Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34900.html


16 ноября 2006

Михаил Тарусин

Исследование "Религия и общество"

Часть 2. Количество воцерковленных

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Религиозная практика практически отсутствовала у подавляющего большинства населения в период до начала 90-х годов. В церковь ходили, в основном, люди пожилые, которые уже закончили активную социальную жизнь и могли не опасаться за свое положение в обществе. При этом люди, которые не вели жизнь активных верующих, тем не менее, могли считать себя православными по традиции.

Сегодня также человек может искренне считать себя православным или просто верующим, но при этом не посещать церковные службы и не соблюдать основы вероучения. Следует отметить, что такое отношение к религии сегодня характерно не только для базовой религии населения – православия, но и для поведения людей, принадлежащих к исламу (измерить активность поведения представителей других конфессий не позволяет объем их выборки в массиве данных). При этом степень религиозной активности в среднем по стране выражена в следующих данных:

"Как часто Вы посещаете религиозные службы?"

Варианты ответов

%

Респонденты

Раз в месяц и чаще

8,3

1 251

Несколько раз в год

20,8

3 166

Раз в год и реже

21,3

3 245

Не посещаю религиозных служб

45,9

6 971

Затрудняюсь ответить

2,4

366

Отказ от ответа

1,3

201

Всего

100

15 200

Таким образом, если брать первые четыре строки (содержательные ответы), мы получаем пирамиду из 4-х групп респондентов по степени религиозности или отсутствия таковой (см. схему 1). Вершина пирамиды состоит из наиболее активных в религиозном отношении людей, основание – это те, кто вообще не посещает религиозных служб (45.9 %).

Следует участь, что среди тех кто посещают службы несколько раз в год (20.8 %) находятся не только такие люди, которые не испытывают потребности к более частым посещениям, но и те, кто не может делать это часто (около 30 % из них – жители поселков и деревень, где может не быть действующих храмов).

Верхнюю группу (8.3 %) мы можем определить как группу воцерковленных людей. Характерно, что эта группа обнаруживает явные тенденции к росту, что показывает гистограмма, где количество активно религиозных людей (посещают храм раз в месяц и чаще) в октябре 1992 года составляло 4 %, а в августе 2000 – уже 6 % (данные ФОМ) (см. схему 2).

Таким образом, получается следующая динамика роста числа воцерковленных:

4 % (1992) —> 6 % (2000) —> 8 % (2005)

Таким образом, объем этой группы за исследуемый период увеличился в два раза. Валидность данных подтверждают показатели количества верующих, совершающих таинство причастия. В 1992 году те, кто совершает причастие несколько раз в год, просто не попали в случайную выборку, хотя респондентов, причащающихся один – два раза в год уже тогда было зафиксировано 7 %. В 2000 году регулярно причащающихся насчитывалось уже 4 %, а совершающих причастие один – два раза в год – 8 %. Соответственно, в 2005 году эти цифры стали еще выше. Если сложить всех причащающихся чаще одного раза в год, динамика будет следующей:

7 % (1992) —> 12 % (2000) —> 18 % (2005)

При этом количество посещающих церковные службы несколько раз в год и чаще на сегодняшний день составляет порядка 29 %:

"Как часто Вы посещаете религиозные службы?"

Варианты ответов

%

Респонденты

Раз в месяц и чаще

8,3

1 251

Несколько раз в год

20,8

3 166

Соответственно, две трети из них (18 % от 29 % составляет 62 %) причащаются чаще, чем раз в год, что является признаком воцерковленности (см. схему 3).

Таким образом, исследования, проводимые с начала 90-х годов, дают устойчивую динамику рост числа воцерковленных людей, причем происходит это на фоне общего увеличения числа верующих. Если рассматривать этот вопрос в разрезе конфессий, то выборка опроса позволяет оперировать только с православием и исламом:

Как часто посещают религиозные службы

Конфессия

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Православие

11 %

29 %

27 %

31 %

Ислам

12 %

14 %

14 %

50 %

Вместе с тем, в данном материале мы будем рассматривать социальные группы без деления на конфессии, чтобы оценить общие тенденции общества в отношении к религии.

Если проследить динамику людей, отвечающих на вопрос об отношении к вере, то за последние пятнадцать лет данные выглядят следующим образом:

1991

1997

1999

2001

2005

Православные

34

50

55

57

62

Атеисты ("верующим себя не считаю")

40

36

31

30

29

Прочие вероисповедания

10

8

9

8

8

Затруднились ответить

16

6

5

5

1

Количество людей, считающих себя православными (при том, что в догматическом понимании они таковыми могут и не быть) увеличилось почти в два раза. Наибольший прирост произошел в период с 1991 по 1997 год (16 %), далее число православных увеличивалось примерно на 5-7 % каждые пять лет. По-видимому, можно ожидать, что объем людей, причисляющих себя к православию может достигнуть 70-75 % к 2015–2020 гг.

Количество неверующих, напротив, за этот же период сократилось с 40 % до 29 %, т.е. на 11 %, что существенно меньше, чем прирост православных, который во многом произошел за счет самоопределения тех, кто в 1991 году затруднялся определить свое отношение к религии.

РЕКЛАМА