Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_35444.html


29 ноября 2006

Георгий Дудченко

Христианская жизнь Эстонии

Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий: Некоторым политикам наша Церковь продолжает казаться "враждебной рукой Москвы"

Источник: http://www.vestidd.ee/ Еженедельник "Вести недели – день за днем"

В 1993 году в Эстонии возникла драматичная для многих людей ситуация: Православная Церковь разделилась на две части. Одна часть перешла под омофор Константинопольского Патриархата, другая сохранила верность Московскому Патриархату, оставаясь при этом официально не признанной государством, то есть не зарегистрированной. Десять лет напряженных переговоров и поисков компромиссов в 2001 году привели к положительному решению вопроса о регистрации Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦМП). Что изменилось с тех пор и каково нынешнее положение дел?


– Если мы говорим о толерантности, то в итоге должна появиться справедливость, – начал разговор Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий. – Множество исторических событий и политических обстоятельств привели нашу Церковь, которая теперь называется Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, к существующему положению дел. Была революция в России и обретение Эстонией государственной независимости. Была Вторая мировая война. Было восстановление независимости Эстонии. И каждое из этих событий по-своему влияло на положение Церкви.

– Чтобы стало возможным понять сегодняшнее состояние дел, сделайте, пожалуйста, сжатый обзор событий...

– Православные приходы Эстонии до революции входили в состав Рижской епархии Русской православной Церкви, затем составили Ревельское викариатство, во главе которого был поставлен протоиерей Павел (Кульбуш), эстонец по национальности, в конце 1917 года принявший монашенский постриг с именем Платона. В январе 1919 года в Тарту он был зверски убит большевиками, а в августе 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон был причислен к лику новомучеников российских.

В 1920 году Определением Патриарха Московского и всея Руси Тихона Эстонской Православной Церкви была дарована автономия. Однако все молодые самостоятельные государства хотели, чтобы в их странах были самостоятельные Церкви. В 1923 году в надежде получить автокефалию и в условиях страшных гонений от безбожной власти, обрушившихся на Мать-Церковь в России, возглавляемая митрополитом Александром Эстонская Православная Церковь перешла под омофор Константинопольского Патриарха. Однако и там был подтвержден только автономный статус. Тогда, в 1935 году, Церковь приняла новый Устав, по сути своей устав автокефалии, которая, впрочем, так и осталась никем не признанной.

В начале 40-х годов каноническая связь с Русской православной церковью была восстановлена. В 1944 году митрополит Александр эмигрировал за границу, где возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании. В 1978 году Дмитрий I, Блаженнейший Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Святой Русской Православной Церкви, объявив недействительным, как написано у него, "...наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви..". В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном.

Вскоре после этого произошел раскол Эстонской Православной Церкви. Одна часть приходов перешла в каноническое окормление Константинопольского Патриархата. А другая осталась верной Матери-Церкви. Раскол очень тяжело переживался нашими прихожанами. В процессе имущественной реституции ЭАПЦ, входящая в юрисдикцию Константинопольского патриархата, была признана единственным собственником всего церковного имущества, имевшегося в Эстонии до 1940 года. Храмы, при которых были наши приходы, стали собственностью ЭАПЦ. И хотя нас заверяли, что противодействовать нашим Богослужениям в этих храмах не будут, такое положение дел не могло не повергать прихожан в уныние. Несколько лет ушло на трудные и напряженные переговоры на самых разных уровнях, прежде чем представители Московского и Константинопольского Патриархатов смогли подписать в Цюрихе соглашение, по которым стало возможным размежевание двух частей Церкви как в каноническом, так и в имущественных отношениях.

– И потом еще годы ушли на подготовку следующего шага – регистрации ЭПЦМП...

– Да, и важно подчеркнуть, что после того, как эта регистрация была осуществлена, произошло много внешних изменений. Было восстановлено наше членство в Совете Церквей Эстонии, углубились контакты с государственными властями и общественно-политическими организациями. Неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов сыграл Патриарший визит в Эстонию осенью позапрошлого года, после которого отношение государственных и местных властей к нашей Церкви еще сильнее изменилось в лучшую сторону.

Повысился уровень представительства ЭПЦМП на государственных мероприятиях. В рамках государственной программы "Ренессанс церквей" нам стали выделять деньги на ремонт храмов. Благодаря этому продолжается ремонт церкви в Нымме. Отпущены средства на ремонт Нарвского собора и церкви в Мустве. В прошлом году мне вручили Благодарственную грамоту за подписью министра внутренних дел Эстонской республики "за вклад в дело церковного служения, просветительства и воспитания, а также в связи с 15-летием епископской хиротонии и 60-летием священнического служения". И еще знак Почетного гражданина города Таллинна. Вообще внешние знаки хорошего отношения теперь постоянно проявляются. А делам, связанным с передачей нам церквей согласно достигнутым договоренностям, долгое время, прямо скажу, не было видно конца.

– Жаль, что вместо вопросов о церковном служении приходится задавать вопросы о недвижимости. Расскажите, пожалуйста, о нынешней ситуации.

– В конце 2001 года были подписаны два протокола о намерениях между ЭАПЦ, государством и ЭПЦМП, согласно которым ЭАПЦ отказывается от претензий на храмы и приходские дома общим числом 18, находящиеся во владении приходов ЭПЦМП, а государство закрепляет их в единоличное владение и пользование приходов ЭПЦМП сроком на 50 лет на основании юридического института "право застройки", которое, по существу, обеспечивает на этот срок приходам такие же юридические права, как и собственникам. Цена этого решения для государства – 35 миллионов крон компенсаций, выплаченных им Эстонской Апостольской Православной Церкви по разным статьям.

Что изменилось с тех пор? Храмы, находившиеся в ведении муниципалитетов, переданы нам либо в собственность, либо в аренду с правом застройки (что является не вполне конструктивным и вынужденным для нас временным решением). В то же время процесс передачи нам храмов, которые ЭАПЦ уже передала государству, затянулся.

К сожалению, порой бывает трудно отделаться от мысли, что некоторым чиновнкам и политикам наша Церковь, видимо, так и продолжает казаться, как некоторые говорят, враждебной "рукой Москвы"... А все ведь уже давно могли убедиться, что политикой мы не занимаемся. Разве мы что-то плохое делаем, выступаем против какой-то партии или власти? Мы стараемся созидать царствие Божие на земле и жить церковной евангельской жизнью. Вот и все.

– А за какое государство молится Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, когда священник возглашает: "О стране нашей, властех и воинстве ее"?

– Наша церковь называется Эстонская Православная церковь. Территориально она расположена в Эстонии, и молимся мы о стране, в которой живем...

– Реституция церковной собственности и возникшие в результате ее сложности привели к тому, что Вы, предстоятель Эстонской Православной Церкви, служите не только в храмах, арендуемых у эстонского государства, но и в храмах ставропигиальных, то есть подчиненных непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси.

– Да, Александро-Невский кафедральный собор нам не принадлежит, еще до подписания протоколов о намерениях он был зарегистрирован как ставропигиальный, и передан нам на 50 лет в аренду. В Кохтла-Ярве церковь решили продать по символической цене Александро-Невскому собору – и теперь в Кохтла-Ярве служат в церкви, принадлежащей Александро-Невскому собору. Вот такие неоднозначные решения приходилось вынужденнно принимать до того, как Церковь наша была зарегистрирована.

Кроме того, в Эстонии, на территории нашей Церкви, есть ставропигиальный Пюхтицкий монастырь. И хотя он состоит в духовном подчинении непосредственно Патриарху, связь с ним очень тесная. Паломники туда наши едут. Своей духовной жизнью монастырь окормляет наших прихожан, хотя там бывает много гостей и из других государств. А еще – совместная деятельность. Когда я рукополагаю священника или дьякона, посылаю его именно туда как бы на стажировку, потому что там ежедневные службы и соответствующая духовная обстановка, которая очень располагает к становлению нового священнослужителя.

Огромно значение общего богослужения праздника Пюхтицкой иконы Божией Матери. Это праздник не только монастырский, но он еще и праздник всей Эстонской земли, связанный с явлением Богородицы здесь, в Эстонии. Поэтому нельзя смотреть на монастырь как на нечто оторванное от нашей Церкви. Это единое, хоть и руководство немножко разное. Часто там бываю, и совершаю богослужения в ставропигиальном монастыре по многу раз в году.

Благодатнейшее там место, и я очень жалею, что в монастыре нет широко развитой иконописной мастерской. Потребность в ней большая. У нас очень активно развиваются самодеятельные иконописцы, а вот если бы молитвой освященные иконы на территории монастыря писались, в монастырской мастерской, это было бы очень важно для Православия в Эстонии. И не только в Эстонии.

– ЭПЦМП активно участвует в дискуссии о преподавании религиоведческих дисциплин, которая ведется в Совете Церквей Эстонии. Да и к другим аспектам жизни современного общества Церковь, наверно, не остаетя равнодушной.

– К сожалению, социальная деятельность у нас очень слабо развита. Прежде всего потому, что мы материально очень слабы, и существуем только за счет тех пожертвований, которые получаем от приходов. У нас недвижимого имущества, которое могло бы приносить доходы, нет, и никакой отдельной помощи мы не получаем.

Что же касается подходов к преподаванию религиоведческих дисциплин, то эта тема нас, действительно, волнует. Ведь от того, как будет преподаваться религиоведение, и будет ли преподаваться вообще, во многом зависит, каким станет общество через 10, 20 лет.

И мы будем стараться сгладить то разномыслие, которое уже возникло в этом сложном вопросе, теперь у нас есть для этого возможности.

– Ну а в целом как бы Вы оценили отношения Церкви с государством?

– Всеми положительными сторонами мы старались и стараемся пользоваться для жизни нашей Церкви. В первую очередь тем, что имеем права юридического лица. Но это еще не значит, что мы находимся в равном положении с другими Церквями, не на бумаге – на деле. Разве мы в равном положении с ЭАПЦ? Например, и им, и нам выделяют по 20 тысяч на ремонт, хотя у тех есть имущество, недвижимость, с которой они имеют доход, а у нас этого нет. Они собственники – мы арендаторы. Тут тоже большая разница. Вопросы, которые для нас жизненно важны, как правило, решаются трудно и долго. Хотелось бы, чтобы поскорее произошел переход от слов к делу в вопросах толерантности к нам.

Обнадеживает, что государство в последнее время все чаще интересуется мнением Церкви по тем или иным вопросам. Например, в связи с судьбой памятника погибшим во Второй мировой войне.

– Священноначалие Эстонской Апостольской Православной Церкви считает очень важным вопрос возобновления канонического общения с Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата. Когда совместные богослужения двух православных Церквей могут возобновиться?

– На этот вопрос ответ известен. Во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Эстонию при мне состоялась его беседа с митрополитом Стефаном. Когда был задан этот самый вопрос, Патриарх сказал: "После того, как будут полностью выполнены Цюрихское и Берлинское соглашения между Константинопольским и Московским патриархатами". А эти соглашения "по эстонскому церковному вопросу" предусматривают обеспечение равных прав обеих Церквей, включая имущественные.

24–30 ноября, N 47 (17)

РЕКЛАМА