RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
27 марта 2007 Андрей Зайцев Я активно сотрудничаю со СМИ На вопросы "Религии и СМИ" отвечает архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) Архиепископ Варсонофий (в миру Судаков Анатолий Владимирович, 03.06.1955, с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл.), архиепископ, управляющий Саранской и Мордовской епархией. 8 февраля 1991 г. он был рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве. В феврале 2001 г. Владыка был возведен в сан архиепископа. Взаимоотношения бедности и богатства – вечная тема. Конечно, хорошо, что голос Церкви теперь стал слышен, к нему прислушиваются власти, но мы должны постоянно напоминать богатым об их ответственности, о том, что и богатство и бедность дается Богом. Достаточно вспомнить слова Христа о трудности попадания богатых в Царствие Небесное. С другой стороны государство должно заботиться и о работающих людях – поднимать зарплату, учить молодых людей, но оно также должно помочь тем, кто не может работать: детям, старикам, инвалидам. Таких людей довольно много в России, и им нужно обеспечить достойную жизнь. Так что в этом вопросе у Церкви и властей есть много возможностей для сотрудничества. Саранская епархия достаточно молода. Она была основана в 90-е годы, и Вы ее первый епископ. Как Вы оцениваете свою деятельность, чего вам удалось достичь за такой короткий срок? О достижениях судит Бог. Мы, конечно, строим храмы, открываем монастыри, развиваем духовное образование, рукополагаем священников. Об этом можно прочитать, например, на сайте епархии. Конечно, строительство храмов, восстановление обителей – важная вещь, но без людей они останутся красивыми зданиями. Меня как епископа больше беспокоят иные проблемы: наш народ не утвержден в вере, много суеверий ходит. В Мордовии, как и во всей стране, не решены проблемы демографии. Люди боятся рожать много детей, создавать большие семьи, а мы должны им говорить о радости чадородия, нужно сделать так, чтобы в городах, селах и храмах снова слышался детский смех, было много радостных счастливых лиц. Иначе нам просто некому будет передать свою веру, духовную красоту и богатство православия. Так что нам еще есть над чем работать. Владыка, когда Вы начинали свое епископское служение, у Вас были достаточно сложные отношения с местными властями, удалось ли изменить эту ситуацию? Вы правы, в середине 90-х отношения с местными властями были непростыми, но сейчас, Слава Богу, ситуация изменилась к лучшему. Раньше нам было очень тяжело добиться важных для Церкви решений, но в наши дни власти идут нам навстречу и помогают нам, чем могут. Вот недавно к приезду патриарха Алексия II в Саранске был построен собор. Все эти факты свидетельствуют о том, что люди все больше понимают важность Православной Церкви для стабильности в обществе, для воспитания молодежи, для социального служения. В середине 90 х годов также раздавались отдельные голоса о том, что национальная религия Мордовии – язычество, что Церковь якобы поработила местную культуру. В наши дни такие реплики еще раздаются, и как Вы их оцениваете? К сожалению, такие голоса есть и сейчас, но они уже принадлежат маргинальной среде, где есть такие люди, которые не любят Церковь и упрекают ее в "порабощении" народа. Но на эти высказывания сейчас уже не обращают внимания ни власти, ни видные представители общественности, ни сам народ. Возрождение язычества как религиозной системы сейчас уже невозможно. Напротив, у властей и общества крепнет понимание, что Мордовия – это православная страна. В одном из своих интервью Вы критиковали интеллигенцию за ее равнодушие к вере, за разрушение традиционных ценностей, сейчас можно ли говорить о том, что образованное общество повернулось лицом к Церкви? Думаю, что да. Это в 90-е годы было некоторое отчуждение, а сейчас интеллигенция повернулась лицом к Церкви. Ей интересно, что у нас происходит. Даже ту часть общества, которую принято называть либеральной, поддерживает многие наши инициативы и предложения в самых разных областях. Мы активно сотрудничаем в образовательных проектах. Что же касается либеральных идей, то я могу заметить, что Мордовия консервативное место. Конечно, до нас долетают всякие столичные веяния, но все эти идеи гей-парадов и еще каких то вещей нам не близки, хотя, повторюсь, вы живем не в пустыне, и отдельные вещи доходят и до нас. Вы упомянули об ОПК. Скажите, как обстоит дело с преподаванием этой дисциплины в Мордовии? Здесь в своем окончательном решении мы во многом ориентируемся на Москву. Хотя уже сейчас ОПК преподается в 150 школах. Это необходимое и важное начинание. Мы очень хотели бы, чтобы дети знали свою культуру, чтобы у них была твердая нравственная основа, но окончательное решение зависит от Москвы. Мы, конечно, и сами достаточно активно работаем в этом направлении. При Саранском духовном училище организованы курсы повышения квалификации для тех учителей, кто будет преподавать ОПК в школах. Это наш совместный проект с местными образовательными учреждениями. Не могу не спросить, а как Вы оцениваете уровень подготовки духовенства в епархии? Ну, здесь есть над чем работать. Мы постоянно говорим, что все священники должны заканчивать семинарию или наше училище, но пока, мы не можем похвастаться 100-процентным результатом. Вы как-то назвали старшее поколение "потерянным в вопросах веры". Между тем, до сих пор многие считают, что "Православная Церковь – церковь старушек". Это было сказано мною в начале 90 х годов. Тогда действительно многие люди не знали, как подойти к епископу или священнику, как попросить благословения. Было довольно тяжело, но сейчас ситуация меняется: те, советские старушки уже в прошлом, а сейчас люди уже немного разбираются в вопросах веры, иногда приходят на службы. Кроме того, в наших храмах сейчас больше молодежи и людей среднего возраста. Вы заговорили о богослужении. Не секрет, что людям бывает тяжело воспринимать славянский текст. Уже существует перевод Нового Завета на национальные языки. Как Вы относитесь к переводам богослужебных и священных текстов? Я считаю, что Новый Завет нужно читать на родном языке. Люди должны иметь возможность слушать Благую весть на своем языке. Действительно, недавно у нас появился перевод Священного писания на национальные языки. Это очень хорошо. Я также хотел бы, чтобы было переведено и все богослужение, но это работа для будущего. Такие переводы нельзя делать быстро. Кроме того, славянский язык конечно нужен Церкви для богослужения. В последнее время много говорят о фильме "Остров". Какое Ваше мнение по поводу этой картины? Я фильм смотрел, он достаточно интересен. Конечно, я мог бы сказать, что что-то надо сделать иначе, что-то изменить, но это вопросы к кинокритикам и к тем, кто делает кино. Важно другое: люди, которые посмотрели и посмотрят этот фильм, должны помнить, что далеко не всё в православии значат чудеса, это не самое важное на пути к Богу. Это очень важный момент, чтобы мы не искали чудес. Известно, что Вас рукополагал в епископы нынешний предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). Наверняка вы следите за ситуацией с православием на Украине, что Вы думаете по этому поводу? Конечно, судьбы православия на Украине мне не безразличны, я слежу за тем, что там происходит. Мое мнение таково. Украинская Православная Церковь сейчас имеет достаточную автокефалию. На Украине есть признанная Поместная Православная Церковь. А непростая ситуация во многом связана с политикой. Я полагаю, что украинские епископы не должны поддаваться на провокации, даже если им будут сулить немалую выгоду, но судьба Церкви на Украине нас очень беспокоит. Владыка, Вы достаточно жестко высказывались о роли СМИ в современном мире, упрекая журналистов в разрушении нравственных основ в обществе? Я активно сотрудничаю со СМИ и сам постоянно пользуюсь той информацией, которая предоставляется СМИ. Практически ежедневно посещаю православные интернет-сайты и смотрю новости. У нас есть епархиальный сайт и журнал. Невозможно себе представить современную жизнь без информации. Конечно, есть вещи, которые мне не нравятся. Они всем известны – пропаганда насилия, жестокости, разврата. Но мне кажется, что все эти новости о пожарах, катастрофах, убийствах могут приносить и некоторую духовную пользу. Они напоминают людям о "памяти смертной", учат их серьезнее и ответственнее относится к своей жизни и жизни близких. В этом смысле СМИ иногда приносят значительную пользу. Управление епархией, богослужение, встречи с людьми "отнимают" практически все время. А как епископ Варсонофий проводит "свободное время"? Вы говорили, что любите посидеть с удочкой, а еще, что Вы читаете, например? Прежде всего, я хочу сказать, что у монаха не бывает "свободного времени" вообще. Свободного от чего? От молитвы, от богослужения и встреч с людьми? Но вообще конечно иногда удается и посидеть на берегу реки, отдохнуть. А читаю я теперь в основном святоотеческую литературу, она мне близка и помогает в моем служении. Беседовал Андрей Зайцев |
РЕКЛАМА |
Предложение для Вас: лечение тромбофлебита вен в клинике . информация на нашем сайте. |