Книга "Религия в информационном поле российских СМИ" Проблемы изучения ситуации В современной системе российских средств массовой информации наблюдается развитие новых СМИ, отражающих жизнь в особо важных для трансформирующегося общества сферах. К таким СМИ принадлежит и конфессиональная пресса, процесс становления и развития которой является предметом научного интереса специалистов в области массовых коммуникаций. Этот интерес вызван несколькими причинами. Во-первых, самим характером формирования типологически самодостаточного сектора системы средств массовой информации. Во-вторых, формированием целевой аудитории такой прессы и активизацией информационного запроса на темы религиозной жизни не только у целевых групп конфессиональных СМИ, но и аудитории светских газетных и журнальных изданий, теле и радиоканалов. В условиях мультикультурного общества, тем более общества, переживающего смену социально-политического строя, особую остроту приобретает вопрос социальной интеграции, самоидентификации. В этом контексте межконфессиональный диалог, организованный и поддерживаемый конфессиональными СМИ и светской прессой, ориентированной на освещение религиозной жизни, становится эффективным средством достижения взаимопонимания и взаимодействия разных социальных групп.
Однако модель духовно-мировоззренческого взаимодействия через широкий информационный обмен с участием конфессиональных СМИ и светской прессы пока остается в большей степени идеальной моделью общения. Переход от идеальной модели к реальной нуждается в развернутом представлении о целевых задачах, формах и методах деятельности конфессиональных средств массовой информации и светских СМИ, информационных интересах и предпочтениях их аудиторий. Очевидно, что получить надежные данные по указанным направлениям возможно в результате комплексного исследования функционирования СМИ разных типов, обеспечивающих решение задачи межконфессионального диалога в поликонфессиональном государстве. Предпринятое исследование является пилотажным, ориентированным на получение адекватных методик изучения проблемы, и в первую очередь содержания тематических полей конфессиональной прессы и светских СМИ, уделяющих существенное внимание религиозной жизни.
Проблема изучения вопроса осложнена:
отсутствием полных данных о средствах массовой информации, реально выполняющих роль общерелигиозных коммуникаций (о количестве, тиражах, типологических особенностях как печатных периодических изданий, так и теле и радиопрограмм);
отсутствием данных о специфике аудитории таких СМИ и об отношении к ним читателей, слушателей, зрителей;
отсутствием данных о наличии и особенностях общерелигиозных СМИ в регионах;
отсутствием описательных и аналитических работ в области функционирования общерелигиозных СМИ;
неразработанностью концептуальных подходов к анализу деятельности СМИ профильного плана, специализирующихся на освещении религиозной сферы, и СМИ универсального характера, в содержании которых представлена религиозная проблематика;
отсутствием методических и методологических исследований содержания средств массовой информации, являющихся структурными элементами системы религиозной прессы.
|