Михаил Тарусин Исследование "Религия и общество" Часть 1. Отношение к религии Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.
Первые массовые исследования религиозности в России начались в конце 80-х годов XX века. До этого подобные опросы не проводились по идеологическим соображениям, т.к. Советская власть подозревала, что количество верующих может превысить уровень, допустимый в атеистическом обществе (каковым тогда считался "советский народ"). Вместе с тем, в точном определении нуждались сами понятия отношения человека к вопросам веры.
Отношение общества к религии в социологии всегда измерялось достаточно внятными шкалами, но сами эти шкалы были сконструированы по различным основаниям. Так, например, часто используются шкалы с вопросами "Считаете ли Вы себя верующим человеком?", "Верите ли Вы в Бога?", "Какую религию Вы исповедаете?" и т.д. Поскольку отношение к подобным вопросам носит сугубо личный характер, то и интерпретация получаемых результатов могла быть неоднозначной.
Отдельно меряется уровень религиозности, где на одном полюсе находятся люди воцерковленные, регулярно посещающие религиозные службы и соблюдающие догматические основы вероучения, на другом – не посещающие религиозных служб вообще, а также атеисты. Как показывают опросы общественного мнения, это понятия существенно различаются – к примеру, среди тех, кто сегодня не посещает религиозные службы, 42 % называют себя исповедующими религию и 48 % говорят, что верят в Бога (данные ИнОП). В целом, последние полученные масштабные данные среди всего населения старше 18 лет, по отношению к вере имеют следующие значения:
"Какую религию Вы исповедуете?" |
Варианты ответов |
% |
Респонденты |
Православие |
61,9 |
9 411 |
Не исповедую никакого вероучения, я атеист |
15,1 |
2 301 |
В Бога верю, но не исповедую конкретного учения |
14,0 |
2 123 |
Ислам |
6,7 |
1 016 |
Другое |
1,2 |
188 |
Отказ |
1,1 |
161 |
Всего |
100,0 |
15 200 |
Несмотря на значительный вес считающих себя православными следует понимать, что это самоопределение лежит скорее в области исторической и этнокультурной, нежели религиозной. В сознании большинства людей православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает в человеке активное церковное поведение.
|