поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
22 апреля 2003  распечатать

Филипп Щипков

Протестантские СМИ – особое явление в мире конфессиональной журналистики

Протестантские СМИ – особое явление в мире конфессиональной журналистики. Как и православные издания, они начали возникать, когда появилась возможность не только открыто исповедовать свою веру, но и говорить, и писать о ней. По сравнению с православными протестанты в большей степени ориентированы на евангелизационную работу – проповедь веры и привлечение новых членов церкви. В советское время информацию о религии можно было получить только в религиозном сообществе, а поэтому после утверждения свободы одной из первых задач стало издание печатных материалов, в том числе периодических, содержащих элементарные сведения о христианской вере. От выпуска листовок и буклетов протестантские церкви постепенно перешли к изданию газет.

Однако за более чем десять лет свободы вероисповедания протестантская периодика так и не смогла заявить о себе в журналистском мире – о ней практически ничего не известно обществу. Распространено представление о том, что протестантские издания – исключительно агитационные по характеру, и в известном смысле так оно и есть. Издание такого рода чаще всего возникают как печатный орган определенной местной церкви, то есть протестантские газеты, как и другие конфессиональные СМИ, ориентированы на определенную религиозную среду, на членов своей церкви. Они находятся в прямой финансовой зависимости от своей общины и не имеют возможности развиваться, выходить за ее пределы. А их миссионерская направленность по существу ничем не отличается от обращенности внутрь – ведь и в данном случае они обращены к членам религиозной общины, только будущим, которых община стремится приобщить к вере.

Проблемы протестантских печатных изданий обсуждались на конференции "Христианская пресса – 2003", которая прошла 10-12 апреля в Краснодаре. Это уже пятая конференция, организованная протестантской Ассоциацией христианских журналистов (АХЖ). Предыдущие проходили в Санкт-Петербурге, Минске, Ивано-Франковске.

Ассоциацию, созданную в 2000 году на встрече христианских журналистов в Комарово, под Петербургом, возглавляет редактор петербургской межконфессиональной газеты "Вечный Зов" Сергей Романов. В АХЖ входят представители 275 периодических изданий – в основном протестанты, хотя среди членов есть также католики и православные. Ассоциация ставит своей целью объединение всех журналистов, работающих в христианских СМИ, для сотрудничества и диалога об общих проблемах. В работе краснодарской конференции участвовали представители христианских СМИ из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Краснодара, Кисловодска, Липецка, Ярославля, г. Прохладного, г. Майского (Кабардино-Балкария), г. Бельцы (Молдавия).

Конференция проходила в формате круглого стола, в ходе которого обсуждался широкий спектр вопросов, связанных с работой христианских СМИ. В дискуссии поднимались разные проблемы, в том числе вопросы о соотношении христианской и светской прессы, о сосуществовании двух направлений христианской прессы – евангелизационном и церковном, темы Родины и патриотизма в христианских СМИ, самокритичности и объективности журналистов, перспектив повышения профессиональной квалификации. Осознание самими журналистами того факта, что протестантским изданиям необходимо выходить на новый качественный уровень, стало одной из причин организации АХЖ и регулярного проведения конференций в разных городах стран СНГ.

Сергей Романов считает, что главная проблема протестантских СМИ заключается в том, что они ощущают свою самодостаточность и, как правило, не интересуются не только жизнью православных и католиков, но и других протестантских церквей. "Если мы признаем, что люди спасаются и в католической, и в православной, и в евангельской церквах, то мы должны переживать за то, что происходит в этих церквах", – говорит Романов.

Участники конференции отмечали, что в России со стороны протестантских СМИ Русская Православная Церковь подвергается большей критике, нежели католики. Отчасти это происходит потому, что католики, так же как и протестанты, представляют собой религиозное меньшинство и вызывают чувство солидарности. Однако, Сергей Романов считает, что, хотя между православными и протестантами существует – в скрытой или явной форме – конфронтация, не следует противопоставлять православие и протестантизм, поскольку обе традиции опираются на общие христианские основания.

Сергей Накул, епископ и пастор церкви "Вифания", в помещениях которой проходила конференция, сообщил, что представители его церкви посещали православного митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора и настоятелей православных общин, однако, взаимоотношения не выстраиваются. "Может быть, это происходит оттого, что православные уверены в том, что только они одни могут претендовать на абсолютную истину, и такое отношение проявляется ко всем протестантским церквам на Кубани", – предположил протестантский служитель.

Выход из сложившейся ситуации должны искать сами протестанты, и решением проблемы может стать отказ от критики других конфессий, считает Сергей Романов. По его мнению, протестанты, противопоставляя себя православию, замыкаются в рамках своей деноминации. А отсутствие в светских средствах массовой информации публикаций о российском протестантизме способствует утверждению в общественном сознании представления о протестантских церквах как о сектах, от чего страдают многие протестанты. Иначе говоря, протестантские издания не имеют в глазах светских СМИ даже части того авторитета, каким обладает Православная Церковь.

Каким образом изменять такой "имидж"? – Только посредством диалога с Православной Церковью, считает С. Романов. Он обратил внимание участников конференции на то, что в православии сейчас происходит много хорошего, идут положительные процессы, хотя многие протестанты не хотят этого видеть. По его мнению, евангелические церкви должны первыми сделать шаг навстречу православным.

На конференции была поднята более специальная проблема соотношения евангелизационной и церковной прессы. Первая отвечает требованиям целенаправленной миссионерской деятельности и является в настоящее время наиболее распространенной моделью для протестантских СМИ. Церковная пресса – это пресса, которая, являясь по своей сути христианской, в то же время является независимой: это своего рода идеал, к которому должны стремиться христианские издания. Участники конференции пришли к выводу, что для повышения уровня протестантских изданий необходимо стремиться к отказу от исключительно евангелизационной установки.

Елена Долакова, главный редактор "Христианской газеты" (г. Краснодар), считает, что христианская пресса пойдет по тому же пути, что и светская: "Христианские СМИ должны конкурировать со светскими изданиями. Они должны давать другой взгляд на жизнь. Можно на все смотреть с двух точек зрения: что Бог – есть и что Бога – нет. Все остальные мировоззрения подстраиваются под эти две точки зрения".

Однако, сегодня протестантские газеты не конкурируют не только со светскими газетами, но и между собой. Сергей Романов считает, что у протестантских СМИ пока не обнаруживается стремления выйти на широкий читательский рынок. Каждое издание расходится в своем узком кругу, не захватывая даже общепротестантскую аудиторию. Но в перспективе, по его мнению, протестантский рынок должен объединиться с другими христианскими читательскими рынками – католическим и православным, а затем вступить в борьбу за светскую читательскую аудиторию.

Признаки подобной стратегии можно заметить уже сегодня. Чтобы привлечь читателей, некоторые протестантские издания не указывают свою конфессиональную принадлежность. А по мнению Юлии Олейниковой, редактора газеты "Екклесиаст" (г. Ярославль), лучшее для протестантского издания – это быть светской газетой, которая подаёт информацию с христианской точки зрения, поскольку такая газета лучше воспринимается читателями.

В ходе дискуссии также была затронута проблема языка. Было отмечено, что в протестантских церквах, как и в православной, формируется своего рода "сленг", на котором общаются члены общины. А затем этот "птичий язык" переходит на страницы газет, из-за чего только усиливается внутрикорпоративная окраска изданий.

Большое внимание на конференции было уделено проблеме освещения в протестантских СМИ темы патриотизма. "Кто такие протестанты – патриоты или космополиты?" – таким вопросом задались собравшиеся журналисты. Многие констатировали, что протестантские СМИ не пишут о жизни христиан в России, и основная часть материалов, публикуемых протестантскими изданиями, посвящена жизни христиан за рубежом. В этой связи Дмитрий Жуков, директор Агентства информации "Благая Весть" (г. Калининград), заметил, что очень трудно найти российских авторов, которые могли бы писать с христианских позиций.

В вопросе о патриотизме протестантские журналисты сталкиваются с дилеммой. С их точки зрения, христианин должен быть космополитом, но в то же время христиане любят свою родину. Протестантские журналисты считают, что пресса должна стать патриотичной, должна выражать национальный менталитет. "Все мы, – говорит Елена Долакова от лица российских протестантов, – в конечном итоге вышли из православия. Мы не можем этого отрицать и не должны этого отрицать, и на уровне христианской прессы можно наиболее эффективно вести диалог между протестантами и православными". В ходе дискуссии отмечалось, что в обществе созрела острая необходимость такого диалога, а также то, что создать гражданское общество можно только в условиях свободы вероисповедания, межрелигиозного и внутриконфессионального общения.

На конференции был принят Кодекс чести христианского журналиста, в котором, в частности, отмечается: "Христианский журналист – патриот своей страны (п. 2.2)... он стремится знать родной язык, его законы, грамматику, а также наследие отечественной литературы и историю своего государства (п. 2.8)".

По итогам работы конференции участники направили письма главам христианских конфессий России: предстоятелю РПЦ патриарху Алексию II, главе российских католиков митрополиту Тадеушу Кондрусевичу, председателю Российского союза адвентистов седьмого дня Василию Столяру, председателю Союза евангельских христиан-баптистов Юрию Сипко, председателю Союза христиан веры евангельской – пятидесятников Павлу Окаре, председателю Российского союза христиан веры евангельской Сергею Ряховскому. В этих обращениях отмечается, что христианские церкви сегодня "уделяют недостаточное внимание вопросам развития христианских печатных СМИ". "Нам, христианам, к сожалению, нечего противопоставить засилью так называемой "желтой прессы", в откровенной форме пропагандирующей грех и безбожие", – отмечается в письме.

Также были направлены письма главным редакторам и журналистам ведущих российских газет и журналов. В них члены АХЖ призывают своих коллег по перу прекратить на страницах своих изданий пропаганду безбожия, оккультизма и греха.

Наконец, участники конференции направили послания президенту РФ Владимиру Путину и министру по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации Михаилу Лесину, выражая "обеспокоенность ростом числа газет и журналов, в открытой форме пропагандирующих насилие, порнографию, сексуальные извращения, интим-услуги и т.д.". "Многие издания, имеющие миллионные тиражи, на наш взгляд, в грубой форме нарушают Закон РФ о СМИ, запрещающий пропаганду вышеперечисленных деяний (Глава 1, Статья 4.)", – говорится, в частности, в послании, в котором глава Российского государства призывается дать в открытой форме оценку этимявлениям и "целенаправленно осуществлять государственную политику по духовному оздоровлению общества, вплоть до привлечения к решению проблемы правоохранительных органов".

Ссылки по теме:

Ассоциацией христианских журналистов

Общепротестантские интернет-ресурсы

Реформатские (Кальвинистские) Церкви

Методистские Церкви

Евангельские Христиане-Баптисты

Лютеранские Церкви

СМ.ТАКЖЕ

персоналии:

Филипп Щипков

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты