Петр Королев Помочь человеку услышать зов Божий Интервью с игуменом Димитрием (Байбаковым),
руководителем Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии За 12 лет Информационно-издательский центр Екатеринбургской епархии вырос в настоящий церковный медиахолдинг. Сегодня он издает не только периодику, но и книги, имеет собственную типографию, информационное агентство, несколько вебсайтов, телеканал "Союз", а также радиостанцию "Воскресение". О деятельности этой радиостанции мы попросили рассказать игумена Димитрия (Байбакова).
Отец Димитрий, расскажите, какой была первоначальная концепция радиостанции и изменилась ли она впоследствии?
На одном из первых собраний наших сотрудников, летом 2003 года, я поставил такую задачу: сделать хорошее радио, на котором были бы представлены все стороны жизни человека: музыка, здоровье, сельское хозяйство, воспитание, техника, литература не было бы только насилия и разврата. Сколько времени в день вы молитесь? Час? Вот столько должно быть и чисто религиозных программ, может быть, чуть больше. Было желание не испугать людей, не оттолкнуть клерикализмом, а наоборот, привлечь разнообразием добрых и светлых программ. Примерно такой была первоначальная концепция. Жизнь доказала ее полную несостоятельность. Наши радиослушатели стали звонить и сначала просить, а потом требовать убрать из эфира светскую музыку: "Мы ее и на других волнах послушаем, а церковной больше нигде нет", не заниматься рассказами о том, когда сажать картошку: "Для садоводов есть специальные газеты и журналы, а со слуха мы все равно не запомним", и даже прекратить уроки английского языка: "Не надо нас убеждать, что это пригодится для паломничества". Примерно за год мы пришли к тому, что из всех программ выжили только православные. Именно такое содержание, сугубо церковное, оказалось наиболее востребованным.
Кто работает на вашем радио?
Весь штат Информационно-издательского центра состоит примерно из 200 специалистов, из них на радио трудятся 20 человек. Это очень разные люди. Часть профессионалы, проработавшие несколько десятилетий в Свердловской государ-ственной телерадиокомпании, часть молодежь, учащаяся или недавно отучившаяся в различных вузах. По степени воцерковленности представлен весь спектр: от постоянных прихожан до пока еще некрещеных. Для меня критерием отбора сотрудников является либо профессионализм, либо горячее желание работать. Вопросы веры я не ставлю во главу угла, за исключением единичных случаев, когда человека начинает "корежить" от церковной тематики. Такое редко, но, к сожалению, бывает. Естественно, невоцерковленность допускается только у технического персонала и рядовых журналистов, а руководители программ, выпускающие редакторы люди верующие, разбирающиеся в теме, иначе вместо научения и просвещения получится, что мы вводим слушателей в соблазн, что категорически недопустимо.
В начале каждого часа на радио "Воскресение" звучит довольно большой новостной блок. Как происходит отбор новостей? В каком ракурсе затрагиваются политические события? Говорите ли вы о новостях, касающихся иных конфессий и вероисповеданий?
В наш медиахолдинг входит Информационное агентство Екатеринбургской епархии, которое готовит новости для всех остальных участников холдинга: для радио "Воскресение", интернет-сайта, телеканала "Союз" и ряда периодических изданий. Конечно, тексты корректируются под ту или иную форму подачи. Такое организационное решение оказалось наиболее эффективным и в экономическом, и в творческом плане. Сотрудники Информационного агентства обзванивают приходы, отделы, общественные организации и готовят ленту епархиальных новостей, которой пользуются остальные журналисты. Что касается общецерковных событий, то, не мудрствуя лукаво, мы доводим до наших слушателей сообщения сайтов "Седмица.Ru" и "Патриархия.Ru". Излишне говорить, что их информационные продукты почти всегда безупречны и духовно безопасны, в том числе и освещение политических событий.
События из жизни иных конфессий мы перестали упоминать в новостях, поскольку реакция слушателей, мягко говоря, негативная. Люди звонят нам и говорят: "Нам неинтересно, куда поехал Папа Римский и как дела в Англиканской Церкви. Для нас есть только одна конфессия Православие. Остальные пусть живут как хотят". Это не "религиозная нетерпимость", просто люди не видят в этой информации ничего душеполезного для себя.
Не является ли профанацией трансляция богослужений, в первую очередь Литургии? Есть ли в этом насущная необходимость?
В начале я сам считал, что радио и телевизионные трансляции богослужений это профанация, граничащая с кощунством. Однако на Рождество 2004 года я скрепя сердце дал благословение на прямое вещание со службы в кафедральном соборе. Почему? Уговорили сотрудники, для которых чисто техническая сторона была интересной и необычной. Все вышло очень промыслительно: после трансляции мы получили шквал звонков, люди благодарили нас со слезами. Вы даже представить себе не можете, сколько у нас престарелых и немощных людей сидят целыми днями в одиночестве! Хорошо, если хоть раз в год родственники смогут вывезти их в храм. Для многих из них радио становится единственным утешением в жизни, поэтому трансляцию богослужений мы считаем немаловажным социальным проектом.
Впрочем, мы всегда подчеркиваем, что никогда радиопередача не заменит живого участия в службе и, тем более, в таинствах. Тот, кому силы позволяют, должен быть в храме.
Каким образом ваше радио вписывается в бешеный ритм сегодняшней жизни?
Никак не вписывается. Мы, наоборот, стараемся вырвать человека из этого нездорового ритма. Согласитесь, что весь строй православного богослужения совершенно не согласуется с темпом современной жизни. Но это не значит, что вековой устав богослужения надо подогнать под хаос расцерковленного общества. Напротив, все в Церкви, в том числе и церковное радио, должно приостанавливать человека в его торопливом беге.
Ведь для того, чтобы вникать в духовные беседы, необходима внутренняя сосредоточенность, но и сами рассуждения о сложных вопросах должны быть доступны для простых людей. Послушайте лекции профессора Алексея Ильича Осипова! Это невероятная простота изложения при невероятной же глубине и содержательности. Современный работающий человек просто не может не заслушаться его лекциями. И заслушиваются, и звонят, и пишут, и просят повторить: в третий, в пятый, в десятый раз. Конечно, очень многое зависит от лектора, но в целом аудитория вполне готова к такой форме подачи материала. Люди уже устали от шоу, от фейерверков, от отсутствия мыслей в передачах. Богословские рассуждения действительно востребованы.
Отец Димитрий, отчего так невысок процент молодежи среди ваших слушателей?
По данным статистических исследований, наша аудитория выглядит так: слушателей до 18 лет 6 %, от 18 до 30 лет 19 %, от 30 до 60 лет 55 %, старше 60 лет 20 %. Молодежи действительно мало, но, с одной стороны, эта статистическая картина очень похожа на возрастное распределение прихожан наших храмов. С другой стороны, молодежь сегодня в интернете, а не с газетой и не с радиоприемником. Даже телевидение отошло на второй план. Но это не значит, что надо ликвидировать радио как явление, просто стоит учитывать, что основная аудитория это люди старше 30 лет, с более размеренным ритмом жизни. С молодежью стоит работать через интернет, а еще лучше вовлекать в реальные мероприятия: походы, концерты, спортивные соревнования, творческие вечера... Молодежь к этому готова и, мне кажется, даже ждет, чтобы на нее наконец обратили внимание и перешли от общих слов о духовности к реальным и интересным делам.
Есть ли истории обращения в Православие благодаря вашему радио?
По моему глубокому убеждению, никакие СМИ обратить в Православие не смогут, если Сам Бог не коснется сердца человека: радостью ли, скорбью ли... Задача православных СМИ помочь человеку правильно расслышать этот призыв Божий. Не стоит полагать, что, послушав православное радио или почитав православную газету, человек тотчас же станет верующим. Конечно, у православных изданий обязательно должна быть миссионерская функция, однако не стоит при этом замахиваться на мессианскую. Православные СМИ один из многих инструментов воцерковления людей, впервые обративших к Богу свой взор, научения уже идущих, укрепления верующих.
Представьте себе человека, которому наши газеты, радио, телевидение показали красоту Православия, объяснили, что в службе надо участвовать лично и наконец-то привели в храм. Остальное зависит уже от того, как его встретят за свечным ящиком, сможет ли батюшка с любовью и грамотно ответить на волнующие вопросы. Всем нашим СМИ будет грош цена, если пришедшие в храм не увидят личного благочестия, искренности веры и готовности "дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петр. 3:15). Поэтому наши внешние усилия издание и вещание должны быть объединены с подлинной духовностью и мирян, и духовенства.
Беседовал Петр Королев,
I курс МДА
|