поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 января 2007  распечатать

Айгуль Биданова

Легенды Святого Ключа

Источник: Казахстанская правда (Алматы)

Праздник Крещения, отмечаемый православным миром 19 января, имеет замечательную особенность. В этот день любая, даже водопроводная, вода превращается в святую. В окрестностях Семипалатинска есть место, известное как Святой Ключ. Ежедневно в любое время суток здесь можно встретить людей разных национальностей и вероисповеданий. Мой собеседник, председатель краеведческого общества "Прииртышье" Павел Жуков, уверен, что приводит их сюда не только прагматичная цель запастись считающейся целебной водой, но и необъяснимое желание прикоснуться к вечности...

Находка заблудившегося

Каждый населенный пункт имеет свою историю, тщательно задокументированную, изданную и переизданную. Хотя знакомиться с местностью намного увлекательнее посредством легенд и мифов, передаваемых из уст в уста, из поколения в поколение. Семипалатинцы с особенным пиететом относятся к истории открытия Святого Ключа. В далеком 1719 году из Тобольска вверх по Иртышу отправилась экспедиция под руководством гвардии майора Ивана Лихарева, ставившая своей целью исследование устья практически неизвестной в то время реки, закладку и обустройство прииртышских крепостей для защиты дальних рубежей Российской империи от джунгарских набегов. Кроме припасов и воинского снаряжения экспедиция везла с собой и список (копию) чудотворной иконы Абалацкого монастыря "Знамение Пресвятой богородицы". Согласно легенде, корабли, проходя мимо Семипалатинской крепости, вопреки всем законам физики, неожиданно встали и не слушались лоцманов, пока кто-то не догадался, что это знак свыше оставить икону в крепостной церкви.

В 1740 году главная святыня Семипалатинского форта загадочным образом исчезает, и самое пристрастное следствие не может выяснить причину происшествия. Однако через некоторое время икона при не менее загадочных обстоятельствах вновь возвращается к людям. Некий семипалатинский татарин, возвращаясь домой из гостей, заблудился. Стемнело, и путнику стало не по себе, поэтому, увидев среди деревьев огонек, он побежал к нему что было сил. В распадке на стволе тополя висела иконка, под ней горела свечка, а вблизи из обрыва бил холодный ключ. Осмотревшись, татарин сообразил, где находится, и вскоре добрался до крепости. Там он сообщил о находке, и казаки поспешили за святыней. Легенда уточняет, что свеча под иконой обжигала всех, кто пытался до нее дотянуться, и только тот самый татарин сумел безболезненно снять икону.

С тех пор ключ и получил название Святого, а семипалатинцы при пересказе легенды неизменно подчеркивают интернациональную суть этого явления природы.

"Сколь славен... "

В 1777 году местоположение Семипалатинской крепости меняется, а первым зданием, построенным по новому адресу, становится Знаменский собор, куда и была перенесена чудотворная икона, освятившая своим присутствием весь город. Рассказы о ней и необычном водном источнике были популярны далеко за пределами региона, поэтому в 1855 году военным чиновником Свидерским над ключом был устроен деревянный навес в виде часовни для паломников, в большом числе приходящих к Святому Ключу. Под навесом были выставлены иконы и между ними, разумеется, копия Семипалатинско-Абалацкой иконы Божьей Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились свидетельства о чудесных исцелениях. Но однажды во время сильного пожара навес и все находящиеся под ним вещи и записи сгорели.

Но недаром говорят, свято место пусто не бывает. В конце 80-х годов XIX века павлодарский купец Артемий Деров построил над ключом изящную деревянную часовню, а трудами семипалатинского купца II гильдии Федора Плещеева здесь возникла каменная церковь. Построена она была в 1870 году с разрешения Епископа Томского и Семипалатинского Преосвященного Платона. Правда, позже выяснилось, что с каменным материалом строители поспешили, так как песчаный берег вызывал постоянные колебания, и с течением времени на стенах церкви стали появляться трещины. В 1900 году она была разобрана, а на ее месте выстроена церковь деревянная.

Но все эти пертурбации количества паломников не снижали, и для размещения богомольцев около Святого Ключа на частные пожертвования были возведены летние бараки. Кроме того, ежегодно 7 (21) июля в Семипалатинске совершался Крестный ход из города на Святой Ключ. Он проходил при огромном стечении народа, с участием всего городского духовенства, армии. Военные оркестры играли "Сколь славен... " , на пристанях служился молебен, что превращало религиозное действо в настоящий общегородской праздник.

Под покровительством монахинь

– С 1902 года на ключ перебирается Миссионерская Знаменская женская община, – продолжает увлекательный экскурс в историю краевед Павел Жуков. – Первоначально она размещалась близ здания Киргизской миссии в Алаше (левобережная часть Семипалатинска), где действовал мужской монастырь, а через улицу, с северо-западной стороны, к нему примыкал небольшой белый домик с глинобитным забором – женская община под руководством монахини Сидонии.

Из документов узнаем, что "Святейший Правительствующий Синод 28 февраля 1912 года сообщил Правительствующему Сенату, что определением Святейшего Синода постановлено: находящуюся близ поселка Старый Семипалатинск, Семипалатинской области, Омской Епархии, Миссионерскую Знаменскую женскую общину обратить в женский общежительный монастырь того же наименования, с таким же числом сестер, какое обитель окажется в состоянии содержать на собственные средства".

Монахини вели активный образ жизни: своими силами сеяли хлеб, мололи муку, ткали холсты, укрепляли иртышские берега. Рядом с ними трудились лишь трое мужчин – два священника и помощник по хозяйству Ананий Корнеев, чей потомок, кстати, до сих пор проживает вблизи Святого Ключа. Кроме того, монахини занимались воспитанием брошенных детей, которых собирали по всем окрестным аулам и селам. И никто не разбирал, чьи это были дети, какого роду-племени, какого вероисповедания. Главное, чтобы и сироты не умерли голодной смертью. Девочек (монастырь-то был женский) растили, учили основам грамоты, домоводству. И самое главное, в чем сходятся все исследователи, никому из воспитанниц не навязывалось насильно крещение. Дети по достижении 14 лет выбирали вероисповедание сами.

Сельхозартель – санаторий – бесполезность

Эта мирная жизнь под сенью древних сосен закончилась в 1921 году. Вот что писала газета "Степная правда" восьмого марта того года: "Состоялось второе заседание 27 февраля сего года междуведомственной комиссии по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства под председательством т. Власова. Главными вопросами являлись: ликвидация женского монастыря на Святом Ключе, о свечной торговле в церквях, о привлечении местного духовенства к общегражданской трудовой повинности и пр. Женский монастырь считать упраздненным, церковь при нем передается группе православных граждан, а все постройки его с инвентарем передать коммунотделу. Духовенство привлекать к трудовой повинности с известными ограничениями, указанными центром, и в свободное от церковных служб время".

Еще одна местная легенда (впрочем, некоторые утверждают, что слышали эти сведения от старых монахинь) рассказывает, что примерно за два месяца до закрытия монастыря одна из послушниц увидела в церкви яркий свет, шедший от иконы "Знамение Пресвятой богородицы". Испуганные служительницы сообщили о видении настоятельнице монастыря игуменье Екатерине, на что та ответила: "Знать, нам здесь не жить". Сама матушка-настоятельница Екатерина Иванюк разделила судьбу обители.

В августе 1937 года ее арестовали, позже – расстреляли. Место ее погребения неизвестно... После закрытия монастыря из его насельников создается сельскохозяйственная артель. Разорение церквей под лозунгом борьбы с голодом не миновало и Святоключевскую обитель. В апреле 1922 года в церкви на Святом Ключе изъяты ценности, а именно: 31 предмет весом 24 фунта 92 золотника (примерно 10,2 килограмма). Знаменская церковь и часовня оцениваются в 43 999 рублей в ценах довоенного времени, что не мешает разобрать церковь на бревна и перевезти в Старую крепость, где они и пролежали до сожжения неизвестными.

"Протокол заседания Президиума Губисполкома 8.04.22 г.

В виду того что в артели состоит значительное количество монашек, прикрывающихся названием артели, что артель является очагом заразы, распространяемой посещающими артель в большом количестве паломниками, что в артели зачастую укрываются контрреволюционные элементы, а поэтому находя с политической точки зрения существование такой артели нецелесообразным:

а). Артель при Святом Ключе распустить.

б). Предложить Губземотделу имущество артели передать Губпрофсовету для дома отдыха".

И под именем "Красный Ключ" этот дом отдыха действительно открывается 29 мая 1922 года, но уже в 1929 году поднимается вопрос о разрушении берега в районе уже бывшего Святого Ключа и вот резолюция от 24 октября: "... С точки зрения технической, как будто бы правильная мысль: строения на Красном Ключе, угрожаемые падением из-за подмыва берега Иртыша, перенести в село или в Семипалатинск, но с точки зрения целесообразности УСК не видит тех мотивов, по которым можно было бы кем бы то ни было затрачивать на ненужное строительство средства, материалы, силу, транспорт в то время, когда наши все мысли, денежные средства, материалы и квалифицированная рабсила, должны быть брошены по одному направлению, а именно на выполнение нашего пятилетнего плана индустриализации.

Нам не нужно, по крайней мере, в этот период, какое-либо строительство, не создающее и не увеличивающее наши материальные ценности, и в данном случае строительство каких бы ни было храмов и культов должно приостановиться из-за его бесполезности. Нач. Окр. УПР Строительного контроля инженер П. Дробинский".

И хотя власть официально признала для себя ключ бесполезным, один из последних документов, касающихся бывшего монастыря, в ответ на ходатайство о выдаче разрешения на совершение литургии и молебна 21 июля у Святого Ключа гласит: "Резолюция: В связи с тем что в месте так называемого Святого Ключа расположены пионерлагеря речников и что там кроме детей и обслуживающих лагерь работников никого нет, Облисполком не может дать разрешение".

Память о бронзовом веке

– Но современные семипалатинцы не только по-прежнему посещают Святой Ключ, – говорит Павел Жуков, – но и хранят память о монастыре, о монастырской церкви. Внук бывшего мельника монастыря Владимир Корнеев привез из кедрового питомника маленький саженец и посадил его как раз там, где находилась монастырская церковь. Теперь этот кедр уже дает шишки, белки лакомятся орешками, и невдомек многим сегодняшним посетителям ключа, что кедр-то непростой. Раз уж заговорили о деревьях, то легендарный тополь, на котором в 1740 году обнаружилась чудотворная икона, более не существует – его буквально сгрызли паломники, так как считалось, что его кора полезна для здоровья и даже исполняет желания. А вот традиция проведения крестных ходов постепенно возрождается, и с каждым годом количество участников растет.

Несколько летних сезонов на раскопках монастыря работала школьная археологическая экспедиция под руководством энтузиастов своего дела В. Колбина и А. Долгушева. Было точно определено место часовни над ключом (сегодняшнее его положение не соответствует первоначальному, Иртыш смыл примерно 80 метров берега), обнаружены остатки монастырских подвалов. Их стены клались из сланца на известковом растворе с добавлением яиц, что придавало строению особую прочность. Интерес участников экспедиции вызвала находка фрагмента стеклянной бутылочки с изображением Абалацкой иконы "Знамение" и надписью "Святой Ключ". Позднее одна из прихожанок Воскресенского собора передала аналогичную бутылочку в неповрежденном виде. Где их делали, сохранились ли еще экземпляры, предстоит выяснять краеведам.

Немного о целительной силе воды ключа. Один из основателей Семипалатинского медицинского института (ныне – академии) Сергей Бобов мечтал построить здесь водолечебницу, но из-за финансовых трудностей не смог претворить мечту в жизнь. Павел Жуков со товарищи также заказали в местной СЭС анализ воды, который подтвердил: жидкость абсолютно чистая, не содержит каких-либо примесей, тяжелых металлов и т. д. Впрочем, горожане предпочитают думать, что в воде из источника есть хоть мизерная взвесь серебра, что и делает ее целебной.

– Недавно неожиданно выяснилось, что места, прилегающие к источнику, были обитаемы еще в бронзовом веке, – подытоживает наш разговор Павел Жуков. – Археологические находки подтвердили ранее сделанные предположения. Возможно, что и тогда, четыре тысячи лет назад, люди селились здесь, чтобы получать исцеление, даруемое водами Святого Ключа.

19.01.2007

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.11.2018

В РПЦЗ призывают не сравнивать ее примирение с Московским патриархатом и константинопольские методы лечения раскола на Украине

16.11.2018

Митрополит Онуфрий назвал создаваемую "поместную церковь" политической организацией

В "Матросской тишине" заново построят храм, разрушенный большевиками

Архиепископ Новокаховский и Генический Филарет опроверг слухи о своих планах перейти в новую церковь

Митрополит Онуфрий относится к происходящему вокруг УПЦ "абсолютно спокойно", говорят в его окружении

База данных всех участников Великой Отечественной появится в главном храме Вооруженных сил РФ

Вышел в свет двенадцатый том Собрания трудов Святейшего Патриарха Кирилла

Издательский Совет провел круглый стол с молодыми писателями

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

10.11.2018

Русская народная линия:
Андрей Сошенко
Русская Идея в отражении XXII Всемирного Русского Народного Собора

04.11.2018

Русская народная линия:
Анатолий Степанов
Новое соборное послание народу
О трех важных посланиях обществу Всемирного русского народного собора...

01.11.2018

Тетради по консерватизму. № 1. 2018:
Игумен Виталий (Уткин)
Мифология истории, народность и Православие в концепции графа С.С. Уварова (к разработке проблемы)

29.10.2018

Накануне.RU:
Анна Смирнова
"Экспертиза катастрофы". Реформам образования поставят оценку

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты