поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
14 февраля 2007  распечатать

А. Боташева, кандидат политических наук, специалист-эксперт управления Президента КЧР по реализации внутренней политики

Идейные противоречия в Исламе

Источник: День республики (Черкесск)

О проблемах противодействия религиозно-политическому радикализму и экстремизму

Современное развитие ислама на Северном Кавказе выявило тенденции разделения ислама на три основных направления. Первое направление получило название "традиционные мусульмане", второе направление – это реанимированные суфийские тарикаты, которые по традиции называются просто суфиями, и третье направление – это салафийа, получившее стойкое название "ваххабизм".

Духовенство традиционно сложившегося блока мусульман основную ставку делает на узкорелигиозный или ритуально-канонический коридор в социокультурном поле, избегая каких-либо общесоциальных и глобально-культурных мероприятий и акций. Как пишет исследователь исламских движений Э. Кисриев, традиционные мусульманские священники "относительно хорошо знают тексты Корана, сунну, владеют знаниями процедур ритуальной деятельности. Их практика сосредоточена на отправлении религиозного культа. Традиционалистское духовенство не представляет собой сплоченной общности, поскольку каждый занимается непосредственно своим делом и не проявляет заинтересованности в каком-то организационном объединении всех мусульман в единое целое".

Мусульманское население Северного Кавказа, в том числе и нашей республики, причисляющее себя к "традиционным мусульманам", по численности самое большое и в религиозном плане придерживается высоких общечеловеческих ценностей.

Суфийское (тарикатское) направление представляет собой множество внутренне сплоченных группировок активных мюридов (последователей), объединяющихся вокруг своего шейха (наставника) и того направления тариката, которого он придерживается. Концептуальные и ритуальные различия в тарикатах подчеркиваются, так как они служат внешними признаками деления на приверженцев того или иного конкретного учителя (шейха).

В своем большинстве представители тарикатского духовенства, так же, как и традиционного блока мусульман, солидарны с властью и силовыми структурами в борьбе с "ваххабизмом". Тарикатское направление в исламе распространено на Северо-Восточном Кавказе и представляет собой относительно небольшую группу по отношению к традиционным мусульманам. Существуют разногласия и в самом тарикатском исламе. Например, последователи мюридов Чиркейского и Буйнакского проявляют несогласие с представителями других тарикатов, называя мюридов Сиражуддина Хурикского "мультиками", от термина "мута-шейх", что означает "лжешейх". К салафитам же они относятся еще более критически.

Заявив о своей лояльности к властям, представители тарикатского духовенства так же, как и представители традиционалистского духовенства, ищут с государством общие, связующие интересы, при этом подчеркивая полное отсутствие политических предпочтений.

Приверженцы салафийи, именуемые "ваххабитами", объявили фактически религиозную войну как традиционному исламу, так и тарикату как фактору проявления многобожия (ширка) и ереси (бида). В свою очередь, тарикатский и традиционный блоки признали в салафийе противника ислама, считая, что это направление несет идеологию раскола ислама. Действительно, последователи салафийи в исламе решительно отвергают многие глубокие религиозные традиции предков, считая их языческими искажениями, привнесенными в ислам плохо образованными учителями, и ратуют за возвращение к "чистому исламу" времен его основания.

Причину критического от-ношения мусульманского общества к салафитам видные исследователи видят в представлении салафитами себя в качестве исключительно единственной силы, несущей истинный ислам с применением насильственных методов, причем как категорию не только социокультурную, но и как политическую. В процентном соотношении салафийя – самая немногочисленная группа, которая составляет менее одного процента.

Таким образом, кратко рассмотрев основные тенденции разделения ислама на Северном Кавказе, можно констатировать наличие идейных противоречий в мусульманском мире. Причем идейные противоречия и противостояние характерны не только для мусульман Северного Кавказа, но и всего мирового мусульманского сообщества.

Известный ученый-востоковед, переводчик Корана Мухаммад-Нури Османов считает, что такое положение дел вызвано тем, что "реакционные круги США, международные сионистские центры и международные атеистические организации хотят помешать единению мусульман всего мира, привнося раскол и идеологию ревизионизма в ислам".

По мнению другого ученого, дагестанского исследователя ислама, профессора М. Вагабова, все разногласия в исламском мире проистекают оттого, что верующие люди имеют неглубокие знания об идеологии ислама. С этим нельзя не согласиться, более того, надо подчеркнуть, что обычные люди имеют об исламе разрозненную, поверхностную, зачастую противоречивую информацию.

По поводу разногласий и разночтений в исламе свою точку зрения высказал и шейх Саидапанди Чиркейский (Дагестан), который насчитывает, по разным оценкам, от 12 до 300 тысяч последователей (учеников), проживающих в разных субъектах Российской Федерации, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. В своем труде "Сокровища благодатных знаний" он пишет, что единению мусульман будет способствовать совместная работа Духовного управления и государственных органов. При этом он подчеркивает, что они не должны вмешиваться в работу друг друга, соблюдая паритет во взаимодействии, и не вмешиваться в те сферы жизни, которые не входят в компетенцию двух институтов.

На сегодняшний день в стране нет единой, централизованной, объединенной структуры мусульманской общины. Этим самым не изжита возможность углубления идейных противоречий в исламе и, как следствие, появления радикального крыла. Одновременно надо отметить, что в радикальном исламе в настоящее время возросла тенденция процессов размежевания на умеренно-радикальных и ультрарадикальных. И актуальной проблемой является не допустить перерастания умеренно-радикального салафизма в ультрарадикальное. Для этого надо, во-первых, обозначить задачу организационного объединения мусульман, во-вторых, выявить ряд социальных предпосылок, которые являются катализаторами процессов радикализации, в-третьих, исключить негативное отношение к умеренным салафитам со стороны правоохранительных органов, в-четвертых, как дестабилизирующий фактор надо отметить публикации в ангажированных СМИ.

Говоря о социальном составе религиозных экстремистов, специалисты отмечают, что раньше это были люди, слабо сведущие в тонкостях исламской религии, и люди, ранее осужденные по разным статьям УК и испытавшие на себе все формы давления силовых структур. Сегодня в экстремистском подполье стали встречаться представители мусульманской интеллигенции, люди с высшим и послевузовским образованием. Основная причина кроется в отсутствии или недостаточном просторе социальной ниши в северокавказском регионе, где мусульманская молодежь была бы востребована в качестве представителей интеллигенции. Таким образом, социальные предпосылки включают в себя не только социально-экономические, но и не менее важные социально-этические.

С другой стороны, сказывается однобокий, неизбирательный, часто силовой напор со стороны правоохранительных органов и военных структур. Это было продемонстрировано при закрытии мечетей в отдельных северокавказских республиках. Репрессии в отношении не только потенциальных или реальных террористов, но и активной части традиционных мусульман иногда осуществляются без разбора и учета того идейного направления, которого те придерживаются, что вызывает обоснованный протест со стороны граждан. Необходимо выявить возможность мирной социализации джамаатов, не порождая синдром маргинализации и люмпенизации этих религиозных групп, не подталкивая искусственно к восприятию ультра-идей, которые служат базой для экстремистской и террористической практики.

Далее, недостаточно видеть в явлении религиозно-политического экстремизма – как базового понятия на пути к диверсиям – единственно экономическую составляющую, что продемонстрировали на радиостанции "Эхо Москвы" ("Код доступа",30 декабря 2006 г.) На этот раз решили связать экстремистскую и террористическую деятельность на Северном Кавказе с региональными финансовыми потоками и коррупцией региональных властных структур. В данном случае недопустимым приемом является обвинение отдельных субъектов Федерации в тотальной коррупции и пособничестве террористам. Акцентирование внимания исключительно на этой теме вызывает недоумение. Создается впечатление, что сама тема борьбы с терроризмом используется и эксплуатируется в выгодном для заинтересованных СМИ русле. Наличие подобных заявлений говорит о заинтересованности отдельных политических сил в дестабилизации общественно-политической обстановки как в стране, так и регионе. Публикации и высказывания в ангажированных, как уже отмечалось, СМИ можно отметить и как провоцирующий фактор перерастания умеренно-радикального салафизма в ультрарадикальный. Неограниченные возможности воздействия СМИ на многочисленную аудиторию используются в определенных интересах, и недаром в современном обществе СМИ называют "четвертой властью". Учитывая большую степень влияния средств массовой информации на политическое сознание и поведение граждан, журналистам и экспертам необходимо преподносить взвешенную и объективную информацию.

Данный материал отражает лишь отдельные аспекты проблемы возникновения радикального крыла в исламе. Среди основных предпосылок названы: разобщенность мусульманского мира (а именно отсутствие организационного единства мусульманских организаций и объединения всех централизованных мусульманских структур страны); силовое давление на верующих мусульман со стороны правоохранительных органов; социальные предпосылки; а также действия СМИ, заинтересованных в политической дестабилизации общества. Безусловно одно – настала пора выстроить комплексную систему мер по противодействию религиозному радикализму и экстремизму.

13.02.2007

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

28.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 8 / Русофобия"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 306

25.04.2024

Может ли гениальный физик-математик быть грубым и некультурным человеком? Обучение равно воспитанию?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты