поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
03 апреля 2007  распечатать

Олег Недумов

Если бы Америка пришла в свое время в Якутию, то якуты, как и индейцы, жили бы в резервациях

На вопросы "Религии и СМИ" отвечает епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов)

Преосвященный епископ Зосима (в миру Давыдов Игорь Васильевич) родился 12 сентября 1963 года в г. Красноярске. С 1985 по 1987 гг. проходил службу в рядах советской Армии. В 1988 году поступил в Московскую Духовную Семинарию. 13 декабря 1992 года был рукоположен в сан иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. С августа 1998 по октябрь 2000 года был командирован на пастырское послушание в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 августа 2004 года определено игумену Зосиме быть епископом Якутским и Ленским. На Якутской кафедре с 17 августа 2004 г.


– Владыка, Якутия – это большие слабо заселенные территории. Наверное, там православие играет еще и роль объединяющего фактора, способного поддерживать целостность государства?

– На территории республики живет 120 национальностей и она действительно довольно мало заселена. На сегодняшний день позиции и Русской православной церкви и других религиозных конфессий здесь довольно слабые. В дореволюционное время, когда сюда пришли первые переселенцы из России и принесли с собой православие, поддержание целостности государства было одной из их сопутствующих задач. Это способствовало тому, что живущие на Севере народы стали объединяться вокруг России.

Но уже в советские годы религиозная ситуация была достаточно сложной. Поэтому и сегодня религия не играет решающей роли в объединении народов. Скорее, в республике существует некое братство народов. У нас есть большие диаспоры мусульманских народов, но при этом в республике нет противостояния. Ведь на Севере очень трудно выжить без братской поддержки. У нас народ настолько открытый к общению, что это просто поражает. Такое редко встречается, допустим, в центральной России.

– А священники в вашей епархии – из местного населения или приезжие из других регионов?

– Наша епархия была открыта 12 лет назад. Когда сюда приехал первый епископ, здесь был всего один храм и ни одного священника. Ему фактически самому приходилось быть священником. Он сам совершал все службы и требы, причащал, исповедовал, отпевал. Так что, первые священники были из центральной России. Но, учитывая наши холода, учитывая то, что условия жизни у нас достаточно экстремальные, сторонний человек может жить здесь относительно спокойно лет 11-12, потом его здоровье начинает разрушаться. Так что, когда я приехал в республику, мне приходилось постоянно рукополагать новых священников взамен уехавших по состоянию здоровья в центральную Россию. Поэтому одной из главных своих задач я поставил возрождение духовного образования в республике, для того, чтобы формировать собственные кадры. Мы уже создали духовное училище в городе Якутске, набрали первых девять студентов с тем, чтобы готовить местных священников. Без этого мы не сможем развиваться и продолжать миссионерскую деятельность.

– Как у вашей епархии строятся отношения со светскими властями? Какая модель церковно-государственных отношений наиболее подходит для России?

– Какая модель подходит, уже понятно. Если говорить о России как о государстве, то это государство создала Церковь. Последняя является не частью государства, а культурообразующим стержнем нашего народа. Мы не говорим о церковном государстве, мы говорим о том, что Церковь создала наше государство, нашу культуру и нашу историю. Поэтому возрождение России невозможно без возрождения ее исторических корней и особенностей ее ментальности. Уже около трехсот лет в России идет некий диалог с Западом. Возникло два пути – западный и восточный, вокруг которых идут постоянные споры. Не решив эту дилемму, мы не сможем жить дальше. Якутия 375 лет назад сделала свой выбор – она вошла в состав России и разделила с ней ее историю.

– Какие еще религии и конфессии представлены в Якутии? Как строятся с ними отношения у православных?

– В Церкви есть один принцип, который основан на словах Спасителя – кто не против вас, тот за вас. Надо иметь в виду, что Якутия – это особый регион, мы живем в особых условиях. До какого-то предела мы не мешаем друг другу проповедовать слово Божие. Традиционно православие является главным направлением в религиозной жизни Якутии. Другие конфессии также представлены, как и в прочих регионах. Каждый член общества в праве сам выбрать конфессию. Но традиционно народы Севера поддерживали православие. Поэтому чаще всего их можно встретить именно в православных храмах.

– Как бы вы оценили межрелигиозные отношения в целом по России?

– Конечно, вопрос этот очень сложный. Закон о религиозных объединениях, принятый в 90-х годах, довольно слаб и противоречив. Например, он позволяет иностранным миссионерам легко проникать на территорию России и вести проповедь среди русского населения, что, конечно же, неправильно. Ведь история России имеет очень глубокие корни. Я думаю, Пушкин не стал бы великим поэтом, если бы он был протестантским автором. Именно благодаря российской ментальности, благодаря нашему православному мировосприятию, у нас появилась наша культура. Думаю, у нас бы ничего этого не было, если бы мы в свое время выбрали не православный путь, а, допустим, протестантский.

Возьмем, к примеру, США. Там ведь до сих пор существуют индейские резервации. А что было бы, если бы Америка пришла в свое время в Якутию? Наверное, якуты тоже жили бы в специально созданных для них резервациях, а основная территория была бы освобождена для так называемых "новых переселенцев". А вот Россия выбрала другой путь миссионерства. Русские люди старались жить вместе с местными народами, не только проповедуя им слово Божие, но и показывая своей жизнью, как надо жить со Христом. Этот путь оказался самым верным. Вокруг православной России объединилось огромное количество неправославных народов. Ведь Россия всегда проводила не агрессивную, а созидательную политику.

– Сейчас в России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, остро стоит демографическая проблема. Кто, в большей степени, ответственен за выход из этого кризиса – государство или Церковь?

– Я думаю, каждый из нас на своем уровне должен способствовать решению этой проблемы. Церковь, строя православные храмы, утверждая православие, тем самым утверждает и свою жизненную позицию. Не случайно, в 1990-х годах, в тех трудных условиях была создана наша епархия. И люди, оказавшись в трудном жизненном положении, посещали храмы и в них черпали силы для того, чтобы жить в этих трудных условиях. И начиная с прошедшего года ситуация стала меняться к лучшему. Отрицательная дельта миграции сошла на нет и уже в этом году больше людей приехало в республику, чем уехало. То есть, из этого кризиса мы постепенно выходим.

Конечно, в этом отношении большое значение имеет и политика государства, и позиция Церкви, которая никогда не привязывает людей к месту, а утверждает жизнь там, где она проповедует слово Божие.

– Следствием демографического кризиса стал огромный наплыв мигрантов, как легальных, так и нет. Одни предлагают перекрыть этот поток, другие считают, что нужно, наоборот, компенсировать демографические потери за счет мигрантов. Что вы думаете по этому поводу?

– Я думаю, что позиция Церкви в этом вопросе однозначна – надо стараться контролировать поток миграции. При этом необходимо укреплять религиозную составляющую нашего общества. Ведь не случайно Церковь сейчас пытается ввести Основы православной культуры в российских школах. Это нужно для того, чтобы наше общество не превращалось в группировки отдельных народов, со своей религиозными взглядами, своей культурой и своими убеждениями. Для того, чтобы спаять все воедино, нужна единая культура. Надо обучать вновь приехавших людей нашей российской культуре, истории и религиозной позиции. Ведь невозможно жить среди русских людей и не знать их культуру. Невозможно жить среди русских людей и не знать основы их жизни. Просто не будет взаимопонимания между живущими здесь людьми и вновь прибывшими.

Это касается и Якутии. У нас есть огромные запасы природных ресурсов. Среди работающих на добывающих предприятиях специалистов большинство – приезжие, поскольку местное население занимается в основном оленеводством, коневодством и сельским хозяйством. И среди этих приезжих огромное количество мусульман, а также представителей других конфессий. Но они все получили образование в российских вузах и приехали сюда, уже привыкнув жить среди русского населения. Эти люди вместе работают, вместе отдыхают и в этой среде нет никаких противоречий.

Это очень важный момент, потому что, если говорить о какой-то религиозной группе, она чаще всего проводит свои интересы. А вот Русская церковь, укрепляя позиции российской государственности, никогда не говорит только о себе, о своей позиции. Она говорит, прежде всего, о государственной позиции и о тех основах, которые необходимы для того, чтобы наше государство развивалось дальше.

– В последнее время снова стала очень актуальной тема молодежной политики. Становится все больше радикальных молодежных группировок, вроде скинхедов. Соответственно, и солидные политические силы уделяют молодежи все больше внимания. На ваш взгляд, что может сделать Церковь, чтобы помочь молодым людям найти себя в этой жизни?

– Церковь работает с молодежью уже более десяти лет. Мы создаем различные молодежные группы. Члены таких групп вместе отдыхают, совершают паломничества. В любом случае, если говорить о будущем нашей молодежи, то оно невозможно без единой религиозной, а именно, православной позиции. В этой связи опять же необходимо введение Основ православной культуры в школах.

Если вспомнить советские времена, то позиция государства в отношении молодежи была тогда четко определена. Существовавшие в то время огромные союзные молодежные организации, конечно, имели политический окрас, но они реально объединяли молодежь. Я думаю, что в наше время тоже необходимо создавать подобные организации. Без этого у нас нет будущего. Ведь в 90-е годы мы скорее выживали, чем жили, думали о том, где найти деньги и совсем не обращали внимания на нашу молодежь. Именно поэтому в нашем обществе столько ужасных пороков, таких как наркомания. А ведь молодежь – это и будущие министры, бизнесмены.

Со своей стороны, Церковь укрепляет в обществе, в том числе, среди молодежи, нравственное начало. Без него общество быстро погибает. В истории есть примеры того, как огромные государства рассыпались из-за того, что они забывали о нравственности.

– Недавно в Русской церкви разгорелся громкий скандал вокруг письма епископа Диомида. И дело тут даже не в самом письме, а в тех православных кругах, выразителем интересов которых оно является. Эти люди сейчас ходят по храмам и собирают подписи в поддержку этого письма. Замечаете ли вы подобные настроения в своей епархии и что должно делать в этой ситуации руководству РПЦ?

– Нужно иметь в виду, что это была, прежде всего, провокация, связанная с тем, что сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ. Безусловно, русское зарубежье, уже долгое время живущее в состоянии некой оторванности от России, сохранила ментальность России дореволюционной. В русском зарубежье достаточно много людей, придерживающихся монархических взглядов. Церковь в России в новых условиях жила, естественно, вне этой позиции. Поэтому сейчас те люди из русского зарубежья, которые хотят объединиться с РПЦ, очень внимательно приглядываются к Русской церкви, поскольку опасаются того, как это скажется на их собственных взглядах и поведенческих установках.

В этом отношении письмо епископа Диомида становится очень понятно. Тем более, что, насколько мне известно, к нему причастны двое людей, которые давно уже известны в православных кругах как оппозиционеры, выступающие против единства Русской церкви. Скорее всего, до начала объединения с РПЦЗ будет еще не одна такая провокация. Я объяснил это нашим священником, а они – народу, так что у нас нет никаких волнений по этому поводу.

А что касается тех позиций, которые поддержал владыка Диомид, то безусловно, они разделяются многими иерархами, священниками и мирянами. Но, я думаю, что это вопрос можно и нужно обсуждать. Ведь мы живем в обществе, которое развивается. И Церковь, соответственно, тоже переосмысливает свою позицию в этом обществе. Мы храним верность Христу. Но взгляды на происходящее в этом мире у разных поколений могут корректироваться, а то и меняться. И то, что было правильно в 60-х годах, сейчас уже может быть не совсем верно.

Беседовал Олег Недумов

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Олег Недумов

сюжеты:

Архипастыри о Церкви, людях и стране

персоналии:

Епископ Якутский и Ленский Зосима (Давыдов)

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

18.10.2019

А.В. Щипков избран заместителем главы Всемирного русского народного собора

Предстоятель Русской Церкви возглавил пленарное заседание XXIII Всемирного русского народного собора

Патриарх Кирилл призвал народ быть с Русской Церковью в ситуации намеренного провоцирования раскола Православия

Патриарх Кирилл сравнил практику абортов с языческими жертвоприношениями

17.10.2019

Большой межконфессиональный форум впервые проходит в Биробиджане

У главы внешнеполитического ведомства РПЦ появился новый заместитель

РПЦ не благословит паломничество в епархии Греции, поддержавшие новую церковь Украины

Синод уполномочил патриарха Кирилла прекратить поминовение главы Элладской церкви, если тот вступит в общение с ПЦУ

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.10.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

20.09.2019

Русская народная линия:
Диакон Игорь Голиков
"Печалование клириков без благословения правящего архиерея – нонсенс"

14.09.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Климент
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Церковь ценит труд писателя

15.08.2019

Радонеж:
Андрей Рогозянский
Пришло время твёрдо сказать: "Я – с моим Патриархом!"

03.08.2019

Институт Наследия:
Новые законы поставят информационную безопасность детей под угрозу?

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты