поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 декабря 2006  распечатать

Сергей Гернет и Николай Гернет

Главное – русская печь

Перед Рождеством архангельские козули – вырезные силуэтные пряники – заполняли городской рынок

Источник: Архангельск (Архангельск)

"По утрам в дом приходили розовощекие крестьянки с корзинками и предлагали домашние козули, раскладывая их на белом полотне, вкусные и ароматные пряники в форме человечков и северных животных: тут были ненцы, белые медведи, олени, все раскрашенные белым и розовым сахаром".

(Евгения Фрейзер. "Дом над Двиной")

Архангельские козули – вырезные силуэтные пряники из темного ароматного теста, украшенные цветной глазурью, – появились в середине XIX века. Они представляют собой своеобразный продукт синтеза пекарского искусства разных времен и народов.

Свою форму козули унаследовали от западноевропейских рождественских пряников, изготовляемых в Немецкой слободе Архангельска иноземными мастерами; название они позаимствовали от обрядового печенья, издавна выпекающегося в Холмогорском и Мезенском уездах Архангельской губернии; а цветом и вкусом обязаны полюбившейся горожанам знаменитой "коврижке". Начало массовому козульному промыслу было положено появлением в продаже большого количества черной патоки – побочного продукта сахарного производства, существовавшего в Архангельске с середины XIX века.

Печь козули начинали с начала октября, а с середины декабря их можно было купить во всех булочных и кондитерских города.

Размер пряников колебался от 6-7 до 45-55 сантиметров. Перед Рождеством козули заполняли городской рынок, и, как правило, к началу праздника они все раскупались.

Огромное количество посылок с козулями рассылалось по России и за границу.

Первоначально козули повторяли образы домашних животных, но с расширением этого промысла ассортимент рисунков пополнился изображениями рождественской звезды, ангелов, елки, корзинки, парусного судна, ненки в национальном костюме, оленьей упряжки...

Наряду с козулями традиционной формы в начале XX века стали появляться в продаже пряники в виде амазонки, извозчика, собаки с конурой, парохода, паровоза, аэроплана, велосипедиста, воплощенных в тесте фантазиями местных кондитеров.

Первая мировая война внесла свои коррективы в традиционный архангельский промысел. Появились в продаже козули в форме одноглавого орла и раненого воина.

После установления Советской власти на Севере (в 1920 году) торговцы козулями быстро отреагировали на изменение политической обстановки. Появились в продаже козули с изображениями серпа и молота, рабочего с лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"

В 1925 году появились в продаже странные козули. Пряники повторяли прежний рисунок двуглавого орла, только крест на короне был отрезан, на груди орла изображены серп и молот, а на короне надпись "Р.С.Ф.С.Р.", и сами козули стали выпекать из белого и розового теста.

В начале XX века архангельские козули стали экспонироваться в разных российских музеях, а с конца семидесятых годов XX века это стало традицией, в том числе и в самом Архангельске.

После прошедшей с огромным успехом в 1977 году выставки "Северные козули" количество участников устраиваемых в последующие годы подобных экспозиций не увеличивалось. В этот период времени, названный "застоем", это было вызвано отсутствием в продаже ингредиентов козульного теста: пряностей, разрыхлителей, пищевых красителей. Достаточно сложна и технология изготовления "правильного" козульного теста и глазури. Главное – в духовом шкафу газовой или электрической плиты хороших козуль не выпечешь, нужна русская печь!

Обычай наряжать рождественскую елку в Россию пришел из Европы. Часто в качестве украшений использовались пряники, специально изготовленные для этой цели из крутозамешенного теста, состоящего только из муки, не обязательно пшеничной, и воды.

С введением западноевропейского календаря в России с 1 февраля 1918 года, которое сразу стало 14м, Рождество Христово стало отмечаться Православной церковью после Нового года, а в связи с проводимой большевиками политикой отделения церкви от государства этот праздник вообще перестал официально отмечаться. Более того, и новогоднюю елку пытались отменить под разными предлогами.

Как бы там ни было, козули в Архангельске никто не отменял, и они превратились в атрибут новогодних праздников, сохранившись в этом качестве до наших дней. И нет сомнения, что когда-нибудь архангельская козуля станет такой же визитной карточкой Архангельска, как и его исторический герб!

11.12.2006

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

20.07.2017

Глава Русской зарубежной церкви прибыл с паломническим визитом в Крым

Боярские саркофаги XII века найдены на раскопках в новгородском монастыре

182 тыс. верующих поклонились мощам Николая Чудотворца в Петербурге за неделю
Время ожидания в очереди – до пяти часов

Археологи приблизились к разгадке тайны библейского Ковчега Завета

Патриаршее служение в Неделю 7-ю по Пятидесятнице в храме Живоначальной Троицы в Троицке

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине

Святейший Патриарх Кирилл встретился с послом Германии в Российской Федерации

В Киеве представили программу торжеств в украинской столице, посвященных 25-летию Харьковского Архиерейского Собора и Дню Крещения Руси

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

20.07.2017

Известия:
Александр Щипков
"Культурные" надзиратели и права верующих
Член Общественной палаты РФ Александр Щипков – о законопроекте, который коснется объектов религиозного назначения

BBC. Русская служба:
Фарида Рустамова
Почему Путину не покажут законопроект о российской нации

Материк:
Петр Нечипорук
Архимандриту Кириллу (Говоруну) не дают спокойно спать лавры идеолога "проекта Украины как антиРоссии"

19.07.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Любая попытка наладить диалог ― это путь в будущее

18.07.2017

РИА Новости:
Священник УПЦ МП: нельзя все время твердить, что "мы – самые лучшие"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты