. в ЯНАО не осуществляется ввиду отсутствия образовательного запроса со стороны родителей (законных представителей)". В учреждениях общего образования в Ивановской области курсы, связанные с религиозной культурой других конфессий, не преподаются. "В настоящее время в регионе не сформировался запрос со стороны родителей учащихся на изучение предметов указанного направления, их введение инициируется органами управления образованием, образовательными учреждениями". В информации из Московской области в отношении изучения курсов религиозной культуры, кроме православной, сообщается, что "преподавание религиозной культуры других конфессий (ислама, иудаизма, буддизма, и др.) в подмосковных государственных и муниципальных школах не осуществляется. На сегодняшний день предложений от представителей иных вероисповеданий по разработке учебных планов и программ подготовки специалистов для факультативного преподавания религиозных культур в адрес Правительства Московской области не поступало". Отметим, что здесь выражена определенная готовность органов власти в Московской области рассматривать такие предложения. Также в ответе из Астраханской области утверждается, что "в случае появления образовательного запроса со стороны родителей учащихся на изучение курсов религиозной культуры конкретных конфессий подобное обучение будет предоставлено с соблюдением принципа добровольности и с учетом светского характера образования".

В Красноярском крае "при наличии ходатайства со стороны родителей на изучение их детьми культуры традиционных российских религий муниципалитеты могут оказывать содействие в предоставлении необходимых помещений, повышении квалификации учителей, решении вопросов обеспечения учебными пособиями... Взаимодействие муниципальных органов образования с религиозными организациями в процессе организации и преподавания курсов религиозной культуры осуществляется на договорной основе. Возникающие проблемы и трудности решаются в рабочем порядке. В целом вопрос о введении основ религиозной культуры в систему общего образования в Красноярском крае остро не стоит. По данным Главного управления образования администрации г. Красноярска до настоящего времени даже в самом г. Красноярске, не подано ни одного заявления от родителей с просьбой о преподавании какой-либо религиозной дисциплины". Однако из последующей информации в ответе следует, что такие запросы, заявления родителей все же, имеются (отдельные школы в г. Красноярске, Лесосибирске, Канске, Ачинске, Норильске и др.), на основании этих запросов преподаются курсы православной культуры. Кроме этого, также очевидно на основании согласия и решений родителей, в 30 школах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района преподается курс "История культуры малочисленных народов Таймыра" религиоведческого содержания – "факультатив, в рамках которого учащиеся получают сведения об особенностях религиозного мировоззрения народов Таймыра".

В информации из Тюменской области сообщается о проведении мониторинговых исследований образовательных потребностей учащихся и их родителей в изучении религиоведческих дисциплин в школе. "Согласно полученным аналитическим данным были разработаны соответствующие рекомендации и модульные учебные курсы, опубликованные в сборнике ТОГИРРО "Диалоговое религиоведение в современной школе: проблемы статуса, образовательной стратегии и политики".

В Омской области "право детей изучать религиозную культуру реализуется через введение этнокультурного компонента. Ведётся плодотворная работа по сохранению традиций представителей различных национальностей: татарской, казахской, немецкой, латышской в местах их компактного проживания. Открыты школы, в которых учащиеся изучают родной язык и литературу, знакомятся с традициями и обычаями своих народов; проводятся народные праздники". Такие государственные школы с этнокультурным компонентом, в которых созданы условия для свободного приобщения детей к культуре народа, в том числе в ее традиционной религиозной составляющей, есть и в г. Москве. В Ульяновской области в 2006-2007 учебном году на базе 17 общеобразовательных школ г. Ульяновска организованы кружки, факультативы, элективные курсы по изучению основ православной культуры, основ мусульманской культуры, истории религии с охватом 607 учащихся.

В Рязанской области "в муниципальные органы управления образованием направляются методические письма и рекомендации по введению курсов традиционных российских религий, проводятся научно-практические конференции, совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием, методическими службами, педагогами, создана рабочая группа по выполнению социального заказа на изучение курсов традиционных российских религий, в состав которой вошли представители управлений образованием города и области, педагоги, представители Рязанской епархии". В Воронежской области "для реализации прав граждан (родителей обучающихся) на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий в области... в общеобразовательных учреждениях области осуществляется преподавание на факультативной основе религиоведческих курсов; создан и функционирует Центр духовно-нравственного просвещения в ВОИПК и ПРО; организована переподготовка и повышение квалификации педагогов для преподавания курсов религиозной культуры с учетом светского характера образования в государственной и муниципальной школе; проводится экспертиза авторских религиоведческих программ; издаются совместно с епархией Русской Православной Церкви сборники программ по духовно-нравственному просвещению".

В Амурской области "в общеобразовательных учреждениях области ведутся религиоведческие курсы: "Религии мира", "Основы православной культуры", "Мировые религии". Они реализуются как факультативные курсы, на которые записываются сами учащиеся, а учащихся младших классов записывают их родители (законные представители), либо как спецкурсы школьного компонента из числа предметов по выбору (при этом другие учащиеся обязательно посещают другие выбираемые ими спецкурсы из списка спецкурсов по выбору)". В Волгоградской области "в целях возрождения гражданско-нравственных начал общественной и личной жизни обучающихся... воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине, ее истории и культуре в ряде общеобразовательных учреждений области за счет часов школьного компонента учебного плана на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся, с учетом религиозного вероисповедания обучающихся организовано изучение предмета "Основы православной культуры" в форме факультативных занятий", обучение детей основам православной культуры в рамках часов учебного плана (факультативы, курсы) осуществляется в 70 образовательных учреждениях. В школах Алтайского края преподаются учебные курсы "Основы православной культуры", "История религиозной культуры", "Религии мира", "Светочи и святыни Великой Руси". "Данные курсы ведутся факультативно как школьный компонент с учетом соблюдения принципа добровольности, образовательного запроса со стороны родителей, наличия преподавателя, прошедшего подготовку по данной проблеме в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования, и наличия учебно-методических комплектов".

В информации из некоторых субъектов РФ (особенно ряда многонаселенных регионов), в том числе г. Москвы, усматривается определенная неадекватность имеющейся практики и реального образовательного запроса со стороны населения. Например, в г. Москве соотношение основных мировоззренческих и этноконфессиональных групп москвичей примерно соответствует их соотношению в целом по стране: более половины граждан считают себя религиозными, из религиозных примерно 80% православных, 10% мусульман, 10% последователей остальных конфессий. В информации из г. Москвы указано, что в 2006-2007 учебном году изучаются: – курсы православной культуры, которые преподаются в 6-и школах, посещают 515 учеников; – курсы мусульманской культуры охватывают более 200 человек в 4-х школах с этнокультурным компонентом образования (татарским, дагестанским и азербайджанским); – курсы еврейской традиции (культуры иудаизма) в 4-х школах с этнокультурным еврейским компонентом образования посещают около 200 учащихся; – философско-религиоведческие курсы (история религий, религии мира и т.п.) в 14 школах изучают 560 человек. ... Организация курсов осуществляется исключительно на основе добровольности выбора учащимися и при согласии их родителей". Очевидно, что в столичном мегаполисе с населением более 10 млн человек запрос на изучение курсов православной культуры среди москвичей гораздо выше. Также и курсы по исламской культуре, культуре иудаизма и другим традиционным религиям народов России могли бы изучать гораздо больше школьников, и не только обучающиеся в особых государственных школах с этнокультурными компонентом образования.

Еще более неадекватна ситуация в г. Санкт-Петербург. В ответе из данного региона, с одной стороны, указано: "В общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга не ведется преподавание учебных курсов религиозной культуры (основы православной культуры, культуры ислама, буддизма, иудаизма и др.), а также курсов философско-религиоведческого содержания (история религий, религии мира и др.). Далее сообщается, что "в адрес Комитета по образованию поступали отельные обращения родителей учащихся государственных образовательных учреждений по вопросу организации изучения курсов религиозной направленности, курсов культуры традиционных российских религий (православной культуры, культуры ислама, буддизма, иудаизма), религий мира". Также указано, что "... преподавание в школе таких курсов возможно на основе решения Совета (Попечительского совета) школы с участием родителей", на добровольной основе". Однако никакой информации о мерах Комитета по образованию для удовлетворения указанного образовательного запроса, обращений граждан в ответе не содержится. Кроме того, в ответе имеются некорректные стилистически и фактически утверждения, например, "... курсы религиозных культур, истории религий могут быть введены только в рамках регионального (национально-регионального) компонента образования и компонента образовательного учреждения и его реализация может осуществляться вне сетки учебного плана в качестве факультативного или специального курса". Однако курсы регионального и школьного компонента преподаются в составе учебного плана, а курсы по истории и культуре религий могут водиться как в составе данных компонентов учебного плана, так и

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

Деятельность Общественной палаты РФ

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты