поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
08 декабря 2006  распечатать

Александр Оконишников

Анафема

Источник: Честное слово|||

Слово "анафема" слышал практически каждый человек. Подавляющее большинство полагает, что анафема – это особая форма церковного проклятия. Эти люди очень сильно удивятся, если узнают, что истинное значение анафемы есть духовное церковное врачевание недуга человеческого духа

Отлучение или проклятие?

Уже в толковании перевода слова "анафема" разные теологи дают различный перевод этого слова с греческого языка. Одни говорят, что в древнегреческом языке это слово означает "воздвигать" или "посвящать". Другие уверяют, что "анафема" с греческого переводится как "проклятие", "отлучение". Самое интересное в том, что и те и другие специалисты правы.

В греческом тексте Ветхого Завета слово "анафема" является переводом еврейского слова "херем", что означает "находящееся под заклятием", нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. Чаще всего это было существо или предмет, избранный для жертвоприношения. Использование таких объектов в других целях было запрещено, и они были обречены на уничтожение. В Ветхом Завете анафемой называли и противника, и его осажденный город, потому что они были обречены на уничтожение.

В Новом Завете слово "анафема" получает другой смысл. Апостол Павел использует это слово для обозначения человека, отлученного от христианского сообщества. В 431 году святой Кирилл Александрийский провозгласил свои 12 анафем против еретика Нестора. А со времен IV Вселенского Собора (451 г.) анафема получает достаточно широкое распространение. В тогдашней Церкви ее использовали в основном по отношению к отвергающим или извращающим вероучительные истины. Такие люди исключались из общества верующих, удалялись от церковного общения. В VI веке анафема стала обозначать самую жесткую форму отлучения, которая официально полностью отделяла еретика от христианской Церкви.

В православии и католицизме сложилось разное отношение к анафеме. Истоки этого уходят в глубину веков. Еще Апостол Павел отлучил от Церкви одного жителя Коринфа, который впал в грех кровосмешения и жил с женой своего отца. После отлучения коринфянин пришел к раскаянию и исправлению, а все остальные узнали, что так поступать не просто нехорошо, но очень нехорошо, поскольку даже церковное общение для таких людей становится невозможным.

Грешники в те времена как бы разделялись на отлученных кающихся и отлученных упорствующих. Первые были лишены святых Таинств и во время их совершения должны были выходить из храма. Однако связь между ними и остальными верующими окончательно не разрывалась и частное общение с ними не было запрещено. Другое отношение было к отлученным и упорствующим в своих заблуждениях. С ними всякие отношения разрывались полностью. Таким образом, в Церкви установились две разновидности отлучения. Одно, так называемое врачебное, являлось временным, малым, другое – "смертное" – собственно и называлось анафемой.

Анафема как церковная мера применялась очень осторожно и лишь тогда, когда все остальные средства примирения человека с Церковью были испробованы и не дали результата. Естественно, что к этой мере могли прибегать только священники. Миряне, в том числе и очень высокопоставленные, если даже и знали о ком-то, что он еретик и преступник, не имели права выносить такие приговоры.

Представление об анафеме как о проклятии распространилось после того как русская интеллигенция увлеклась католицизмом и перенесла на православие канонические нормы католиков. Между тем одним из самых принципиальных разногласий между католическим и православным вероучением является вопрос о сущности анафемы. Православные богословы считают, что это отлучение от церковного общения, от Святых Таинств, от жизни единого тела Церкви, но с возможностью покаяния и возвращения человека в Церковь. А вот католические богословы полагают, что анафема – это не только отлучение, но и вечное проклятие. А проклятие, как известно, это есть пожелание зла.

"Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти"

Католическая анафема XII века, сформулированная уже после окончательного отделения Запада от православия, звучит так: "Властью всемогущего Бога Отца, Сына и Духа Святого и всех святых (перечисление имен святых) отлучаем сего злодея и грешника, и предаем анафеме и изгоняем за порог святой церкви всемогущего Бога, дабы он предан был на вечные муки с Да Фаном и Авироном и со всеми, кто говорит Господу Богу: "Отойди от нас, ибо мы не хотим знать путей Твоих". И как огонь угашается водой, так да угаснет свет его во веки веков, если он не покается и не загладит своей вины. Да проклянет его Бог Отец, сотворивший человека! Да проклянет его Сын Божий, пострадавший за нас! Да проклянет его Дух Святый, ниспосланный нам во святом крещении! Да проклянут его небеса, и земля, и все, что на них есть святого!.. Да будет он проклят, где бы не находился – в доме или на поле, на большой дороге или на глухой тропинке, в лесу, или в роще, или в храме! Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий, отдыхающий, мочащийся, испражняющийся и кровоточащий! Да будет он проклят во всех способностях своего тела! Да будет он проклят снаружи и внутри! Да будет он проклят в волосах главы своей! Да будет он проклят в мозгу своем! Да будет он проклят в темени, в висках, во лбу, в ушах, в бровях, в глазах, в щеках (и так вплоть до ступней. – "ЧС".). Да не будет в нем ничего здорового!"

Как замечает автор "Энциклопедии заблуждений" А. Таицкая: "Как вы видите, этот текст совершенно не похож на что-либо христианское". Сам обряд анафемы в католицизме выглядел очень устрашающим и унизительным. Вот, например, как предавали анафеме бывшего католического священника, астронома Джордано Бруно. Занимался этим местный католический епископ, получивший за обряд отлучения около ста граммов серебра. Сама анафема выглядела так: "Джордано Бруно привели к алтарю тащившие его за руку клирики. На нем были все облачения, которые он получил соответственно ступеням посвящения, начиная от стихаря-послушника и кончая знаками отличия священника. Епископ, приблизившись к алтарю, сел лицом к народу. Джордано Бруно заставили взять в руки предметы церковной утвари, употребляемой при богослужении. Затем его заставили пасть перед епископом ниц. Епископ произнес установленную формулу: "Властью всемогущего Бога Отца и Сына и Святого Духа низлагаем, отлучаем, извергаем из всякого духовного сана, лишаем всех титулов". Затем епископ надлежащим инструментом срезал кожу с большого и указательного пальцев обеих рук Джордано Бруно, якобы уничтожая следы миропомазания, совершенного при посвящении в сан. После этого он сорвал с осужденного облачения священника, наконец, уничтожил следы тонзуры, произнося формулы, обязательные при обряде снятия сана.

Даже в преддверии просвещенного XX века католическая анафема изобиловала множеством проклятий. Вот как отлучали от католической церкви бывшего священника Лео Таксиля, известного автора "Забавного евангелия" и других книг, высмеивавших католицизм: "Во имя всемогущего Бога Отца, Сына и Святого Духа, Священного Писания, святой и беспорочной Девы Марии, Матери Бога, во имя всех славных добродетелью ангелов, архангелов, престолов, могуществ, херувимов, серафимов, во имя патриархов, пророков, евангелистов, святых преподобных, мучеников и исповедников и всех прочих, спасенных Господом, Мы провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, которые именуется Леон Таксиль, и изгоняем его от дверей Святой Божьей церкви. И Бог Отец, Который сотворил мир, его проклинает; и Бог Сын, Который пострадал за людей, его проклинает; и Святой Дух, Который возродил людей крещением, его проклинает. И святой Михаил, ходатай душ, его проклинает. И небо и земля, и все, что на них заключается святого, его проклинает. Да будет он проклят всюду, где бы он ни находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет проклят он в жизни и в час смерти. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьет, когда он ест, когда он алкает и жаждет, когда он постится, когда он спит или когда он бодрствует, когда гуляет или когда отдыхает, когда он сидит или лежит, когда он ест, когда он ранен, когда истекает кровью. Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних. Да будет проклят волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его, брови его, глаза его, щеки его, нос его, кисти рук и руки его, пальцы его, грудь его, сердце его, желудок его, внутренность его, поясница его, пах его, бедра его, колена его, ноги его, ногти его. Да будет проклят во всех суставах членов его, чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног. Чтобы Христос, Сын Бога Живого, проклял его со всем Своим могуществом и величием и чтобы небо и все живые силы обратились на него, чтоб проклинать до тех пор, пока он не даст нам открытого покаяния. Аминь. Да будет так, да будет так. Аминь".

"Да подаст ему Господь покаяние"

В Православной Церкви нет соответствующего обряда отлучения или лишения сана. Нет торжественного провозглашения анафемы. Да и смысл и цель самой анафемы совсем иные. Анафема в православии не означает непременного проклятия или осуждения на вечную гибель. Анафематствуя еретика или преступника против правил христианской нравственности, Церковь отказывалась молиться о прощении их грехов и отдавала их судьбу на Суд Божий.

Вот что писал об этом святой Игнатий Брянчанинов: "Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек, это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святого Духа, в общении с сатаною.

Значение анафемы есть значение духовного церковного врачевства против недуга в духе человеческом, причиняющего вечную смерть".

Конечно, случаи отлучения от Церкви на Руси встречались, хотя и не очень часто. Интересно, что при отлучении от Церкви не допускали употребление имен, данных при Крещении. Поэтому в России пели анафему Гришке (но не Григорию) Отрепьеву, Тимошке (но не Тимофею) Акундинову, Стеньке (но не Стефану) Разину, Ивашке (но не Иоанну) Мазепе, Емельке (но не Емелиану) Пугачеву. В XVII веке в синодик предаваемых анафеме в Неделю Торжества Православия лиц вошли протопоп Аввакум и другие активные деятели старообрядчества. Были преданы анафеме и декабристы.

Различие между подходом к анафеме православия и католиков очень хорошо видны при ознакомлении с подлинными документами об отлучении от Церкви писателя, графа Льва Николаевича Толстого.

Сколько легенд сочинено по этому поводу! Но мало кто знаком с истинным документом об отлучении Льва Толстого. Примечательно, что от Церкви Лев Толстой был отлучен в начале XX века, то есть приблизительно в то же время, когда предали анафеме и Лео Таксиля. Но сравните тексты этих отлучений.

Льва Толстого отлучили от Церкви в следующих выражениях: "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры Православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою до селе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассылаемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, – Создателя и Промыслителя вселенной; отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека, искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради, человеков, и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых; отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы Приснодевы Марии; не признает загробной жизни и мздовоздаяния (возмездия. – "ЧС".); отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из Таинств – священную Евхаристию (претворение во время Богослужения хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. – "ЧС".). Все сие проповедует граф Лев Толстой непрерывно словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православною.

Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с ней. Ныне о сем свидетельствуем пред всею Церковью к утверждению правостоящих и вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что на конце дней своих останется без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.

Посему свидетельствуем об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины.

Молимся, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь". (Определение Святейшего синода от 20-23.02.1901 г. NO 557).

Люцифер за спиной Льва Толстого

Речь в этом документе идет о многих сочинениях Льва Толстого, но прежде всего о печально знаменитой 39-й главе романа "Воскресение". "Кощунствовать по поводу святынь народа – это непристойно", – много позже скажет об этой главе наш современник, известный православный публицист диакон Андрей Кураев. В самом деле, какие чувства у православного может вызвать такое издевательское описание таинства Евхаристии Льва Толстого: "Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное в действии было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей. Предполагалось, что в это самое время из хлеба и вина делается тело и кровь... Хор торжественно запел, что очень хорошо прославлять родившую Христа без нарушения девства девицу Марию, которая удостоена за это большей чести, чем какие-то херувимы, и большей славы, чем какие-то серафимы. После этого считалось, что превращение совершилось, и священник, сняв салфетку с блюдца, разрезал серединный кусочек начетверо и положил его сначала в вино, а потом в рот. Предполагалось, что он съел кусочек тела Бога и выпил глоток Его крови..."

Сегодня даже некоторые церковные мыслители недоумевают: как же мог гениальный Толстой не понять значение и смысл Церкви? Толстой, который, с одной стороны, всю жизнь стремился к духовному совершенству, к постижению смысла жизни, а вот с другой...

Андрей Кураев как-то написал: история культуры показывает, как много талантливых людей становились игрушками в руках темных сил. Софья Андреевна Толстая свидетельствовала о том, что порой граф был буквально бесноватым. "Он издевался над всем, что нам дорого и свято... Мне казалось, что я слышу бред сумасшедшего... Наконец, когда он взглянул на меня вопросительно, я сказала ему: "Мне нечего Вам ответить; скажу только одно, что, пока Вы говорили, я видела Вас во власти кого-то, кто и теперь еще стоит за вашим столом". Он живо обернулся. Кто это? – почти вскрикнул он.

– Сам Люцифер, воплощение гордости".

Основная идея Толстого в том, что Бог – это твоя совесть и только. Иисус Христос для него – всего лишь один из "учителей человечества". "Но Христос, – замечает Андрей Кураев, – не просто тот, кто дает нам инструкцию, как жить. Он еще реально все время свою руку рядом с нашими держит. "Моя сила в вас да пребудет. Примите Мое Причастие, Мою благодать и силу, и тогда Моя сила сольется с вашей". Это называется в православном богословии синергия – содействие, сотрудничество. И вот этого диалога, этого ощущения, что что-то другое, не мое, может войти в жизнь человека, нет ни у толстовцев, ни у рериховцев".

...Кстати, совсем немногие знают, что определением архиерейского собора Русской Православной Церкви от 2 декабря 1994 года рериховцы отлучены от Православной Церкви. Точнее рериховцы сами себя отлучили. "Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и "новые религиозные движения" (речь идет об "учении живой этики", введенной в оборот семьей Рерихов и называемой также Агни Йогой. – "ЧС".) с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учение этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви".

Примечательно, что Архиерейский Собор поясняет: "Однако противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений. "Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, не сообщайтесь с ним, но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата" (второе послание св. апостола Павла Фессалоникийцам 3,14-15).

Мы призываем всех членов Церкви молиться о просвещении одержимых ложными учениями..."

Говорят, что Лев Толстой, увы, так и не раскаялся. Хотя старец Варсонофий специально приезжал к постели умирающего писателя на станцию Астапово. А вот другой великий деятель искусств осознал, чем грозит для него безбожие. Диакон Андрей Кураев рассказывает о том, что великий российский кинорежиссер Сергей Бондарчук, будучи воспитан на творчестве Льва Толстого, был буквально влюблен в него. Автор фильмов "Война и мир", "Тихий дон", "Аустерлиц", "Судьба человека" "всю жизнь прожил со Львом Толстым, то есть – без Церкви. Вся его квартира была увешана портретами Толстого. Но когда его душа начала расставаться с телом и обострились духовные чувства, он начал воочию видеть, что есть нематериальный, духовный мир, и что этот мир без Христа – страшен. Попросту говоря, он начал видеть бесов. Он понял, что портреты Толстого его от этого не спасут. И он позвал священника. Исповедовался и причастился. (Священник, исповедовавший Бондарчука, и рассказал мне об этом случае, – пишет Андрей Кураев, – не раскрывая, естественно, того, о чем шла речь на самой исповеди)".

Сергей Бондарчук сумел остановиться, правда, у последней черты. А вот многие другие поклонники учения Льва Толстого так и ушли из жизни без покаяния. Если взять словарь Д. Таевской "Христианские ереси и секты I – XXI веков", то мы увидим, какое огромное количество сект было взращено на толстовстве. Это и само толстовство, разделившееся затем на "светлых толстовцев" и "темных толстовцев", это и "дружина церкви Христовой" или "великановцы". Эти носили стеклянные нательные кресты. Это и "неотолстовцы", и еще десятки прочих сект.

"Примири и соедини"

Разговор об анафеме "в итоге" – это и разговор о грехах и наказании за грехи. В Церкви есть разные виды епитимий (наказаний). Эти духовные исправительные меры назначаются священником или архиереем. Целью епитимии является отучение верующего от дурных привычек: лености, скупости, сквернословия, пьянства и т. д. Епитимия может состоять в посте сверх назначенного для всех, усиленной домашней молитве, определенном числе земных поклонов, отлучении от причастия (впрочем, на небольшие сроки). В древней Церкви существовала целая система наказаний, а в наше время отношение к кающимся более мягкое.

Уже в III веке существовали даже названия степеней покаяния. Были "слушающие", "припадающие", "плачущие", "купностоящие". А сегодня главное – искренне желать покаяния. О покаянии следовало бы говорить подробнее и отдельно. Это одно из семи Таинств Православной Церкви, а про таинства негоже говорить второпях. Наверное, когда-нибудь о покаянии мы поговорим. Но и сейчас стоит сказать о главном – покаяние очищает человека от греха. Не случайно Таинство Покаяния в Православной Церкви называют "вторым Крещением". Кающемуся грешнику Бог не позволит духовно погибнуть.

Увы, наша жизнь проходит в грехах. И греша, мы сами отлучаем себя от Церкви. Вернуться в Церковь, соединиться с Ней можно только через искреннюю исповедь и раскаяние. Не случайно в Таинстве Исповеди в разрешительной молитве, которую священник читает над кающимся, есть такие слова: "Примири и соедини его святей Твоей Церкви".

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Александр Оконишников

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

14.02.2019

"Вестник ПСТГУ" включен в крупнейшую мировую реферативную базу данных научных публикаций Scopus

РПЦ предлагает властям полностью погашать ипотеку семьям с шестью и более детьми

В РПЦ предлагают признать в российском законодательстве нерожденного человека субъектом права

РПЦ ждет от США защиты прав американского гражданина – епископа УПЦ, высланного с Украины

В РПЦ считают обращение епископа УПЦ к американскому Конгрессу причиной его депортации с Украины

Епископ УПЦ, задержанный в аэропорту Киева, депортирован в США

В МИА "Россия сегодня" прошла презентация книги митрополита Волоколамского Илариона "Иисус Христос"

В ОВЦС прошло заседание Межведомственной координационной группы по теологии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

15.02.2019

Независимая газета:
Василий Щипков
Путин и миф

09.02.2019

Новые известия:
Сергей Гаврилов: "Государство слишком отделилось от Церкви"

07.02.2019

ИА Новороссия:
Дмитрий Бабич
Настоящая церковь не создается государством

30.01.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 35-ю по Пятидесятнице в Храме Христа Спасителя г. Москвы

08.01.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу "Россия"

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты