Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_38058.html


08 февраля 2007

Протоиерей Всеволод Чаплин

Исток конфликта – не в ядерном оружии, но в грехе властолюбия

Источник: http://pircenter.org/index.php?id=1552 Журнал "Индекс безопасности"

Отзыв на статью Алексея Обухова
"Ядерное оружие и христианская этика",
Российский Журнал о Международной Безопасности
"ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ", № 1 (81), 2007

Христианство нельзя отождествлять с пацифизмом. Для христианина есть более важные цели, чем сохранение земной жизни, – это, в первую очередь, достижение вечного блаженства, а это зависит от веры в Бога. Для защиты же ближнего своего, своего Отечества следует применять силу. Еще в 1996 г. Всемирный русский народный собор провел слушания на тему "Ядерные вооружения и национальная безопасность России", где был обсужден и богословский взгляд на ядерное оружие. В приветствии к участникам слушаний Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: "Все здравомыслящие люди считали и считают, что безудержная гонка вооружений должна быть остановлена. Но одновременно мы должны следовать трезвому подходу к окружающей реальности. Всем нам еще длительное время придется жить бок о бок c ядерным оружием, играющим существенную роль в обеспечении безопасности".

Хотелось бы еще раз сказать, что любое оружие, особенно ядерное, – зло. Но зло, увы, неизбежное в условиях мира, испорченного грехом, где до второго пришествия Господа будет происходить борьба за власть, столкновения между народами. Сегодняшний мир является гораздо более опасным, чем во времена биполярного противостояния между Западом и Востоком. По мере совершенствования технологий контроль над распространением ядерного оружия становится все более проблематичным, а идея всеобщего разоружения превращается в утопию. Расширяется клуб ядерных держав, к тому же возрастает угроза ядерного терроризма. Еще в середине 90-х гг. прошлого века на различных форумах я поднимал этот вопрос. Вопрос состоит не в том, попадут ли к террористам ядерные технологии, а в том, когда это произойдет.

К тому же усиливается влияние мировоззрений, в рамках которых гибель человечества не является абсолютным злом. Для многих верующих вечная жизнь их души гораздо более важна, чем временная, а потерять ее в результате порабощения иноверцами или атеистами намного страшнее, чем погибнуть в результате ядерной войны. Для многих народов гибель предпочтительнее жизни в угнетении и рабстве. Эти обстоятельства налагают ответственность на людей, принимающих решения в том, что касается использования ядерного оружия. Причем основная ответственность лежит на тех ядерных государствах, которые пытаются навязать другим свою политическую волю, свой экономический и социальный уклад. Такое поведение провоцирует многих к стремлению обладать ядерным оружием как средством защиты.

Как предотвратить конфликт? Нужно строить гармоничный и многоукладный мир. Некоторые строят глобальную Америку, некоторые строят глобальный халифат. Оба течения имеют претензии на универсальность своих ценностей. Если и те, и другие, и прочие не научатся жить вместе в мире, то глобальный конфликт будет неизбежен. Поэтому стоит задача диалога между религиями и цивилизациями.

Я лично разделяю ту точку зрения посла Обухова, что ядерное оружие в конце концов должно быть уничтожено или передано под международный контроль. Однако последнее возможно лишь при наличии действительно демократического механизма, учитывающего интересы всех народов и цивилизаций, а такого сейчас нет. Пока отдельные государства политически используют ядерное оружие на пользу себе и в ущерб другим, должна существовать адекватная защита. У России она есть, и к таковой будут стремиться другие страны.

Исток конфликта, увы, не в ядерном оружии как таковом, а в стремлении к максимальной власти и в итоге к мировому господству, то есть в элементарном грехе властолюбия, который не исчезает из мировой политики. Сможет ли человек обуздать этот грех – история покажет. Я в этом отношении остаюсь пессимистом.

РЕКЛАМА