поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
13 декабря 2006  распечатать

Андрей Никитин

Сектанты любят оранжевое

Источник: Газета "Золотое кольцо"

Три года назад Ярославль посетил известный специалист по сектам, профессор Александр Дворкин. Однако случилось так, что дать оценку его деятельности "Золотое кольцо" доверило постороннему и предвзятому автору. В результате 28 октября 2003 года появился материал О. Грачева "Великий сектовед на каналах ЦРУ" с непроверенными данными, касающимися жизни А. Л. Дворкина. Мы приносим Александру Леонидовичу свои извинения и предлагаем читателям интервью с профессором.


Александр Дворкин – человек известный. Прожив пятнадцать лет за рубежом, он на исходе 1991 года вернулся в Россию. Ныне Александр Леонидович – крупнейший отечественный специалист по нетрадиционным религиозным движениям. Он заведует кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и является профессором этого вуза, возглавляет Центр религиоведческих исследований имени святого Иринея Лионского, является автором 10 книг, включая фундаментальные "Сектоведение" и "Очерки по истории Вселенской православной церкви", а также составителем четырех книг, включая уникальный юридический сборник "Секты против церкви".

Кроме того, профессор Дворкин занимает должности вице-президента международного центра "Диалог" и президента Российской ассоциации центров изучения религии и сект, а также входит в совет директоров Европейской федерации исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS). Что касается чтения лекций, информирующих население о тоталитарных культах, график поездок по городам нашей страны у Александра Леонидовича расписан на полгода вперед.

Сектантам вся эта активная деятельность определенно не нравится. Поэтому за последнее время появилось много публикаций, где Дворкина в чем только не обвиняют.

– Александр Леонидович, сектантская пресса так активно записывает вас в "русские американцы", что многие теперь думают, будто и родились вы в США.

– На самом деле я родился в Москве пятьдесят один год тому назад. Закончил обычную московскую школу, а затем поступил в Московский педагогический институт. Хотел стать учителем русского языка и литературы. Но получилось так, что моя жизнь оказалась связана с церковью...

– Иногда уверяют, что вы перекрестились в православие из иудаизма.

– Ну что вы! Я рос в совершенно светской семье и иудеем никогда не был. Юношей про религию не думал – был хиппи, слушал рок-музыку, читал подпольного Солженицына... Собственно, и на Запад я был вынужден уехать в 1977 году именно по политическим мотивам. А уже там пришел к Богу, приняв крещение в церкви Христа Спасителя города Нью-Йорк. Потом был алтарником храма Свято-Владимирской православной духовной академии, иподиаконом в Свято-Никольском кафедральном соборе города Вашингтона... Параллельно получил ученые степени бакалавра русской литературы и кандидата богословия, а затем защитил в Фордхемском университете диссертацию "Иван Грозный как религиозный тип" и стал доктором философии.

– Говорят, что вы работали на радио "Голос Америки" и "Свобода", вроде бы "учрежденных ЦРУ", что вы до сих пор являетесь гражданином США...

– Учредителем "Голоса Америки" и "Свободы" является не американская разведка, а USIA – "Агентство по международному развитию". Я там действительно отработал три года обычным журналистом, о чем нисколько не жалею. У этих же микрофонов стояли писатели Александр Солженицын, Владимир Войнович, Александр Зиновьев и Василий Аксенов, певец Александр Галич, православные священники Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф и Кирилл Фотиев... По логике моих горе-обличителей их всех тоже надо записать в шпионы. Знаете, да в иных сектах сегодня пропагандируется такая русофобия, что никакому радио "Свобода" не снилось! Мы тогда работали против коммунистической системы. А они работают не против системы – против России как таковой. Что до пресловутого американского паспорта, то я давно уже восстановил российское гражданство. И сектанты это прекрасно знают, но продолжают лгать.

– А правда, что ваша жена – американка?

– Смешно... Моя супруга Ирина – уроженка Челябинска, дочь летчика, полковника Советской армии.

– Идут намеки, что вы вернулись в Россию, дабы по некоему иностранному заданию перессорить Православную церковь с нетрадиционными конфессиями...

– Я приехал на Родину зимой 1991 года и заниматься сектами вообще не планировал: устроился преподавателем в Православный университет, думал продолжать исследование жизни Ивана Грозного. Но как раз в это время начался наплыв сект. И меня попросили: Александр Леонидович, поскольку вы жили в стране, откуда к нам импортируются самые агрессивные культы – не могли бы взять на себя обязанность изучать процессы, происходящие в этой сфере? Я согласился и получил благословение блаженной памяти протоиерея Глеба Каледы заняться новым делом. Так появился Информационно-консультационный центр во имя священномученика Иринея Лионского, известный ныне как Центр религиоведческих исследований.

– Часто приходится слышать, что он щедро финансируется церковью и вы едва ли не подпольный миллионер.

– Знаете, "подпольный миллионер" с момента возвращения в Россию ютился на квартире у друга и лишь в прошлом году получил жилье на окраине Москвы, в двадцати пяти минутах езды на автобусе от станции метро... Патриархия же за антисектантскую деятельность не платит, потому что наш центр не структурное подразделение церкви, а независимая общественная организация. В итоге мы трудимся на энтузиазме, в свободное от основной работы время. Мои источники доходов, например, – это ставка в Свято-Тихоновском гуманитарном университете, гонорары от выпуска книг и чтения лекций. Остальные сотрудники центра тоже подрабатывают кто где.

– Вас часто обвиняют в использовании "оскорбительной" терминологии. Мол, закон не оперирует словом "секта" – значит, его и применять нельзя.

– В Уголовном кодексе нет слова "бумажник". Но если один гражданин украдет у другого бумажник – то понесет ответственность по Уголовному кодексу. Надеюсь, аналогия понятна. Вполне достаточно того, что в законе есть общий термин "религиозное объединение". Если мы откроем любой учебник религиоведения, то увидим, что все религиозные объединения принято делить на три типа: церковь, деноминация и секта. Это не Дворкин сочинил, это академические положения...

– Вашими оппонентами проводится также мысль, что если религиозное объединение имеет свидетельство о регистрации – то оно уже не секта.

– А эти понятия не связаны друг с другом. Свидетельство о регистрации у религиозной общины примерно то же самое, что паспорт у гражданина. Паспорт есть и у президента России, и у мелкого жулика. Свидетельство о регистрации может быть и у респектабельной религиозной организации, и у секты. То есть сама по себе эта бумага еще не гарантирует, что ее владелец действует в рамках закона. А сектанты именно так все и обставляют: "Вот документ о том, что государство нас признало. Значит, мы хорошие, нам все можно и никакая мы не секта". Да ничего подобного. Если деятельность зарегистрированного объединения ведет к разрушению личности, семьи, общества – значит, мы будем называть его сектой.

– И каковы, на ваш взгляд, основные угрозы россиянам в духовной сфере?

– На первом месте находятся неопятидесятники, или, как их еще называют, харизматики. Это очень опасное деструктивное движение, которое возникло в семидесятых годах XX века на американском континенте. В России оно представлено широким спектром разноименных сект. Чтобы усыпить бдительность государства и общества, последователи этих культов с 1997 года стали выдавать себя за пятидесятников, история которых насчитывает около века. То есть перехватили чужой брэнд.

Всего их в России около 300000 человек. Движение имеет хорошую финансовую базу, плотно взаимодействует с западными единоверцами, а руководитель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) – РОСХВЕ(п) Сергей Ряховский свел дружбу с некоторыми чиновниками, после чего его включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ и сделали членом Общественной палаты. Сейчас вчерашние харизматики производят очередную подмену понятий – начинают выдавать себя за "простых русских протестантов". Это очень опасно, и, не скрою, для нас неопятидесятники – проблема номер один. Следом идут Свидетели Иеговы, которых в России около 150 тысяч, мормоны, кришнаиты, муниты, "богородичники", последователи "психокультов", сайентологи, сатанисты...

– Кстати, последнее время распространяются слухи, что вы "заступаетесь" за сатанистов. Мол, Дворкин говорит, что нет никаких поклонников дьявола, что это все просто подростки балуются.

– На самом деле в моей книге "Сектоведение" деятельности сатанистов посвящен целый раздел. С другой стороны, я не перестаю говорить о том, что если на Западе дьяволопоклонников много, то в России их число пока, к счастью, невелико. Но газетам хочется жареного, и поэтому за сатанистов частенько выдают обычных хулиганов, рисующих закорючки на стенах церквей, или охотников за металлом, которые устраивают погромы на кладбищах. Я предлагаю не заниматься подобным мифотворчеством. А лидеры сект выворачивают мои слова наизнанку – Дворкин-де заступается за поклонников дьявола! Да у меня даже в курсе университетских лекций им уделено весьма значительное время.

– Между тем сектанты то и дело ссылаются на "важный документ" – письмо декана журфака МГУ Ясена Засурского от 3 декабря 1997 года, где вроде бы сообщается, что вам отказали в праве читать там лекции "из-за отсутствия образовательного уровня".

– Насколько помню, члены местной секты "Церковь Божья" размахивали им и осенью 2003 года, когда мне довелось побывать в Ярославле. Я тогда публично им объяснил, что это обычная фальшивка, сделанная на компьютере в программе "Фотошоп". Кто-то отсканировал бланк журфака МГУ и подпись Засурского, а между ними поместил свой текст о Дворкине без исходящего номера, зато с грамматическими ошибками. После чего выставил "документ" на сайте, принадлежащем "Нарконону", то есть подразделению тоталитарной секты "Сайентология". А уж оттуда его стали охотно заимствовать в качестве "компромата на Дворкина" последователи других деструктивных культов. Когда декан журфака МГУ узнал об этом, то прислал мне письмо с заверениями, что он не имеет к появившемуся "документу" никакого отношения.

– Еще недоброжелатели уверяют, что вы самовольно именуете себя профессором – Высшая аттестационная комиссия (ВАК), мол, не принимала решения о присвоении Дворкину профессорского звания.

– У нас в стране работает два вида высших учебных заведений – светские и духовные. Высшая аттестационная комиссия присваивает статус профессора сотрудникам светских вузов. А в духовных учебных заведениях статус профессора дают соответствующие церковные инстанции. Я преподаю именно в духовном учебном заведении – Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Поэтому и профессором стал не по решению государственной комиссии, а по указу патриарха Московского и всея Руси от 18 ноября 2002 года.

– Вопрос, касающийся ваших поездок. Цитирую: "Он уже преуспел в разжигании межрелигиозной розни: после его визитов вспыхивали межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде, Димитровграде и многих других городах". Что вы на это скажете?

– Я скажу, что есть закон, и если бы была установлена причинно-следственная связь между моими поездками и "межконфессиональными конфликтами", я бы уже давно сидел в тюрьме.

– И все же именно за последние пару лет количество негативных материалов о вас, пусть даже инициированных сектантами, резко возросло. С чем это связано?

– С тем, что до 2008 года, когда нам сулят "оранжевую революцию", уже рукой подать. В свое время Конрад Аденауэр призывал "делать политику руками религии". Именно к этому, видимо, и готовятся отечественные сектанты. Неопятидесятники, например, не только мощное тоталитарное движение. Это еще и "пятая колонна" граждан, открыто симпатизирующих западным ценностям, проамериканской "модели мира". Возможно, их планируют использовать в качестве политического инструмента при осуществлении государственного переворота. Я об этом открыто говорю, а сектанты в ответ все активнее пытаются меня дискредитировать. Но они опоздали, поскольку факты о роли неопятидесятников в смене политических режимов уже стали достоянием гласности.

– Например?

– Возьмем Латвию. В свое время американцы активно поддержали создание рижской неопятидесятнической организации "Новое поколение". Возглавляемая Алексеем Ледяевым, она стала "базовой" для создания тысяч подобных сект, и не только на латвийской земле. Достаточно заметить, что ярославская "Церковь Божья", известная ранее как "Новое поколение", обязана и названием, и становлением именно рижской церкви-матери. В итоге возникла весьма влиятельная сектантская империя. Затем активисты рижского "Нового поколения" вошли в состав "Латвийской первой партии", оттуда перепрыгнули на ключевые министерские должности, а сам Ледяев выпустил работу "Новый мировой порядок", утверждающую, что "престол мира" должен находиться в США. Конечно, и до него Латвия смотрела на Запад. Но стараниями Ледяева она стала уже откровенно проамериканской, и мы не удивляемся, когда слышим, что ее политические лидеры едут в США на "Молитвенный завтрак" с Джорджем Бушем.

Точно по тому же сценарию развивались украинские события. Запад активно поддерживал создание и развитие киевской неопятидесятнической секты "Посольство Божье", которую возглавил выходец из Нигерии Сандей Аделаджа. И когда пришел "час икс" – именно 15 тысяч его последователей стали самой дисциплинированной силой на Майдане. В итоге у власти оказался ориентированный на Америку человек – Виктор Ющенко. Причем Аделаджа даже не скрывал радости от того, что новый президент "является демократичным, прозападным политиком". А затем и правая рука Аделаджи – Леонид Черновецкий – стал мэром Киева.

– Как думаете, наши власти заметили эту тенденцию?

– Безусловно: они запретили въезд в Россию что рижанину Ледяеву, что псевдокиевлянину Аделадже. Но отечественные неопятидесятники и без этих господ, полагаю, не растеряются. Сейчас они размахивают российскими флагами, молятся "за этот народ, эту страну", клянутся в любви Путину. Но когда придет срок – сектанты могут встать под западные знамена. По крайней мере, их лидеры не вылезают из зарубежья, а в саму Москву все чаще рвутся с Запада эмиссары, которые теперь представляются "пророками" и "апостолами", но раньше были известны в качестве сотрудников подрывных идеологических центров. Пастор Александр Дзюба, руководитель московского филиала "Посольства Божьего", тесно связанного с РОСХВЕ, прямо сказал в одном из интервью: "Придет время, и опыт "Посольства Божьего" поможет в осуществлении "оранжевой" революции в России".

Так вот. Я и коллеги – мы как можем предупреждаем общество об этой угрозе. И чем ближе 2008 год, тем сильнее сектанты боятся разоблачения. Поэтому любыми путями пытаются очернить в глазах россиян и меня, и других борцов против сектантской угрозы. Но я думаю, что люди не дальтоники, они смогут отличить черное от белого. И от оранжевого – тоже.

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Александр Дворкин

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты