Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34879.html


16 ноября 2006

Владимир Креславский

Ангелы со звездами героев

Правда и ложь о подвиге Зои и Александра Космодемьянских

Источник: http://www.russianews.ru Россия

– Данечка, дорогой! Ты мне скажи, он что-нибудь говорил?!

Растрепанная женщина бежала за разъезженной извозной кобылой и пыталась ухватить сидевшего на ней полупьяного мужика.

– Пошла, Федоровна! Пошла!

Мужик огрызался незлобно, отводил глаза, в его голосе чувствовалась виноватость.

– Ну хоть что-нибудь, Данечка! Он же тебя крестил! Побойся Бога!

– Бога нет, – фыркнул Даниил, но кобылу придержал. – Иди домой, Федоровна, – примирительно проговорил он. – Как бы еще какой беды не вышло.

– Да какая же еще беда?! – заплакала женщина и тяжело опустилась в размешенную после дождя грязь. – Дети-сироты и все мал мала меньше, – она уткнулась в ладони и, уже ничего не стесняясь, зарыдала в голос. – Как жить дальше? Может, батюшка хоть перед смертью какое слово сказал? Благословил на что? Вот я тебя и пытаю, Даня, вот я и пытаю...

Скрывая собственное смущение, мужик отвернулся, но пробурчал:

– Ничего он не сказал, бредил все. О каких-то двух ангелах говорил. Что придут они скоро, чистотою овеют да и поднимутся на небеса. Только ведь ангелов-то нет! Чушь все это! Бредни религиозные!

Последние слова мужик прокричал, пришпорил кобылу и, обдав женщину комьями грязи, скрылся из виду.

Она еще какое-то время сидела, потом с трудом поднялась и побрела в сторону большого села.

Видимо, у этого разговора был свидетель, потому как еще долго деревенские кумушки передавали друг другу историю о двух ангелах, что придут и уйдут, ничего в этой жизни не сумев исправить.

Потомки Космы и Дамиана

Фамилия Космодемьянских в Тамбовской губернии носили многие священнослужители. До Петра Ивановича настоятелем осиногаевского храма был его дядя – Василий Иванович Космодемьянский, а до него дед, прадед и так далее. Да и родился Петр Иванович в семье священника 22 августа 1872 года.

Имена святых братьев Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна) в фамилии ко многому обязывали. Прославились они не только своими лекарскими талантами, но и тем, что никогда не брали за свое мастерство платы. Легенда гласит, что после смерти родителей братьев посетил Дух Святой, который, наделив сирот талантами, однако же, предупредил: "Даром получили, даром и отдавайте". Но однажды Дамиан принял от одной из вылеченных им женщин в дар яйца, чем так расстроил Коему что тот даже похоронить себя завещал отдельно от брата. В любом случае в святые летописи вошли они как "бессребреники" и фамилию Космодемьянских просто так заслужить было нельзя.

После окончания Духовной семинарии его определили псаломщиком в храм села Большая Липовка Моршанского уезда, где он организовал церковно-приходскую школу для деревенских детей, в 1900 году был рукоположен в священники, а в 1906-м после смерти дяди Петр Иванович стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осино-Гай.

Когда-то в этих местах были густые осиновые леса, но к началу прошлого века от них ничего не осталось, плодородные почвы разъедала коррозия, а однажды находившаяся на краю села изба даже сползла в подступивший вплотную овраг, похоронив под собой всех своих обитателей.

Село насчитывало почти тысячу дворов, из каждой семьи кто-то обязательно подрабатывал в городе, и доброжелательный священник пришелся в Осино-Гае как нельзя кстати. Он и учил, и лечил бесплатно, а в случае нужды всегда мог деньгами выручить. К тому же будучи женат и имея четырех сыновей, отец Петр не сторонился и простой деревенской работы – сеял и жал хлеб, содержал скотину. Старшего сына – Анатолия отправил в Духовную семинарию и помогал ему, чем мог. И казалось, ничто не в состоянии нарушить устоявшегося годами хода вещей, как грянула революция.

"Беднота – не голытьба, а голытьба – не добродетель"

Пожалуй, нигде так не чувствовалось разделения на "красных" и "белых", как на Тамбовщине. Недаром подавление крестьянского мятежа именно в этой губернии выделялось в советских учебниках наравне с основными сражениями Гражданской войны.

Уже к середине 1918 года Тамбовская губерния из числа снабжавших хлебом перешла в число особо нуждающихся. Беспощадное изъятие зерна и репрессии против тех, кто пытался его укрыть, коснулись почти каждой деревенской семьи. А Новогайский комитет бедноты отличался чуть ли не особыми зверствами. И естественно, что отец Петр Космодемьянский не мог остаться в стороне от проблем ставшего для него родным села.

По воспоминаниям старожилов, записанным уже в 1980-е годы, на День Святой Троицы батюшка недвусмысленно заявил, что так называемые комбеды не бедных и сирых представляют, а голытьбу, не желающую работать и под видом "борьбы с эксплуататорами" занимающуюся обыкновенными грабежами. Конечно, ему этого не простили.

В ночь с 26 на 27 августа 1918 года подогретые алкоголем бандиты выволокли священника из дома, на глазах жены и трех младших детей избили до полусмерти и, привязав за руки к седлу, проволокли Петра Ивановича по всему селу и сбросили в Сосулинские пруды.

Вроде бы той же ночью и состоялся разговор Лидии Федоровны Космодемьянской с одним из палачей ее мужа, в котором тот припомнил, что перед смертью батюшка поминал двух ангелов, что придут и уйдут, так и не сумев помочь остающимся на земле грешникам.

Тело священника обнаружили только весной, и по свидетельству все тех же очевидцев, "было оно неиспорченным и имело восковой цвет". Похоронили на кладбище вблизи церкви Знамения, в которой Петр Иванович служил последние годы.

От беды не убежишь

Хотя считается, что о дальнейшей судьбе семьи Космодемьянских все известно, новые документы и свидетельства, появившиеся уже в последние годы, помогают взглянуть на нее по-новому. В знаменитой книге "Повесть о Зое и Шуре" мать героев – Любовь Тимофеевна Космодемьянская со всей откровенностью рассказывает о тяготах, которые пришлось ее семье пережить, но и она не могла рассказать обо всем. Ну как, например, можно было написать, что и дедом, и прадедом, да, наверное, и прапрадедом героев-комсомольцев были священники, а их нескончаемые переезды с места на место перед войной были вызваны прежде всего боязнью репрессий? Только однажды вроде бы можно углядеть намек на существовавшую в семье легенду – это когда Любовь Тимофеевна вспоминает, что ее малолетнюю дочурку в Осино-Гае односельчане сравнивали с ангелом.

После гибели Петра Ивановича Космодемьянские еще какое-то время оставались на прежнем месте. Но Лидия Федоровна даже похоронить мужа не решалась, пока не получила от новых властей разрешение. Старший сын – Анатолий оставил учебу в Тамбове и вернулся в деревню, чтобы помогать матери с младшими детьми. Когда те подросли, женился на дочери местного писаря Любе, 13 сентября 1923 года у них родилась дочь Зоя, а через два года и долгожданный сын Александр.

"Зоя была маленькая и хрупкая. Ходить она стала к одиннадцати месяцам. Окружающие ее любили, потому что она была очень приветлива и доверчива. Выйдя за калитку, улыбалась каждому прохожему и если кто-нибудь говорил ей:

"Пойдем ко мне в гости, ангелочек!" – протягивала ручки и тут же шла".

Любовь Тимофеевна и Анатолий Петрович учительствовали, но в 1929-м началась коллективизация и Космодемьянским припомнили их происхождение. Разъехались почти все: младшие – на юг, а Анатолий с семьей – в Сибирь, в небольшую деревню Шиткино на Енисее. Только Лидия Федоровна уезжать отказалась, заявив, что похоронена будет рядом с мужем.

Анатолий же с семьей сменил еще несколько мест, пока наконец не оказался в Москве у дальних родственников жены.

Поначалу казалось, что жизнь налаживается – Любовь Тимофеевна учительствует, отец устраивается на работу в Тимирязевскую академию, Космодемьянские получают квартиру, но в 1933 году Анатолий Петрович умирает.

Сведения о причинах его смерти довольно противоречивые. По одним – он скончался от туберкулеза, но тогда почему о болезни не было известно раньше? По другим – умер Космодемьянский от какой-то инфекции, полученной на работе. Может быть, но в Тимирязевской академии с эпидемиологической безопасностью было строго и за здоровьем своих работников следили. Существует и третья версия – будто бы сведения о непролетарском происхождении Космодемьянских дошли до Москвы, и он сам, чтобы отвести репрессии от близких, ускорил свою гибель. Против этого говорят несомненная религиозность Анатолия Петровича и его сильный характер. В любом случае неожиданная смерть отца сплотила семью как ничто другое.

О предвоенных лишениях в "Повести о Зое и Шуре" Любовь Тимофеевна рассказывает немного, но очень емко. Дорогого, например, стоит рассказ о том, каким большим событием стала покупка в комиссионном магазине простенькой этажерки. Копили на нее целый год, а когда наконец купили, даже спать легли заполночь – налюбоваться не могли.

Но все невзгоды с лихвой окупали усердие и послушание детей – они не только учились на "отлично", но и по дому матери успевали помогать. "Ангелы у тебя дети, чистые ангелы!" – говорила Любови Тимофеевне старуха-соседка и тут же, будто испугавшись сказанного, прятала непослушный рот за сморщенной ладошкой.

Дело N Н-16440...

В конце восьмидесятых на волне развенчания всех и вся досталось от журналистов и Зое, и Александру Космодемьянским.

Шуру упрекали во взрывном характере и в том, что он то и дело влипал в неприятные истории. Мол, не случалось и дня, чтобы мальчик с кем-нибудь не подрался. Забывали, правда, упомянуть, что по свидетельствам одноклассников и учителей дрался-то Александр, заступаясь за слабых и за сестру, которая сама на любую нанесенную ей обиду только кротко улыбалась.

Откопали документы, что Зоя состояла на наблюдении в психоневрологическом диспансере. Только вот не говорили о том, что за год до войны девочка тяжело переболела менингитом, а в тридцатые годы таких больных именно там и наблюдали. Сторонников домыслов о психической болезни комсомолки не смущало даже то, что будь она на самом деле больна, никто бы ее в разведшколу не принял.

Впрочем, и самому Зонному подвигу тогда досталось. Нашлись и те, кто просто его отрицал: мол, совершила входившая во вторую группу Вера Волошина, а приписали Космодемьянской, и те, кто ставил под сомнение задачу, поставленную перед разведчиками. По их мнению, Зою задержали крестьяне, разгневанные тем, что она собиралась поджечь их дома, а в селе этом даже немцев не было, и для того, чтобы девушку им сдать, пришлось вести чуть ли не полночи в другую деревню.

И только рассекреченное уже в наши дни уголовное дело N Н-16440 по обвинению Василия Клубкова в предательстве и измене родине внесло окончательную ясность в события, произошедшие у села Петрищево в ноябре 1941 года...

Сразу после начала войны Зоя записалась в добровольцы и ее определили в разведшколу. Школа находилась недалеко от московской станции Кунцево, там она и познакомилась с Клубковым.

"Она мне сразу не понравилась... Смотрела так, будто хотела в чем пристыдить".

В середине ноября в школу поступил приказ сжечь деревни, в которых расквартировались немцы. Создали два подразделения, каждое по десять человек. Но у деревни Петрищево 22 ноября оказались только трое – Космодемьянская, Клубков и более опытный Борис Крайнев.

Решили, что Зоя должна поджечь дома в южной части деревни – там квартировали немцы, Клубков – в северной, а командир – в центре, где находился немецкий штаб. После выполнения задания всем нужно было собраться на том же месте и уже потом возвращаться домой.

Крайнов действовал профессионально, и его дома загорелись первыми, потом вспыхнули те, что располагались в южной части, в северной не загорелись. Крайнев прождал товарищей почти весь следующий день, но они так и не вернулись.

Из протокола допроса Бориса Крайнова: "О задержании Космодемьянской мне стало известно только 15 января, то есть после освобождения деревни Петрищево, когда нашими частями было обнаружено ее тело. Потом мы виделись с Клубковым – он сказал, что в деревне встретил немцев и ничего не успел сделать. Пошел обратно на место встречи и его захватили в плен, откуда он бежал. Меня тогда уже удивило, что сам он о Зое не спрашивал".

Из протокола допроса Василия Клубкова: "Когда я подходил к зданиям, которые должен был поджечь, то видел, что участки Космодемьянской и Крайнова загорелись. Подойдя к дому, я разбил бутылку с зажигательной смесью и бросил ее, но она не загорелась. В это время я увидел невдалеке от себя двух немецких часовых и решил убежать в лес, расположенный в 300 метрах от деревни. Как только я прибежал в лес, на меня навалились два немецких солдата и сдали немецкому офицеру. Он наставил на меня револьвер и потребовал, чтобы я выдал, кто вместе со мной прибыл поджигать деревню. Я рассказал, что нас всего пришло трое, назвал имена Крайнева и Космодемьянской. Офицер немедленно отдал какое-то приказание и через какое-то время привели Зою. Ее спрашивали, как она поджигала деревню. Космодемьянская отвечала, что деревню она не поджигала. После этого офицер начал избивать ее и требовал показаний, она молчала, и тогда ее раздели догола и в течение 2-3 часов избивали резиновыми палками. Но Космодемьянская говорила одно: "Убейте меня, я вам ничего не расскажу". После чего ее увели, и я ее больше не видел".

Клубкова судили и расстреляли.

Восхождение

Именами героев – Зои и Александра Космодемьянских были названы улицы и площади почти во всех советских городах, создавались мемориалы, ставились памятники...

Но, пожалуй, самой искренней и доброй является память земляков Зои и Шуры из Осино-Гая.

Хотя здесь им и установили памятник только к 50-летию Победы в 1995 году, об ангелах, что придут и уйдут, так и не сделав людей счастливее, помнили всегда.

В 1946-м, когда это стало возможно, в Осино-Гае снова открыли церковь иконы Знамение Божией Матери. Как ни странно, она почти не пострадала – все, вплоть до серебряных подсвечников, было возвращено сельчанами в храм.

На могиле отца Петра поставили крест со склоненными у его подножия двумя ангелами. И сельчане не сомневаются, что, умирая, священник предвидел мученическую смерть своих собственных внуков.

Сейчас в Тамбовской епархии рассматривается вопрос о канонизации отца Петра...


ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ

Зоя Анатольевна КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай (Гавриловский район Тамбовской области). В 1930 году семья переехала в Москву, где Зоя окончила 9 классов средней школы N 201. В октябре 1941 года добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавший по заданию штаба Западного фронта на можайском направлении. В конце ноября 1941 года в деревне Петрищево (Рузский район Московской области) отважная партизанка сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня ночью при повторной попытке совершить поджоги была схвачена немецким часовым. Несмотря на жестокие пытки и истязания, партизанка не выдала военной тайны и не назвала своего имени. В полдень 29 ноября 1941 года она была казнена фашистами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Памятники установлены на Минском шоссе близ деревни Петрищево и в Москве – на платформе станции метро "Партизанская".

Александр Анатольевич КОСМОДЕМЬЯНСКИЙ родился 27 июля 1925 года в селе Осино-Гай (Гавриловский район Тамбовской области). В апреле 1942 года написал заявление в Наркомат обороны СССР: "Прошу отправить меня в бронетанковое училище. Хочу быть активным участником Великой Отечественной войны. Я отомщу гитлеровским воякам за смерть своей сестры – Зои Космодемьянской. Я обязуюсь отлично овладеть специальностью командира тяжелого танка. Смерть и разрушение будет сеять доверенный мне танк. Я буду честно служить своей Родине и, если понадобится, не пощажу своей жизни для полного уничтожения гитлеризма".

В апреле 1945 года батарея самоходных орудий гвардии старшего лейтенанта Александра Космодемьянского в боях за опорный пункт Метчетен подбила 2 танка, разрушила 18 дзотов, истребила более 50 фашистов. При выполнении задания 13 апреля 1945 года Александр Космодемьянский пал смертью храбрых. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

16.11.2006

РЕКЛАМА