Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_34494.html


07 ноября 2006

Любовь Балакирева

Как сосчитать верующих?

На вопросы "Религии и СМИ" отвечает социолог Михаил Тарусин

Конечно, "титульной" религией в стране является православие, второй, по количеству верующих – ислам. Часть общества верит в Бога вне каких-либо религиозных учений и довольно мало представителей различных христианских конфессий и иудаизма. Что касается сектантов, то число их последователей так невелико, что при массовых опросах даже при крупных выборках (в нашем случае 15 000 респондентов) величина их выходит за пределы статистической погрешности выборки и не поддается анализу.


– Как сосчитать верующих? Какие существуют методики? Что такое социология религии и что она изучает?

– Вообще социология – наука об обществе, о свойствах его состояния и закономерностях развития. Однако современная социология – в некотором роде вещь в себе, кроме фокусов с процентами она плохо умеет описывать актуальные общественные процессы. Социология, постоянно общаясь с людьми, не смогла, на мой взгляд, наладить обратную связь с обществом и сегодня социологи пишут, в основном, друг для друга.

Однако современное российское общество настолько динамично, что не говорить о нем невозможно. Это касается многих сторон жизни и, в частности, взаимоотношений общества и религии. Выявлять характер таких отношений можно, в первую очередь, прямыми опросами населения, задавая людям вопросы об их отношении к вере.

При этом надо проявлять осторожность, т.к. большинство людей сегодня еще плохо понимают терминологию религии. К примеру, если человек считает себя православным, а таковых среди взрослого населения около 65 %, это не означает, что он является церковным верующим. Для определения этого понятия надо задавать вопросы о том, как часто человек посещает службы и выполнят ли основные догматы вероучения (в первую очередь таинства Исповеди и Причастия, если речь идет о православии). Тогда окажется, что "воцерковленных" людей в три раза меньше.

Таким образом, понятие "верующий" не является монолитным, имея внутри себя определенную социальную структуру отношения к религии. Об этой структуре я надеюсь рассказать на пресс-конференции, которая пройдет 8 ноября 2006 года в РИА "Новости".

– Сколько в России православных, мусульман, иудеев и буддистов? Сектантов? Можно сегодня называть Россию православной страной?

– Подсчет числа представителей разных религий – вопрос правильной методики и определенной стратификации. Но атеистами себя в стране сегодня считают примерно 15 % населения (кстати, 15 лет назад таковых было 40 %). Таким образом, остальные 85 % так или иначе связаны с верой. Конечно, "титульной" религией в стране является православие, второй, по количеству верующих – ислам (около 10-15 %) населения. Часть общества верит в Бога вне каких-либо религиозных учений и довольно мало представителей различных христианских конфессий и иудаизма. Что касается сектантов, то число их последователей так невелико, что при массовых опросах даже при крупных выборках (в нашем случае 15 000 респондентов) величина их выходит за пределы статистической погрешности выборки и не поддается анализу.

Сегодня вряд ли можно назвать Россию православной страной с канонической точки зрения, но вот считать Россию страной верующей вполне допустимо.

– Ваш прогноз количественного роста православных и мусульман в России?

– Рост числа верующих очевиден. Но, знаете, как в фильмах Михалкова есть всё – и мастерство, и талант и страсть, но только нет любви, так и социология – она меряет только внешние проявления, а внутренние движения фиксирует с большим трудом. Конечно, можно дать линейный прогноз, согласно которому число воцерковленных верующих в православии и исламе увеличится в три раза за ближайшие 25–30 лет. Но, как говорится – всяк крестится, да не всяк молится.

Необходимо изучать характеристики различных групп населения, состояние общества в целом, динамику его развития. Определенные результаты мы имеем уже сегодня, и непременно поделимся ими со всеми желающими.

Михаил Аскольдович Тарусин – руководитель социального отдела Института общественного проектирования

РЕКЛАМА