поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
11 декабря 2006  распечатать

Катя Щербакова

Про рок в своем отечестве

Чем рок-музыканты могут помочь Русской православной церкви?

Источник: Город (Санкт-Петербург)|||

Недавно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (глава Отдела внешних церковных связей РПЦ) заявил, что если кто из российских рокеров хочет вести свою публику к Богу, то в этом нет ничего дурного. Таким образом, РПЦ признала рок-музыку богоугодной. Мы попытались понять, сможет ли рок-музыка увеличить популярность православия в России?

История сближения

Имен симпатичных ему рокеров митрополит Кирилл не назвал. Позже это сделал заместитель Кирилла по Отделу внешних связей протоиерей Всеволод Чаплин. Он сказал, что митрополит имел в виду Юрия Шевчука из "ДДТ", Ольгу Арефьеву из "Ковчега" и Константина Кинчева из "Алисы". Впрочем, сам Чаплин к Кинчеву относится с осторожностью.

История отношений русского православия с русскими рокерами крайне непродолжительна. Три с лишним года назад, в январе 2003-го, в Петербурге прошел благотворительный концерт "Рок к небу". Все сборы от мероприятия были направлены на строительство студенческих храмов – при вузах. Это был первый случай, когда РПЦ открыто пошла на контакт с рок-музыкантами. Церковь не только поддержала концерт, но и отправила на него диакона Андрея Кураева, который произнес перед 14 тысячами человек проповедь о роке.

"Алиса" выступала первой, и Константин Кинчев со товарищи спели почти весь свой православный репертуар – от "Неба славян" до "Мы – православные". При этом Кинчев с публикой почти не общался. Это сделал вместо него Юрий Шевчук. Помимо разговоров о том, как вузам не хватает храмов, он еще и поделился кратким рассказом о своей стычке с Филиппом Киркоровым. Еще пели забросившая реггей и переключившаяся на написание псалмов Ольга Арефьева и группа "Оргия праведников", во время выступления которой большая часть публики покинула зал.

Зато проповедь Андрея Кураева настолько впечаталась всем в память, что ее цитируют до сих пор. "Но однажды сердце озаряет мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек – просто покойник в отпуске?.."

Сергей Иншахов, фанат "Алисы" с пятнадцатилетним стажем, тот концерт вспоминает с восторгом:

– Конечно, было немножко странно, что "Алиса" выступала первой. Мы с друзьями, думая, что начало, как всегда, задержат, вошли в Ледовый, когда Кинчев пел уже третью песню. Но нас сразу накрыло волной его энергии и веры. Было видно, что он вдохновлен, как никогда.

– А проповедь Кураева вас вдохновила?

– Честно говоря, мы ушли с проповеди. Очень хотелось курить. Но потом, когда я узнал, что Кураев – друг Кинчева, пожалел об этом.

– Вас не смущает, что из вечного бунтаря Кинчев сделался проповедником?

– Мне кажется, что это только укрепило "Алису". К концу девяностых они, как и многие рокеры, начали терять в весе, перестали давать мощную музыку. Но после того как Кинчев крестился и привел в церковь почти всех участников "Алисы", в песнях появилось что-то новое. Те, кому "Алиса" никогда не нравилась, начали говорить, что Кинчев стал призывать к погромам – но это не так. Всегда надо думать своей головой. Он, конечно, отвечает за публику в какой-то мере, но нельзя же бесконечно думать, что ты поешь перед группой идиотов, которые поведутся на любой твой призыв. Да, Константин – настоящий патриот. Но лично мне это только нравится.

С тех пор священнослужители стали появляться на рок-концертах официально. В 2005 году в "Православной энциклопедии" на канале ТВЦ главной темой стали вопросы "Куда влечет нас рок?" и "Может ли рок-сцена стать местом для христианской проповеди?".

В этом году внимание РПЦ к рок-музыке заметно усилилось. В апреле митрополит Кирилл собрал у себя православных музыкантов, среди которых были и Константин Кинчев с Юрием Шевчуком. В сентябре в Красноярске прошел фестиваль "Погляди в небо", санкционированный РПЦ. Звездой шоу стала группа "Инструкция по выживанию", лидер которой Роман Неумоев прославился когда-то песней "Убить жида". Неумоев раскаялся в своем прошлом панк-рокера и получил благословение все того же Кирилла на миссионерскую деятельность в среде рок-молодежи. Ну и, наконец, в ноября РПЦ официально признала рок-музыку за свою.

Несвятые отцы

Правда, пока еще не все священнослужители поддерживают "рок-православие". Например, протоиерей Владимир Переслегин о некоторых рокерах пишет, к примеру так: "Популяризируемый о. Сергием Рыбко и "Радонежем" Константин Кинчев – настоящий и при том тяжелый рок-музыкант. Поэтому у него с "Black Sabbath" с их "The Illusion of Power" и "Kiss of Death" в тысячу раз больше общего, чем с любыми христианскими бардами, о. Романом Матюшиным, о. Романом Тамбергом.

Осознает ли он или нет, но он изъясняется музыкальным языком сатанистов "Черной субботы", хотя и располагает гораздо меньшим "словарным запасом". Так, "Мерседес" и "Жигули", хоть и отличаются по качеству, но ездят по одним правилам, в отличие от поездов и самолетов. В данном случае мы имеем дело с черными "Жигулями".

Их общее с черным "Мерседесом" – не только хриплый мужской речитатив вместо вокала, чередующийся с децибелами... Но главное – зловещая окраска опуса, вызывающие, угрожающие, жлобские интонации. Сентенции Кинчева: "крест не уронить", "правдой дорожить" и т. п., подчинены зловещему контексту рока... Не обязательно произносить одни матерные слова, чтобы быть сквернословом. Достаточно перемежать ими речь, и эта речь будет невыносима, даже если будет состоять из призывов к нравственности".

В петербургской семинарии к рокерам относятся не так строго. Хотя музыка Кинчева большинству молодых людей не интересна. "Из известных вам музыкантов, мы любим слушать Шевчука. Он – душевный", – сказал нам один из семинаристов.

Из рок-батюшек самым известным является диакон Андрей Кураев. Он ходит на рок-концерты, а названия его книг поражают актуальностью проблематики: "Гарри Поттер в церкви", "Как делаются антисемитом", "Как относиться к исламу после Беслана", "Кино: перегрузка богословием", "Кто послал Блавацкую", "Мастер и Маргарита": за Христа или против?", "Может ли православный быть эволюционистом" и так далее.

Кураев объясняет, зачем РПЦ рок-музыканты: "В нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто призывает мыслить, кто прорывается сквозь кольцо штампов, в конце концов оказываются нашими союзниками. Кинчев на сцене – шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское православие, Светлую Русь... Столь же недогматичны были средневековые фрески Страшного суда. Но свою педагагическую правду они несли. Пробирало".

Лояльно к рок-музыке относится и игумен Евмений, настоятель Макариево-Решенской обители. Только в отличие от других рок-батюшек он заявляет, что готов "пойти на встречу хоть с Пугачевой" – была бы польза. Зато московский иеромонах Сергий Рыбко (сам в прошлом рокер) проповедовать на поп-концертах отказывается, потому что публика туда ходит исключительно ради развлечения.

Роком в небо

Прокомментировать ситуацию мы попросили Илью Стогова – писателя с богословским образованием (написавшего в том числе книгу "Бронзовый рок").

– Проповеди священников на рок-концертах – это и нормально, и эффективно?

– Проповеди могут иметь место где угодно. В сороковых годах прошлого века испанские священники шли работать на шахты и заводы, чтобы вести там "молчаливую проповедь". Жить рядом с паствой, и не словами, а примером свидетельствовать о своей вере. Я знаком с французским священником Ги Жильбером, который проповедует проституткам, за что регулярно бывает бит их сутенерами. А вот не очень умные заявления диакона Кураева, который у нас почему-то считается главным спецом по молодежи, лично мне удачной проповедью не кажутся.

– Не превратит ли официальная церковная поддержка рок-музыку в пропаганду?

– Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы музыканты свидетельствовали о своих убеждениях через музыку. А чтобы превратить хоть что-нибудь в пропаганду, нужно иметь то, что в советские времена именовалось "пропагандистской машиной". У РПЦ такой сегодня нет. Степень ее влияния на общество равно нулю. Кинчев куда более популярная личность, чем митрополит Кирилл, и сам мог бы его как-нибудь поддержать.

– То есть Кинчев работает на популярность РПЦ?

– Став православным, Кинчев так, по-моему, и не стал христианином. Впрочем, это моя личная точка зрения.

– Русский рок имеет сейчас то же влияние на молодежь, какое имел когда-то, или разговоры об этом сильно преувеличены?

– Так же как и русское техно, как джаз или шансон, русский рок, в общем-то, уже ретро. И когда пресс-секретарь РПЦ в духе восьмидесятых пытается рассуждать о разнице между роком и попсой, мне это кажется немного забавным.

– Неужели в РПЦ все так плохо, что ей понадобилось привлекать к своему миссионерству рокеров?

– У РПЦ миссионеров никогда не было. Сибирь является русской уже триста лет, но там и до сих пор полно язычников. Сравните с Мексикой испанских католиков или с Океанией британских протестантов и сделайте выводы сами. А дела у РПЦ, разумеется, идут очень и очень плохо. Как и у всего нашего общества.

11.12.2006

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Рок и православие

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты