поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
12 мая 2003  распечатать

Избран новый Архиепископ православных русских церквей в Западной Европе

1 мая в Париже, в кафедральном соборе св. Александра Невского, состоялось экстраординарное Епархиальное собрание Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Константинопольского Патриархата), на котором был избран новый глава епархии – архиепископ Гавриил. Корреспонденты портала "Религия и СМИ" сообщают из Парижа о том, как происходила подготовка к выборам и само избрание архиепископа на Епархиальном собрании.

Епархиальное собрание было созвано по решению Совета Архиепископии после кончины правящего архиерея – архиепископа Сергия (Коновалова), которая последовала 22 января 2003 года. Согласно Уставу Архиепископии, новый архиепископ должен быть избран Епархиальным собранием не ранее 40 дней и не позднее четырех месяцев после кончины правящего архиерея. Дата 1 мая для выборов была определена Советом как наиболее подходящая, так как это неприсутственный день во Франции и других европейских странах, который к тому же приходится на Пасхальную седмицу.

Список претендентов на архиепископскую кафедру был утвержден, согласно Уставу, Советом Архиепископии на заседании 2 апреля.

Обстоятельства, однако, сложились так, что в тот же день, несколькими часами ранее собрания Совета, Епархиальное управление получило Послание Патриарха Московскаго и всея Руси Алексия II архипастырям и всем православным приходам русской традиции в Западной Европе, которое породило смущение среди членов Совета, а позднее и среди верующих епархии. После обсуждения сложившейся ситуации Совет, с небольшим перевесом голосов, отверг предложение некоторых его членов перенести выборы архиепископа на более отдаленный срок. С точки зрения сторонников переноса выборов, следовало сначала обсудить предложения Патриарха Московского и лишь после выработки отношения Архиепископии к этим предложениям выбирать правящего епископа. Сторонники другой точки зрения настаивали на том, что именно в период некоторого неспокойствия и столкновения различных позиций необходимо строго следовать Уставу Архиепископии, чтобы иметь во главе епархии облеченного законными полномочиями иерарха, который мог бы обсуждать поступившие предложения с представителями других русских юрисдикций.

В утвержденный на Совете список кандидатов были включены: местоблюститель архиепископской кафедры епископ Гавриил (де Вильдер), настоятель прихода в Льеже (Бельгия); епископ Михаил (Стор [Стороженко]), настоятель прихода св. Сергия в Париже; иеромонах Прохор (Спасский), настоятель прихода в Брюсселе. Список кандидатов был одобрен Константинопольским Патриархатом по представлению уполномоченного на это Советом Архиепископии о. Иоанна Гейта.

Период после заседания Совета 2 апреля был отмечен бурной дискуссией в среде верующих архиепископии относительно того, откладывать выборы архиепископа или нет, а по существу – по вопросу перехода в московскую юрисдикцию (в ходе дискуссии были обнародованы открытые письма и различные обращения групп православных верующих).

После относительного спокойствия в первые дни Светлой седмицы в четверг 1 мая, по совершении Божественной литургии, состоялось ранее намеченное экстраординарное Епархиальное собрание. В соответствии с действующим Уставом Архиепископии, в состав Епархиального собрания входят все клирики епархии – епископы, священники, диаконы и псаломщики (регенты и певцы, имеющие статус низших клириков), а также равное число мирян, избранных на приходских собраниях. Общее число членов состоявшегося Епархиального собрания составило 181, причем в качестве членов-мирян участвовали те, кто был избран в состав Епархиального собрания два года назад.

Принимая в январе решение о созыве экстраординарного Епархиального собрания для выборов правящего епископа, Совет был единодушен в том, что на собрании должен присутствовать представитель Константинопольского Патриархата. Таким специальным представителем Патриарха Варфоломея стал митрополит Иеремия, недавно назначенный в Швейцарию, но долгое время служивший во Франции в качестве митрополита (главы епархии Константинопольского Патриархата) и, по положению, председателя Ассамблеи православных епископов.

Обращаясь к собранию, митрополит Иеремия прежде всего отметил, что его роль в данном случае исчерпывается простым "присутствием". Затем он зачитал послание Патриарха Варфоломея, в котором, в частности, отмечены "незабываемые труды" архиепископа Сергия ради единства православных в рамках Вселенского Патриархата, совершавшиеся им с мудростью в непростых исторических и психологических условиях. В послании также говорится, что Патриархат никогда не выступал за единообразие христиан, горячо приветствуя использование местных языков и рукоположение священников разных национальностей; Патриархат также признает русскую специфику Западноевропейского Экзархата, который пользуется внутренней автономией в рамках, допускаемых канонами. В послании отмечается, что Церковь должна строиться по принципу поместности, обеспечивая возможность богослужения для верующих, говорящих на одном языке, но при этом не должно быть сосуществования многих церквей на одной территории по принципу этнофилетизма.

Далее с обзором состояния дел в епархии выступил местоблюститель архиепископской кафедры епископ Гавриил, который напомнил, что архиепископ Сергий страдал от разделения на разные юрисдикции и постоянно был озабочен установлением между ними добрых отношений и достижением полного единства. Хотя Устав епархии соответствует решениям Московского церковного собора 1917-1918 гг., владыка Сергий трудился ради укрепления ее канонического положения в рамках Константинопольского Патриархата и восстановления для Архиепископии статуса Экзархата (этот статус, в котором она пребывала с 1931 по 1965 г., был восстановлен в 1999 г.). В то же время он много делал и для восстановления общения с Русской Церковью и, с благословения Патриарха Варфоломея, совершил поездку в Москву, во время которой сослужил Патриарху Алексию II.

Далее владыка Гавриил изложил свое видение современного состояния епархии. В настоящее время Экзархат является многонациональным. Он многим обязан Русской Церкви, однако теперь половина приходов используют местный язык. Вместе с тем приходы с богослужением на церковнославянском языке составляют историческое ядро Архиепископии (например, приходы в Париже на рю Дарю, в Ницце, в Стокгольме). Они играют важную роль в деле окормления новых иммигрантов, в частности, в том, что касается катехизации и оказания материальной помощи. "Мы испытываем глубокую любовь к Русской Церкви и чувствуем ответственность перед ней. Во времена гонений ей оказывалась помощь, которая продолжается и сегодня. Мы должны помогать иммигрантам, не препятствуя их ассимиляции, которая происходит естественным образом. Митрополит Евлогий говорил, что если и утрачивается язык, то нужно сохранять православную веру", – сказал епископ.

Касаясь существования многонациональных приходов и использования разных языков – французского, немецкого, голландского, владыка Гавриил напомнил слова архиепископа Георгия (Вагнера), который говорил, что разница языков не должна препятствовать единству. Должны появиться Служебник и Требник русской традиции на французском языке. Невозможно говорить на всех языках, но нужно принимать и уважать всех, сказал епископ.

По мнению епископа Гавриила, будущий архиепископ должен начать диалог с Москвой. Однако нельзя допустить, чтобы Архиепископия стала камнем преткновения между двумя Патриархатами, которые должны непосредственно решать свои проблемы. В качестве основной задачи владыка назвал создание поместной церкви. Он также отметил, что если в духовном плане у епархии нет никакого разделения с Русской Церковью, то в административном отношении Архиепископия от нее не зависит.

Реагируя на существующее мнение о том, что положение Архиепископии неканонично, епископ задался вопросом: "Что же, мы ошибались в течение десятилетий?" Его ответ: "Нет. Наша принадлежность к Вселенскому Патриархату обеспечивает нашу каноничность. Мы должны думать о том, как нам использовать свободу действий в статусе Экзархата. Поместная церковь должна строиться всеми нами. Пастырские проблемы – общие, независимо от юрисдикции. Мы должны продемонстрировать материнским Церквам пример взаимодействия". Владыка Гавриил считает, что необходимо глубокое размышление над положением дел и что нужно изучить Послание Патриарха Алексия II в местном церковном контексте и с точки зрения основ православной экклезиологии, а это нельзя делать поспешно. Кроме того, по мнению епископа, для диалога с Москвой необходимо благословение Константинопольского Патриарха. Исходя из этого, он настаивал на приглашении на экстраординарное Епархиальное собрание представителя Патриарха Вафоломея.

Затем слово было дано кандидатам на архиепископскую кафедру.

Епископ Михаил, подтвердив по просьбе председательствующего свою готовность участвовать в выборах, выразил убеждение, что пришло время для преодоления разделений. По его мнению, существование трех русских юрисдикций является злом (имеются в виду юрисдикции Московского Патриархата, Константинопольского Патриархата и Русской зарубежной Церкви). Он подчеркнул, что Послание Патриарха Алексия II разделило Совет Архиепископии: 8 его членов, включая епископа Гавриила и о. Бориса Бобринского (который был председательствующим на экстраординарном Епархиальном собрании), выступили против 6 членов, которые настаивали на переносе выборов. С точки зрения епископа Михаила, объединение трех юрисдикций в одну автономную митрополию будет первым этапом на пути к поместной полиэтнической Церкви, тогда как отказаться от этого предложения – значит, взять на себя ответственность за продолжение разделения.

Другой кандидат, иеромонах Прохор, также подтвердив свою готовность участвовать в выборах, сделал краткое сообщение о своем пути в Церковь. Он напомнил о том, что в свое время перешел в Архиепископию из Русской зарубежной Церкви, которую он считает слишком политизированной, и был принят архиепископом Георгием (Вагнером). По его мнению, следует уважать все языки, но было бы хорошо, если бы в кафедральном соборе был русский архиепископ, а викарный епископ окормлял бы иноязычные приходы. Он считает необходимым серьезно изучить Послание Патриарха Алексия II и создать для этого специальную комиссию.

Епископ Гавриил, также подтвердив, что он готов участвовать в выборах, причем "по послушанию", еще раз напомнил, что Архиепископия находится в полном общении с Русской Церковью и что необходимо сделать все возможное, чтобы это общение было повседневной реальностью. Отметив, что он не против достижения согласия с Москвой, владыка Гавриил напомнил, что Епархиальное собрание не является парламентом, где большинство доминирует над меньшинством, оказывающимся в оппозиции. Он обратил внимание на центральную роль архиепископа, который является не диктатором, а иконой Христа, заключив, что ничего нельзя делать без благословения Константинополя.

После нескольких вопросов и замечаний со стороны членов собрания состоялось голосование. Согласно Уставу, чтобы быть избранным в первом туре необходимо получить 2/3 голосов, а чтобы пройти во второй тур – 1/3.

В первом туре голоса (всего 181) распределились следующим образом:

Епископ Гавриил – 118;
Епископ Михаил – 44;
Иеромонах Прохор – 13;
Против всех – 6.

Несмотря на внушительный перевес голосов в пользу епископа Гавриила, который, однако, в первом туре не получил 2/3 голосов, ради строгого соблюдения процедуры был проведен второй тур. В нем участвовал только один кандидат – епископ Гавриил (как набравший более 1/3 голосов), но и теперь для избрания ему необходимо было набрать 2/3 голосов.

Результаты второго тура (общее число голосовавших – 173):

За епископа Гавриила – 134;
Против – 37;
Не действительно – 2.

После оглашения результатов новоизбранный архиепископ Гавриил обратился к собранию со словами о том, что один он не сможет сделать ничего и что он нуждается в помощи всех, особенно епископа Михаила.

Архиепископ Гавриил (de Vylder), 57 лет, выпускник Лувенского университета, в 1976-1991 годах был настоятелем прихода св. Иоанна Златоуста в Маастрихте (Нидерланды), затем – настоятелем прихода св. Александра Невского в Льеже (Бельгия). В 2001 году рукоположен во епископа Команского, второго викария Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе с поручением окормления приходов в Северной Франции, Бельгии, Нидерландах и Германии. Епископскую хиротонию совершили: митрополит Иеремия, архиепископ Сергий, епископ Михаил и епископ Иннокентий (глава Корсунской епархии Московского Патриархата во Франции). После кончины архиепископа Сергия – местоблюститель архиепископской кафедры в Париже.

2 мая избрание нового главы Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе было утверждено Св. Синодом Константинопольского Патриархата.

Ссылки по теме:

Русский Экзархат Константинопольского Патриархата обрел нового главу

Константинопольский Патриархат
Православная Франция
Михаил Соллогуб. Православные христиане Западной Европы на пути к Поместной Церкви

© Фото http://www.pravoslavie.ru/

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.11.2018

В РПЦЗ призывают не сравнивать ее примирение с Московским патриархатом и константинопольские методы лечения раскола на Украине

16.11.2018

Митрополит Онуфрий назвал создаваемую "поместную церковь" политической организацией

В "Матросской тишине" заново построят храм, разрушенный большевиками

Архиепископ Новокаховский и Генический Филарет опроверг слухи о своих планах перейти в новую церковь

Митрополит Онуфрий относится к происходящему вокруг УПЦ "абсолютно спокойно", говорят в его окружении

База данных всех участников Великой Отечественной появится в главном храме Вооруженных сил РФ

Вышел в свет двенадцатый том Собрания трудов Святейшего Патриарха Кирилла

Издательский Совет провел круглый стол с молодыми писателями

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

04.11.2018

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Новое соборное послание народу
О трех важных посланиях обществу Всемирного русского народного собора...

01.11.2018

Тетради по консерватизму. № 1. 2018:
Игумен Виталий (Уткин)
Мифология истории, народность и Православие в концепции графа С.С. Уварова (к разработке проблемы)

29.10.2018

Накануне.RU:
Анна Смирнова
"Экспертиза катастрофы". Реформам образования поставят оценку

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты